Н. Г. Молочко, учитель русского языка и литературы ГУО «Бурковская средняя школа» Брагинского района Гомельской области
М. Ломоносов — первый наш университет
Цели урока: знакомство с творчеством писателя и учёного; выявление характерных особенностей оды как жанра периода классицизма, его основных тем и художественных средств; проверка первичного осмысления теоретического содержания темы; воспитание любви к родине, понимание значения науки и образования в жизни человека.
Эпиграф:
С Ломоносова начинается наша литература...
Он был её Петром Великим.
В. Г. Белинский
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке речь пойдёт о творчестве человека, который стал лицом своего времени. Как не мыслится история России без Петра I, так не мыслится культура XVIII века без Ломоносова. «Первый наш университет» — так характеризует его научную и литературную деятельность Пушкин.
Составление тезисов по теме «Развитие русского национального языка и литературы в период классицизма».
— Чтобы глубже понять значимость всех открытий и реформ Ломоносова, остановимся на характеристике эпохи XVIII века в России.
Учащийся 1. В XVIII веке в Москве ломались вековые устои. Было неспокойно. В новой столице строили корабли, брили бороды, на площадях воздвигали триумфальные арки в честь побед и эшафоты для непокорных. Из потешных полков возникла могучая армия, новый флот утверждал величие новой России, бросившей вызов Швеции — самой сильной тогда державе Северной Европы. Преобразования коснулись всех сторон общественной и экономической жизни. Вместо обветшалой боярской думы был учреждён Сенат. Росло число мануфактур и горных заводов. Рушился былой авторитет церкви. Началось бурное развитие науки и светского образования, была создана академия наук (1725), Московский университет (1755).
— Эти коренные преобразования отразились и на состоянии национальной культуры. Переломная эпоха русской истории стала переломной и в развитии литературы и языка. Сейчас мы послушаем выступления учащихся и составим тезисы по теме «Развитие русского национального языка и литературы в период классицизма».
Учащийся 2. XVIII век — это время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время с особой остротой предстают перед учёными мужами задачи просвещения отечества. Предыдущая эпоха оставила нам в наследство грамматическую неупорядоченность, чрезвычайную лексическую пестроту языка. Естественно, это усложняло ведение документов, обучение грамоте. Проблемы эти были настолько актуальными, что к их разрешению нередко был причастен сам Пётр I.
Учащийся 3. При непосредственном участии Петра I была проведена реформа алфавита. Отлитый на Печатном дворе в Москве новый гражданский шрифт стал резко отличаться от графики богослужебных книг. Исходя и; практической программы преобразования общества и экономической жизни России, Пётр ] требовал от делового, официального языка простоты и точности выражения, целенаправленно и настойчиво устранял церковнославянский язык из светской литературы и особенно и; научных сочинений. Очень требовательно относился к языку «Ведомостей», первой русской печатной газеты, которой придавал большое общественно-воспитательное значение.
Учащийся 4. Было бы, однако, неправильно полагать, что реформаторская деятельность Петра I означала полный разрыв с прошлым и пренебрежение национальными традициями. Ещё юношей, осматривая Патриаршук библиотеку и найдя в ней разбросанные или истлевшие книги, он повелел Никите Зотову «Привести в порядок, сделать опись и хранить ту библиотеку за царской печатью».
Учащийся 5. В Петровскую эпоху резке возросло количество книг научного и светского (нерелигиозного) содержания. За это время напечатано более 600 книг различных наименований. Но предметом особой заботы Петра I стали словари. Поощряя составление переводных словарей, он преследовал важную практическую цель — облегчить освоение западной науки и культуры. Более того, он находил время и сам участвовал в этом важном деле.
Учащийся 6. Несомненно, вникая в каждый шаг развития национальной культуры, Пётр I способствовал становлению русского литературного языка. Жизнь по-прежнему требовала упорядочения языка. Отсутствие грамматических и стилистических норм не только затрудняло языковую практику, но и противоречило требованиям классицизма, в основе которого лежит рационализм, жёсткая нормативность, иерархия жанров, призванная регулировать художественное творчество. Осуществление этих задач оказалось под силу лишь гению Ломоносова.
Учащийся 7 рассказывает краткую биографию Ломоносова, читает стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник».
Учащийся 1. Поразительно много сделал Ломоносов в области гуманитарных наук, но наиболее значимы его труды по грамматике и стилистике. Грамматика Ломоносова — это первое нормативно-стилистическое пособие, в котором регламентируется употребление существовавших тогда форм слов. Так, он указал, что для высокого стиля рекомендуется употреблять формы существительных на е, а для простого стиля — на у: в поте лица труд совершить, но в поту домой прибежал. Следы этих грамматических вариантов мы находим и в современном языке.
Учащийся 2. Не меньшее историческое значение имело его учение о трёх стилях. Историческая задача состояла в соединении русских (в том числе просторечных) и церковных элементов в пределах одного литературного языка (ведь полный отказ от церковнославянизмов, с которыми вёл борьбу Пётр I, означал бы разрыв с книжной культурной традицией). Ломоносов соотнёс лексику русского языка с определёнными литературными жанрами и стилями. Это подготовило почву для создания единого русского литературного языка.
Учащийся 3. Ломоносов-учёный необычайно много сделал для формирования языка русской науки. Он внёс значительный вклад в создание доступной и удобопонятной научной терминологии. Учёный предложил такие физические и технические наименования, как воздушный насос, земная ось, жидкие тела, равновесие тел, сопротивление, упругость и десятки других.
Учитель зачитывает «Оду на день восшествия...», комментируя её и обращаясь по ходу чтения с вопросами к учащимся.
За что Ломоносов восхваляет Елизавету? Какие достоинства её характера и политические заслуги воспевает?
Далее речь идёт об отце Елизаветы — Петре I, которого поэт называет «человеком, каков не слыхан был от века». В чём же видит Ломоносов доблести Петра?
Что более значимо, важно для поэта: доблести отца или добродетели дочери?
В произведении возникает образ России. Какой её видит Ломоносов? Чем восхищается?
Почему ода Ломоносова не ограничивается воспеванием величия и богатств страны, а завершается гимном науке и призывом к юношам дерзать во славу российской земли?
Докажите, что ода написана высоким Стилем. К каким художественным средствам, стилистическим приёмам прибегает Ломоносов?
Назовите устаревшие слова, определите их лексическое значение.
Прочитайте восклицательные предложения. С какой целью употребляет их автор?
Назовите художественные средства выразительности (олицетворения, сравнения, метафоры). Что в них необычного?
Выразительное чтение отрывков из оды.
Учащиеся выразительно читают отрывки из оды.
Подведение итогов.
Одним из научных увлечений Ломоносова была разгадка тайн природы. Опережая науку, он с поразительной проницательностью описал в одах природу солнечного светила, северных сияний, частым свидетелем которых был, живя в Поморье.
Так чему же, по мнению Ломоносова, должен служить поэт? Давайте послушаем учащихся, которым было предложено осветить тему поэта и поэзии в форме диалога между М. Ломоносовым («Разговор с Анакреонтом») и Г. Р. Державиным («Памятник»).
Домашнее задание.
Подготовить связный рассказ об оде как произведении классицизма.