СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Молодежное движение в России XX – XXI вв. Исторический опыт. Проблемы и перспективы», посвященной 100-летию со дня рождения ВЛКСМ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Проблемы молодежного движение в России XX – XXI вв., исторический опыт и современность, опыт организации, управления и самоуправления в конкретных формах молодежного движения, теоретические основания и практические результаты. Исторический опыт и новые направления.

Просмотр содержимого документа
««Молодежное движение в России XX – XXI вв. Исторический опыт. Проблемы и перспективы», посвященной 100-летию со дня рождения ВЛКСМ»


Долгих Н.А, методист

МКУ «Информационно-методический

центр Мариинского района», член Кемеровского регионального общественного движения «Ветераны Комсомола»

К проблеме воспитания гражданственности и патриотизма в условиях обновленной России.

Б лизится знаменательная дата в нашей истории – 100-летие со дня образования ВЛКСМ. Комсомольская юность каждого из нас – это незабываемые яркие дни, большая, насыщенная жизнь, которую мы ценим за чистые помыслы, светлые надежды и бескорыстную дружбу. Жизнь, наполненная переживаниями и заботами о своей стране, большими и малыми делами, событиями, многие из которых стали достоянием истории. Каждому из нас есть что вспомнить, и эти воспоминания – не просто ностальгия по ушедшей молодости. Это – очень важные для нас живые странички истории нашего комсомольского братства, помогающие воссоздать то, чем мы жили несколько десятилетий назад, то, что вдохновляет нас и придаёт нам силы сегодня.

Главное достояние комсомола Мариинска и Мариинского района – люди, которые трудились вместе с нами. Многих из них уже нет в наших рядах, другие продолжают работать в ветеранских организациях, передают новым поколениям свой опыт, не дают угаснуть лучшим традициям, которыми мы гордились в 1960-е, 1970-е, 1980-е годы, гордимся и сегодня. Нельзя допустить, чтобы за пеленой времени тускнели, уходили в небытие имена наших соратников, чьё человеческое тепло согревало окружающих, а верность нашему знамени – воодушевляла и вселяла веру в самые светлые идеалы.

      Что для меня значит комсомол? Это – молодость, кипучая деятельность, насыщенность жизни значимыми событиями, которые переплелись с историей родного края, страны и, в целом, моей семьи. Конечно же, все лучшие и наиболее значимые события моей жизни связаны с комсомольской зрелостью, еще не было семьи, был только задор молодости и желание сделать что-то хорошее и полезное в этой жизни.
        Говоря о моей комсомольской юности, я с трепетом вспоминаю 70-е годы, которые дали мне, начинающему педагогу, столько значимых встреч и способствовали формированию моей гражданской позиции.
        Мне посчастливилось приобщиться к комсомолу еще в 1969 году, а с 1979 года я «взращивала» комсомольцев в школе и в средних учебных заведениях нашего города Мариинска. Частыми гостями на мероприятиях были ветераны войны и труда. Сегодня ушли в прошлое алые пионерские галстуки, барабанная дробь и сигналы горна, затухли пионерские и комсомольские костры. Но ведь дома, и в школе, и в школьных музеях хранятся не только близкие сердцу реликвии, но и живы воспоминания, связанные с лучшими годами детства и юности.

  Пример воспоминаний Нины Федоровны Долговой, 1931 г.р.
Мариинский р-н, с. Красные Орлы: «…Для меня комсомолец всегда был примером, так как мой дядя Николай Николаевич Зуев был секретарём комсомольской организации в городе Мариинске, а затем стал кадровым офицером Красной армии и с первых дней войны служил в Киеве, был политруком. Он писал такие письма, которые заставляли думать о себе, о своих поступках, о будущем нашей Родины и нашего народа. Мне в то время хотелось поскорее подрасти и вступить в комсомол, но были сомнения, примут ли? Ведь моего деда считали кулаком. Дадут ли мне рекомендацию?
          Война закончилась, мечта о вступлении в комсомол не покидала меня. Однажды в наше село приехали ребята – агитаторы из райкома комсомола. Выбрав момент, я подошла к секретарю партийной организации Ивану Степановичу Исаеву и рассказала о своих опасениях. Попросила дать мне рекомендацию. Он умным человеком был. На мои слова: «Ведь дед кулаком был!», он ответил: «Твой дед спал всего по три часа в сутки, работал, не разгибая спины, чтобы кормить семью и иметь хозяйство!». Он  дал мне рекомендацию. 16 декабря 1946 года  моя мечта сбылась! На бюро мы перезнакомились с ребятами из Камышенки, Суслово. Ещё  у меня была мечта стать учителем. В 1951 году я окончила школу и была направлена работать по рекомендации горкома комсомола старшей пионерской вожатой в Красноорловскую школу. Работа увлекла меня своей многогранностью. Была избрана членом бюро комсомола, запомнилось это время, так как все ребята были очень активные. Я была делегатом на четвертую областную конференцию. Мы часто собирались на комсомольские собрания. Вся работа была направлена на перспективы той организации, где проходили комсомольские собрания. Вопросы были самые разные: о политике, о моральном и нравственном поведении молодёжи, о профессиональных успехах…». Таких воспоминаний очень много! 100-летний юбилей Комсомола, который шагает сегодня по Кузбассу, дает возможность увидеть лучшее в соприкосновении времен, вспомнить прошлое, поговорить о настоящем, посмотреть в будущее…

В современном обществе одной из проблем воспитательной работы молодежи является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

«…Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм..». [2. с.3].

Образовательные организации Мариинского муниципального района проводили работу по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», и продолжают реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Приоритетным направлением воспитательной работы в школах Мариинского муниципального района является обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

«…Совершенствование форм и механизмов социального партнерства
образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной
политики, необщественных и некоммерческих организаций по
популяризации идей патриотизма;
создание условий для повышения активности ветеранских
организаций в работе с молодежью, использование их опыта,
нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений…». [1. с.7].

Гражданско-патриотическое, правовое воспитание - одно из основных направлений  воспитательной работы образовательных организаций, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.       

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей, где учащиеся собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.

В ходе поисковой работы членами музея собирается материал об истории пионерского движения, об истории комсомола, о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, об учителях-ветеранах педагогического труда и выпускниках школы – участниках локальных войн. Школьные Музеи постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям. В Музеях проводятся уроки Мужества; уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн; по афганской и чеченской войне; по страницам истории Комсомола и Пионерии. В Музеях работает постоянно действующая лекторская группа, которая выступает перед учащимися и гостями, проводит экскурсии.

Сегодня становится еще более актуальной задача развития Российского движения школьников во всех регионах. С учётом российского менталитета, в соответствии с которым развитие ребёнка в нашей стране всегда шло через коллективы (двор, улица, класс, пионерский отряд), необходимость и целесообразность создания детских, подростковых, юношеских объединений практически никем не отвергается. Напомним, что в соответствии с положениями указа «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины». [2. с. 3]. РДШ пригодится положительный опыт пионерии и комсомола. Было бы неразумно полностью от этого опыта отказываться и его игнорировать. Любой опыт несет как негативные, так и позитивные элементы, которые вполне можно использовать и сегодня. История убеждает: жизнеспособность страны — это не только политика, технологии, экономика, но и наличие прочного мировоззренческого, идейного, нравственного, духовного фундамента. Для нашей страны подобным фундаментом выступают: справедливость, совестливость, человеколюбие, любовь к Родине, уважение к её истории и культуре, готовность трудиться на благо Отечества. Всё это закладывается в процессе взросления в семье, в школах и ВУЗах, закрепляется в последующие годы. Закладывается и закрепляется не стихийно, не само собой, а в ходе системной информационной, воспитательной, просветительской работы и общественно-политического творчества самих молодых людей. Это значит, что указ нацеливает на выработку и реализацию новых форм и методов идейного, нравственного, духовного развития личности. И есть надежда на то, что те благородные цели, ради которых и создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», будут успешно воплощены в жизнь, что окажет позитивное влияние на решение одной из главных проблем будущего нашей страны — создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, и в первую очередь молодёжи.


Литература

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493. г. Москва.

  2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

  3. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».