Работа духовно-нравственного воспитания учащихся старшей школы приобретает особо важное значение. Наряду с основными целями и задачами, стоящими перед выпускниками (успешное окончание школы, выпускные экзамены и выбор профессии) нельзя забывать о моральных устоях и нравственных ценностях. Именно на формирование незыблемых жизненных ориентиров и приоритетов молодежи XXI века направлено занятие, проведенное в форме классного часа: «Молодежь. Диалоги о нравственности».
Классный час на тему: «Молодежь. Диалоги о нравственности».
Ход классного часа:
1. Вступительное слово
– Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги, присутствующие в зале.
На сегодняшнем занятии мы поговорим о вас, молодежи XXI века, о ваших жизненных ценностях, приоритетах, стремлениях.
Но прежде чем начать наш разговор, я хочу вас познакомить с нашим гостем (на доску прикрепляется силуэт человека), который нуждается в вашей помощи. Нашему незнакомцу, как и Вам очень скоро, предстоит сделать шаг во взрослую жизнь, но каким должен быть его жизненный путь, на какие ценности опираться в жизни он пока не знает. Каким нужно быть человеком тоже. И я очень надеюсь, что сегодня в рамках нашего разговора мы поможем нашему гостю в выборе правильного направления.
Фотография 1
2. Компьютерная презентация «Молодежь XXI века»
– Поводом к сегодняшнему разговору стал портрет среднестатистического молодого россиянина, «нарисованного» Международным детским фондом ЮНИСЕФ:
«Сексуально раскрепощенный, курящий, раз или два в месяц балующийся легкими наркотиками, регулярно страдающий от головной боли, не спешащий трудиться и создавать семью, но мечтающий о хорошо оплачиваемой работе».
Первой моей мыслью было желание опровергнуть данное высказывание, но что-то меня остановило и мне захотелось обсудить с вами данную формулировку. Я позволила себе визуализировать портрет, и вот какая картинка у меня получилась (слайды презентации).
– Согласны ли вы с данным высказыванием? Или это точно не про вас? Объясните свое мнение.
Спасибо вам за ваши высказывания.
– Древнегреческий философ Сократ высказался о молодежи следующим образом: «Наша молодежь любит окружить себя роскошью, она дурно воспитана! Она смеется над своими начальниками и нисколько не уважает старших. Наши нынешние дети стали тиранами, они не приветствуют стоя, если в комнату входит старше по возрасту человек, спорят со своими родителями. Попросту говоря, они плохие. Жадно глотают пищу и изводят своих учителей».
– В обществе существует 2 мнения о молодежи: Внимание на экран. (видео)
Какие мнения услышали вы?
1) Молодежь деградирует.
2) Молодежь активна и мобильна.
Какого мнения придерживаетесь Вы?
( игра « Мяч» )
Рисунок 1
3. Обсуждение появления памятника «Детям, жертвам пороков взрослых»
– А сейчас я хочу познакомить вас с одним скульптурным ансамблем, который установлен в Москве, на Болотной площади. Он называется «Детям, жертвам пороков взрослых». 15-фигурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" установлена в Москве в восточной части сквера на Болотной площади.
Композиция торжественно открыта в День города, 2 сентября 2001 года.
Скульптурная композиция - это дар скульптора Михаила Михайловича Шемякина городу Москве. Памятник был заказан М.М.Шемякину бывшим мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. Мэр дал скульптору листок бумаги, где были перечислены человеческие пороки и попросил создать памятник.
Шемякин вспоминает: "Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: "Изобразите порок "детская проституция" или "садизм" (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей".
Композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" задумана как аллегория борьбы с мировым злом. Она состоит из 15-ти фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении трехметровых аллегорических монстров - жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб. Как пояснил скульптор, именно так по исторически сложившейся традиции принято рисовать пороки.
13 скульптур обозначают человеческие пороки:
Наркомания Проституция Воровство
Алкоголизм Невежество Лженаучность
Равнодушие Пропаганда насилия Садизм Для беспамятных
Эксплуатация детского труда Нищета Война
Обращаясь к будущим зрителям, М.М.Шемякин написал: "Скульптурная композиция „Дети - жертвы пороков взрослых" задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений.
Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: "Дети - наше будущее!"
Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".
И сейчас я предлагаю на это посмотреть ( видео)
Беседа с детьми. Что вы можете сказать о задумке, о памятнике, какие у вас остались чувства после увиденного, И последний вопрос. по чему у детей завязаны глаза?
Фотография 2
– Как известно, люди не рождаются с генами равнодушия, жаждой наживы, и другими пороками, и молодой человек, портрет которого мы обсуждаем не появился на свет таковым.
Откуда, на ваш взгляд, произрастают корни людских пороков? (беседа)
Из семьи, школы, улицы? Каковы причины их возникновения? Почему то, что 20 лет назад считалось постыдным, сейчас становиться нормальным явлением?
Варианты ответов детей, озвученные во время дебатов:
– что мы живем в новых условиях рыночных отношений;
– деньги имеют решающую роль в их жизни, нежели духовные, нравственные принципы;
– постепенная утрата семейных ценностей в обществе.
– Согласны ли вы со словами Святителя Игнатия Брянчанинова: «…как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».
–Сейчас предлагаю посмотреть еще один видео сюжет (про ветерана)
– Святитель говорит про неправильное воспитание. А кто должен воспитывать подрастающее поколение, семья, учитель, школа, телевидение? И что значит «воспитывать»? Может быть, надо ввести в школе уроки доброты, институт нравственности, и сколько часов отвести в школе на эти дисциплины? И т.д.
… Как бы вы охарактеризовали доброго открытого человека. Какая у него душа?
4. Дискуссия «Нравственность – устаревшее понятие»?
Каждый ребенок мечтает о том, чтобы как можно скорее повзрослеть. Бурное воображение рисует самые радужные перспективы.
Мы переходим к следующему вопросу
Какие цели преследует подросток для обретения счастья? ( игра « радиус желаний»)
Каждый человек в жизни к чему-то стремитьcя: поступить в институт, получить интересную рабoту, узнать нечто нoвое. Иногда в силу разных обстоятельств человек ради достижения целей переступает грань, которая заманивает своими временными удовольствиями, забывая о нравственных законах жизни.
– А что это за законы такие нравственные? Как вы понимаете смысл этого понятия – «нравственность»? Какими качествами личности должен обладать нравственный человек? Нравственность – это порядочность, искренность, доброта, любовь, вежливость, скромность, культура поведения, чистоплотность, благодарность, уважение, бескорыстие, дружелюбие, простота, милосердие, трудолюбие, выдержка, патриотизм и т.д. А может, быть нравственным человеком сегодня это несовременно, не модно?
Высказывания детей.
– Чтобы стать высоконравственным человеком надо пройти три ступеньки нравственности:
Познание:когда маленький ребенок познает, что такое хорошо и плохо.
Осмысление:когда мы можем дать любому поступку свою оценку, высказать свое отношение.
И собственно Поведение человекав той или иной ситуации.
Причем по мнению философа Гегеля, «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то это еще не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера». ( игра ситуации)
– Нравственные убеждения – это тоже не врожденные качества, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать. Имея отрицательное качество, надо сосредотачиваться мыслью на противоположном – положительном, тем самым вытесняя первое и развивая второе.
Предлагаю вам провести анализ нравственных качеств личности, присущих только вам, проранжировав их наличие у себя по 10 бальной системе:
вежливость | выдержанность | искренность |
гордость | грубость | заносчивость |
любовь | доверие | верность |
нравственная культура | совесть | способность к прощению |
скромность | сострадание | патриотизм |
милосердие | честь | правдивость |
трудолюбие | тактичность | порядочность |
И второе задание: Работая в группах (так, как вы сидите), выберите одно, самое важное на ваш взгляд правило нравственного поведения человека в обществе и одно положение из кодекса нравственных идеалов.
Правила нравственного поведения людей в обществе:
1. Необходимо быть великодушным с людьми.
2. Всегда и во всем слушайся свою совесть.
3. Не будь злопамятным, умей прощать.
4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.
7. Соблюдай правила поведения.
8. Не психуй, не капризничай, а делай так, как положено.
9. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.
Рисунок 2
Кодекс нравственных идеалов:
1. Гуманное отношение к людям.
2. Никогда не стремись сделать что-либо с выгодой только для себя.
3. Сначала думай о других, а потом о себе.
4. Если делать что-то, то делать на совесть.
5. Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
6. Будь справедливым к себе и к окружающим людям.
7. Уважай старших и заботься о родителях.
8. Строй отношения с людьми на доверии.
9. Делай людям добро, и оно вернется к тебе.
Фотографии 3–4
– Спасибо вам за вашу работу. А самое значимое и важное из правил нравственного поведения человека в обществе я прошу вас озвучить с небольшими комментариями и передать нашему незнакомцу.
6. Стихотворение Джона Рида «Потерянное поколение» / «Есть надежда»
И напоследок я прошу вас прочитать стихотворение Джона Рида «Потерянное поколение» / «Есть надежда». Это белый стих читает в обе стороны как символ двух противоположных сюжетов развития человечества. Какой из них выбрать – решать вам. ( видео)
7. Заключительное слово
– Я тоже отказываюсь верить, что ваше поколение потерянное. Я верю в вас, в ваши ценности, которые вы сегодня озвучили. Мы заканчиваем наш разговор. Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за вашу смелость, участие, поддержку. Мне бы очень хотелось, чтобы после нашего занятия у вас не было сомнения в выборе правильного жизненного направления!
На этом наш классный час окончен. До свидания!
3. Выводы и рекомендации к последующей работе
На примерах высказываний известных людей и литературных персонажей, учащиеся попытались найти ответы на такие непростые вопросы, как: «Откуда произрастают корни людских пороков?», «Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?», «Являются ли нравственные качества человека устаревшими в современном мире?».
Я Глубоко убеждена, что человек вооруженный самыми современными знаниями, но имеющий злое сердце способен употребить их себе во вред и во вред всему человечеству. Прежде всего, я учу моих воспитанников слышать голос своей совести и оставаться людьми во всех жизненных ситуациях. Считаю просто необходимым изыскивать любую возможность для разговора «по душам» со своими воспитанниками. Необходимо разговаривать не только о заслугах и победах наших соотечественников в прошлом, но и о том, что происходит в мире сейчас, сегодня, о чем говорят по телевизору, пишут в Интернете, обо всем, что может волновать подрастающее поколение. И тогда, я думаю, ответ будет очевиден: «” Потерянное поколение” перед нами, или все-таки “есть надежда” !?».