Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я, может быть, запомню,
Вовлеки меня, и я пойму.
Конфуций (450 г. до н.э.)
Каким должен быть учитель? Каково его назначение? Что должен ученик получить в школе?
Учитель, прежде всего, не человек, дающий готовые истины, а друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник.
«Ребенок должен научиться жить», - считал П.П. Блонский еще в 1916 году. «Жить» - означает не только познавать действительность, но и преобразовывать ее.
«Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.»- писал Лао Цзы. Как мудры и правильны эти слова!
Школа для ребёнка - это частица жизни, и, понимая это, я приучаю своих учеников решать любые проблемы, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике, помогаю ребятам войти в мир реальных человеческих отношений.
Русский язык и литература…роль этих предметов в школьной жизни велика. Моя миссия Учителя заключается в том, чтобы сохранить уважение к родному языку, национальным традициям и, самое главное, грамотную русскую речь.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» (Л.Н. Толстой).
Хорошо , если современный учитель сможет научить детей учиться. Для этого он сам постоянно должен находиться в состоянии творческого поиска , видеть в своих учениках Ломоносова, Ахматову или просто добрую, любящую, заботливую маму. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы вдохновения: это были моменты счастья. Творчество — это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Оно возвышает человека, обогащает его духовный мир, приближает к идеалу, к вечной мечте о прекрасном.
Творчество — это созидание. В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусств; во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов и, в-третьих, — научное познание, так сказать, созидание разума. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопереживание героям, воображение — первая ступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в приготовлении блюд и сервировке стола, в шитье одежды и т. д. Впрочем, эти элементы творчества могут быть сведены, в конечном счете, к искусству, изобретению, науке.
Ребенок, ежеминутно открывающий для себя все новые тайны мира, окружающего его, обладает колоссальным творческим потенциалом: у него свободное воображение, не скованное правилами и запретами. Его творческое развитие балансирует между подлинными ценностями и мнимыми, между прекрасным и безобразным.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание — имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то и другое. Так, писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве и употребленными разными людьми миллионы раз; его языковое творчество проявляется в наилучшем выборе слов, новых оттенков его значения в необычных сочетаниях, в создании образов, «переносных» смыслов.
Конструктор, проектируя машину, вводит в нее целые узлы, механизмы передач, агрегаты, которые до него использовались в других машинах; творческую же часть составляют новые решения, новое использование известных узлов и деталей, изобретение, а также технология изготовления и применение созданной машины.
Нам скажут: теперь машину конструирует компьютер, который «просчитывает» десятки возможных решений конструкторской задачи, выбирая лучшее. Но это не означает отказа от творчества, оно лишь переносится на ступень выше: теперь оно не в механическом пересчете данных, а в постановке задачи компьютеру, да и в создании такого компьютера, который способен решать предложенные ему задачи.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых!) не составляют творческого элемента.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Но не думайте, будто для творчества нужны лишь фантазия, выдумка, воображение. Для любого вида творчества необходимы богатые знания, прочные умения, высокая культура!
Л.Н. Толстой писал : «Главное в педагогике творчества — не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии»» в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.