Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Хангаласское районное управление образования
Улусный слет детского движения «Ханалас эрэлэ»
Конкурс социальных проектов ДОО «Единое детское движение: стремление вперед!»
Молодежный клуб «Школа дебатов»
Выполнил: Семенов Дмитрий,
учащийся 9 «а» класса
МБОУ «Покровская СОШ № 2».
Руководитель: Лукин Г.Я.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Покровская СОШ № 2».
Покровск, 2016 г.
Паспорт проекта
Информация о разработчиках проекта | Лукин Геннадий Янославович – учитель истории и обществознания МБОУ «Покровская СОШ № 2», руководитель проекта. Семенов Дмитрий, учащийся 9 класса МБОУ «Покровская СОШ № 2», автор и куратор проекта. Луковцева Татьяна Николаевна, зам. директора по ВР МБОУ «Покровская СОШ № 2», консультирование по составлению и реализации проекта. Саввина Мария Михайловна, организатор детского движения МБОУ «Покровская СОШ № 2», консультирование по составлению и реализации проекта. |
География проекта | Образовательные организации г. Покровска: ПСОШ № 1, ПСОШ № 2, ПСОШ № 3, ПСОШ № 4, ПУМГ, Покровский колледж бизнес-технологий |
Целевая социальная группа | Учащиеся 9-11-х классов школ и студенты |
Партнеры проекта | МБОУ «Покровская СОШ № 2»; Покровский колледж бизнес-технологий; РУО Хангаласского улуса, Центр дополнительного образования детей; Отдел по молодежной политике МР «Хангаласский улус». |
Сроки и продолжительность проекта | 2016 – 2018 гг., 3 года |
Введение
Актуальность данного проекта заключается в том, что, во-первых, в современном информационном обществе молодому поколению необходимо уметь ориентироваться в большом потоке информации и анализировать ее. Сегодня мы наблюдаем как средства массовой информации зачастую манипулируют сознанием общества. В связи с этим современному человеку нужно иметь критическое мышление для принятия обдуманных решений.
Кроме того, актуальность данного проекта видится в том, что он направлен на повышение уровня политической и правовой культуры молодежи. В настоящее время некоторая часть молодежи мало интересуется политикой, экономикой, общественной жизнью, среди молодых избирателей наблюдается низкий уровень явки на выборы, так, например, по данным территориальной избирательной комиссии г. Покровск – явка на выборы органов местного самоуправления в сентябре 2015 г. составила 44%.
В-третьих, недостаточный уровень правовых знаний среди молодежи способствует становлению неадаптированных людей, затрудняет процесс социализации человека в обществе, стремление молодого поколения защитить себя от жизненных невзгод приводит к совершению противоправных действий.
Таким образом, правовое воспитание и политическое образование молодежи является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Вышеупомянутые проблемы могут быть частично решены путем открытия городского клуба дебатов для учащейся молодежи.
Данный проект также соответствует реализации директивы I педагогического конгресса Хангаласского улуса по введению 50 часов индивидуального участия школьников в дебатах, предложенного первым президентом РС (Я) М.Е. Николаевым
Цель проекта: создание и развитие условий для политического образования и правового воспитания учащейся молодежи, формирование активной жизненной позиции, воспитание гражданина, знающего свои права и обязанности.
Задачи:
развитие политической и правовой культуры молодежи;
воспитание у молодежи гражданского самосознания;
формирование общечеловеческих и социально-значимых ценностей и норм;
расширение кругозора;
формирование культуры спора, коммуникативной компетенции;
способствование развитию умения анализировать, информационной компетенции;
развитие критического мышления;
развитие лидерских качеств;
формирование умений работать в команде;
развитие конкурентоспособности;
проведение профориентации;
расширение внеурочной деятельности;
формирование резерва руководящих кадров;
профилактика девиантного поведения.
определение актива клуба: выборы организаторов, кураторов, координатора;
рассылка информации о создании клуба дебатов;
проведение лекций, мастер-классов, тренингов, семинаров, собраний;
проведение турниров;
сотрудничество с общественными организациями, представителями структур образования, органов местного самоуправления, министерств и общественными деятелями;
Содержание проекта:
Проект предполагает организацию городского клуба «Школа дебатов», проведение лекций, мастер-классов, обучающих семинаров, тренингов, собраний, открытого турнира по дебатам среди школьников и студентов.
Реализация проекта предполагает сотрудничество с общеобразовательными учреждениями г. Покровска, Покровским колледжем бизнес-технологий, районным управлением образования, отделом молодежи, органами местного самоуправления (администрация МР «Хангаласский улус», МО «Город Покровск»), средствами массовой информации.
Использование СМИ повысит значимость и эффективность данного проекта. Возможно создание на базе этого проекта молодежного ток-шоу, где наравне со старшеклассниками и студентами дебатируют представители органов местного самоуправления, депутаты улусного собрания, что имеет большой общественный резонанс, а молодежь становится более активной.
При подготовке участниками проекта используется технология «Дебаты» международной программы, успешно функционирующей не только в России, странах СНГ, но и более 40 странах мира. Именно эта технология является залогом успешной разработки молодежной тематики, потому как принципы гражданского общества – толерантности, культуры диалога, социальной активности – лежат в основе самой технологии.
Руководитель проекта:
Лукин Геннадий Янославович, учитель истории и обществознания МБОУ «Покровская СОШ № 2», первая квалификационная категория, знак Министерства образования «Надежда Якутии», координатор дебатного движения в Хангаласском улусе.
Геннадий Янославович проходил курсы по программе «Дебаты», имеет сертификат судьи игр дебаты по всемирному формату.
Творческий коллектив по реализации проекта:
-Семенов Дмитрий, учащийся 9 класса МБОУ «Покровская СОШ № 2», участник и призер муниципальных турниров по дебатам.
- Пашуков Юрий, учащийся 9 класса МБОУ «Покровская СОШ № 2», участник и призер муниципальных турниров по дебатам.
- Батыгин Никита, учащийся 9 класса МБОУ «Покровская СОШ № 2», участник и призер муниципальных турниров по дебатам.
Участники:
старшеклассники школ г. Покровска.
студенты Покровского колледжа бизнес-технологий;
учителя предметники, заместители директоров по воспитательной работе, организаторы детского движения, преподаватели колледжа.
Проект рассчитан на учащуюся молодежь: старшеклассников и студентов. Именно этот социальный слой является будущим потенциалом улуса и республики.
Проект будет реализовываться ДОО «Дримленд» МБОУ «ПСОШ № 2».
Анализ ситуации:
Возможности проекта
- наличие опыта по реализации образовательной программы «Дебаты» в общеобразовательных учреждениях;
- положительный опыт внедрения дебатов в МБОУ «ПСОШ № 2»:
Участие в турнирах по дебатам различного уровня:
2015 г. – Саха-Петербургский турнир по дебатам, 3 место.
2015 г. – Турнир «Искусство полемики», 1 место.
2014 г. – Улусный турнир по дебатам «Кубок Хангаласа», 1 место.
2013 г. – Улусный турнир по дебатам «Кубок Хангаласа», 2 место.
2013 г. – Республиканский турнир по дебатам, 6 место.
2013 – 2015 гг. – деятельность летнего лагеря «Школа дебатов» при МБОУ «ПСОШ № 2.
- наличие организаторов, тренеров;
- заинтересованность школ, колледжа, управления образования, органов местного самоуправления;
- желание учащихся и студентов заниматься дебатами:
Результаты анкетирования:
2013 г.
Что вы знаете о технологии дебатов? | |
Ничего не знаю | 0% |
Что-то слышал, но конкретно не знаю | 17% |
Участвовал в дебатах в школе | 58% |
Принимал участие в турнирах | 24% |
Что стало причиной вашего участия в турнире? | |
Посоветовали учителя, родители | 28% |
Мне интересно играть в дебаты | 53% |
Хочу научиться технологии дебатов | 24% |
Что вы хотели бы получить в результате участия в турнире? | |
Интересно провести время | 14% |
Завести новых друзей | 11% |
Знания и умения, которые пригодятся в процессе дальнейшего обучения в школе | 22% |
Умения, которые пригодятся в повседневной жизни | 22% |
Уметь выражать и отстаивать собственное мнение, развитие критического мышления | 79% |
2014 г.
Что вы знаете о технологии дебатов? | |
Ничего не знаю | 0% |
Что-то слышал, но конкретно не знаю | 26% |
Участвовал в дебатах в школе | 34% |
Принимал участие в турнирах | 39% |
Что стало причиной вашего участия в турнире? | |
Посоветовали учителя, родители | 34% |
Мне интересно играть в дебаты | 37% |
Хочу научиться технологии дебатов | 26% |
Что вы хотели бы получить в результате участия в турнире? | |
Интересно провести время | 16% |
Завести новых друзей | 3% |
Знания и умения, которые пригодятся в процессе дальнейшего обучения в школе | 39% |
Умения, которые пригодятся в повседневной жизни | 18% |
Уметь выражать и отстаивать собственное мнение, развитие критического мышления | 45% |
Риски проекта
- отказ от участия в проекте;
- малый опыт участия игроков в дебатах;
Пути решения:
- проведение лекций, обучающих семинаров, тренингов;
- составление методических пособий, разработок, презентаций;
Сроки реализация: 2016 – 2018 гг.
Механизм реализации проекта:
«Дорожная карта» по реализации проекта
на 2016 – 2017 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки |
Подготовительный этап |
1 | Рассылка информационных сообщений, объявления в СМИ | Сентябрь 2016 г. |
2 | Выбора актива клуба: руководителей, организаторов, кураторов, координатора | Сентябрь 2016 г. |
Организационный (основной) этап |
1 | Проведение организационного собрания | Октябрь 2016 г. |
2 | Проведение лекций, тренировочных игр | Октябрь – декабрь 2016 г. |
3 | Проведение тренингов, семинаров | Январь – февраль 2017 г. |
4 | Проведение турниров | Март – апрель 2017 г. |
Завершающий (аналитический) этап |
1 | Подведение итогов, анализ эффективности и успешности реализации проекта | Май – июнь 2017 г. |
Место проведения: МБОУ «Покровская СОШ № 2».
Примерная тематика:
Проблемы правопорядка, правосознания, политического и экономического развития региона, страны, вопросы социальной активности подростков, молодежной политики; новых подходов к развитию, потребностям и интересам подростков, молодежи с точки зрения формирования социально-значимых ценностей и норм (см. приложение № 3).
Ожидаемые результаты:
Примеры успешного использования технологии Дебатов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, других города России, а также в странах СНГ и дальнего зарубежья, обуславливает эффективность проекта Дебаты.
Предполагаем, что в ходе реализации данного проекта будут достигнуты следующие результаты:
развитие коммуникабельности, культуры общения и ведения спора, толерантности среди молодежи;
приобретение молодежью опыта работы в команде;
воспитание чувства ответственности;
развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности молодежи;
развитие критического мышления;
повышение уровня политической и правовой культуры молодежи.
расширение кругозора;
успешное поступление в учебные заведения;
снижение количества лиц, состоящих на учете ВШУ, ПДН, КДН.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
Кадровые: координатор, кураторы по школам, тренеры команд, судьи, тайм-киперы.
Финансовые:
Общая стоимость проекта на один учебный год:
Наименование | Сумма |
Канцелярские товары: бумага, папки | 2000,00 |
Заправка картриджей | 1500,00 |
Наградные материалы: медали, кубки | 2500,00 |
Итого: | 6000,00 |
Источники финансирования:
Бюджетные | Внебюджетные |
- средства РУО Хангаласского улуса | - орг. взносы с команд участников турниров - спонсорские средства |
Мониторинг эффективности реализации проекта:
Критерии эффективности реализации проекта
Индикаторы | Показатели |
Успеваемость и качество обучения | Успеваемость и качество обучения по четвертям, полугодиям, году |
Уровень участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях | Победители, призеры / дипломы, грамоты, сертификаты, уровень участия |
Результативность профориентации | Доля выпускников, поступивших в учебные заведения гуманитарного профиля |
Участие в турнирах по дебатам | Победители, призеры / дипломы, грамоты, сертификаты, уровень участия |
Динамика развития личностной и социальной культуры учащихся | Отзывы родителей, классного руководителя, личностное портфолио |
Профилактика противоправного поведения | Снижение количества лиц, состоящих на учете ВШУ, ПДН, КДН. |
Заключение:
Таким образом, данный проект «Школа дебатов» предусматривает проведение тренингов и лекций, посвященных сфере публичных выступлений и, в частности, дебатов, позволяющий повысить у участников проекта уровень критического мышления, расширить знания о политической, экономической и социальных сферах общественной жизни, улучшить навык убеждения.
Кроме того, реализация проекта будет содействовать распространению культуры спора среди обучающихся, которая предусматривает уважение ко всем участникам дискуссии, приведение обоснованной и последовательной аргументации, чёткое обозначение предмета спора.
Все вышеназванное является очень важным для человека, имеющего активную гражданскую позицию, который постоянно самосовершенствуется, ставит цели и стремится их реализовать.
Главное в проекте – понимание учащейся молодежью важности гражданского участия в решении актуальных вопросов на уровне своего города, улуса и попытки найти и предложить свои варианты решения проблемы; привлечение внимания властных структур к важности решения затронутых проблем.
Список использованной литературы:
Лукин Г.Я. Технология «Дебаты» в ДОО «Дримленд» // Детская общественная организация как один из способов социализации современных школьников. – Покровск, 2015.
Пискарев В.И., Медников В.В. Методические рекомендации по выполнению школьных социальных проектов. – Казань, 2014.
Правовое воспитание учащихся. Из опыта работы клуба «Юный правовед» СОШ № 24 г. Нерюнгри. – Нерюнгри, 2004.
Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология. – Ростов-на-Дону, 2012.