СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Молодёжный сленг в речи школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы проекта заключается в активном использовании сленговых выражений (жаргонизмов) в речи учащихся  во все времена. Для учащихся эта тема актуальна потому, что речь школьников  переполнена словами и выражениями, которые не отвечают нормам русского языка. Учащиеся пользуются не литературным языком, а жаргонной лексикой.

Просмотр содержимого документа
«"Молодёжный сленг в речи школьников"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Островского района Костромской области

«Островская средняя общеобразовательная школа»







Социальный проект

"Молодежный сленг в речи школьников"

Направление "Первые шаги"







Авторы проекта:

обучающиеся 4 "б" класса,

Руководитель проекта: Четвертная Н.А.

учитель начальных классов













Островское 2022



Оглавление

1.Введение - 3стр.

- описание ситуации

- актуальность выбранной темы

-цели и задачи исследовательской работы.

3.Основная часть- 4-8 стр.

4.Заключение - 9 стр.

5. Литература- 10 стр.

6. Приложения - 11-14 стр.

7. Рецензия руководителя проекта- 15 стр.





















I.Введение

Актуальность темы проекта заключается в активном использовании сленговых выражений (жаргонизмов) в речи учащихся во все времена. Для учащихся эта тема актуальна потому, что речь школьников  переполнена словами и выражениями, которые не отвечают нормам русского языка. Учащиеся пользуются не литературным языком, а жаргонной лексикой.


Цель проекта: изучить особенности речи современных школьников и создать "Словарь молодежного сленга ".       

Описание ситуации

Проблема: В последнее время мы очень часто слышим от наших ровесников и учеников старших классов непонятные для себя слова и выражения. И нам стало интересно, почему учащиеся используют их в своей речи. Откуда они произошли? Ведь употребляя сленговые выражения, ученики забывают и засоряют русский язык и поэтому могут возникнуть большие проблемы.

Гипотеза: Если сленговые выражения полностью заменят слова в русском языке, то грамотность, культура и речь молодежи может резко снизиться.

Задачи:

1. Изучить историю появления сленга.

2. Выявить способы образования сленга.

3. Провести опрос среди школьников и их родителей.

4. Создать " Словарь школьного сленга "

В результате нашей работы над проектом были сформированы знания об истории происхождения сленга, о разных способах его образования, проектно-исследовательские умения (сбор информации, исследование вопроса, оформление работы),был проведен опрос среди родителей и учащихся нашей школы. На основании нашего исследования создан "Словарь молодежного сленга ".






2.Основная часть.


Всё чаще, общаясь между собой, школьники разговаривают на своём, особом языке, который  не понятен многим. Нас  заинтересовало такое  явление, имя которому – молодежный сленг.

   Для проведения исследования мы выбрали методы:

- поиск информации;

 - анкетирование учащихся, родителей;

 - наблюдение над речью школьников;

- сбор молодежного сленга(жаргонизмов).

Предположим, что молодежный сленг школьникам необходим, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от сверстников и взрослых. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно.


Для решения цели мы поставили следующие задачи:

  - изучить  научную литературу о  молодежном сленге;

  - определить, какие жаргонные слова  употребляют в речи школьники;

 - составить " Словарь молодежного сленга ".


ЧТО ТАКОЕ МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

Молодежный сленг возник очень давно и не исчезнет, наверное, никогда.

Молодежный сленг, да и сленг вообще — это набор новых слов или старых, но с новым значением, который используется для общения в определенных группах.

Есть у сленга и второе определение. Так называют своеобразное просторечие нового поколения (жаргонизмы)

Чтобы разобраться в полной мере, что являет собой молодежный сленг, необходимо понимать, что такое жаргон.

        Жаргон - это своего рода язык в языке. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало «щебетание, болтовня, непонятный язык». Иногда термин жаргон применяют для обозначения искажённой, неправильной речи.

Как появился жаргон? Были в дореволюционной России ( XIX в.) бродячие торговцы разными мелочами - это коробейники, или офени.  Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них товар и деньги. Поэтому они вынуждены были создать свой тайный язык, чтобы обеспечить безопасность ( никто не должен был знать, где они берут товар, сколько выручили денег за товар, когда и кому будут продавать и т.д.)

Со временем  в  нашей речи появляются тысячи новых слов, отражающие  перемены в жизни людей, ведь каждому новому понятию должно соответствовать своё слово. Но, если раньше употребление жаргонов вызывалось стремлением скрыть смысл слов, то сейчас люди  употребляют жаргонные слова бездумно, просто потому, что они звучат необычно.

Этой проблеме был посвящен классный час в нашем классе. И мы еще раз убедились, что использование сленговых выражений засоряют русский язык. Мы решили разобраться в этом.

Молодежный жаргон известен уже не одну тысячу лет. Еще во время зарождения языка появлялись жаргонные словечки. Как правило, именно молодежь становилась главным проводником-поставщиком, так было и тогда, так есть и сейчас.

Изучая «свободную от уроков» речь школьников, мы убедились, что она насыщена жаргонными словами.

В каких же ситуациях или сферах употребляется молодежный сленг? Как правило, школьники используют сленговые словечки в нескольких направлениях:

  1. Школа.

  2. Быт.

  3. Досуг.

  4. Оценки.

Школьные словечки

Что касается первой группы, то она наиболее распространенная. Примером сленга будут названия учебных предметов (инглиш, физра, литра), названия учителей (физичка, химичка, училка).Обычно такие слова не меняют своего значения и используются не одним поколением школьников..

Быт.

Молодежный сленг, который подростки применяют в бытовой сфере, очень многообразен, поэтому для удобства слова разделили на группы:

  • Обозначение частей тела.

  • Обозначение одежды, аксессуаров или обуви.

  • Название денег.

  • Название бытовых приборов.

Как видите, подростковая фантазия неиссякаема. Вот некоторые из жаргонизмов:

"Клешни", "грабли" — руки. "Кочан", "котелок" — голова.

"Косуха" — куртка.

"Косарь", "бабки" и прочее — это все обозначение денег.

"клава" — клавиатура, "мышара" — мышка. Такие слова появились в словаре школьного сленга относительно недавно и обозначают устройства или какие-то действия, необходимые для получения информации.

В русском языке очень много всевозможных способов выразить отрицательную или положительную оценку ,то или иное отношение к чему-либо словами, подростки предпочитают использовать свои выражения. Например, "круто", "ништяк", "супер", "потрясно" — так молодежь дает положительную оценку. В то время как "фигово" — уже отрицательное оценивание чего-либо.

Заменяя одни слова другими, ребята  часто сами не понимают, почему именно этим словом воспользовались. Просто потому, что звучит необычно. Например:

Диалог № 1

1 – Ё-моё, контроша ведь сёдня!

2 – Всё выучил?

3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом.

Диалог № 2

1-Сёдня на улице дубак такой!

2-Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак.


Сейчас мы предлагаем вам послушать как будет звучать русская народная сказка на современный лад, где используется молодежный сленг.

Сказка «Репка» на современный молодежный лад.
Прикинь, посадил дедок какой-то овощ. Оказалось – это репка. И вымахала она такой прикольной! Увидел дед и обалдел. Прикинул дедок , как её вытащить, позвал он всех своих родичей и всю животину свою. Начал дед первым тягать репку, да сил не хватает, а бабка стоит да прикалывается. И внучка рядом балдеет. Дед как гаркнул на них, они по команде все выстроились. Так прикольно было на них смотреть. Короче, всех это достало.Они пошли в напряг и вытащили репку. Суть сказки в том, что клёвой семьёй надо быть!


И смешно, и грустно одновременно. Ведь употребление сленговых выражений в среде школьников свидетельствует о низком уровне культуры говорящих.

Для одних людей использование в своей речи жаргонизмов – это стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени.

Для нас такой вид речевого общения является неприемлемым. Мы не должны забывать, что мы русские люди и носители великого языка.

Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».                                       

Так почему же школьники употребляют жаргонизмы? Что  их привлекает в сленге?

Мы провели анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 4-х классов ( приняли участие 44 человека)

       Результаты анкетирования показали:


  • Для чего вы употребляете жаргонные слова?

- модно, современно- 17 чел.

  • для связи слов - 5 чел.

  • все так говорят- 7 чел.

  • делают речь понятной - 5 чел.

- я их не употребляю - 10 чел

  • Могли бы вы обойтись без них?

  • да - 18 чел.

  • нет - 9 чел.

  • не знаю - 17 чел.

  • Как вы считаете, нужны ли такие слова в речи?

  • да - 7 чел.

  • нет - 22 чел.

  • не знаю - 15 чел.

  • Где вы употребляете эти слова?

  • в кругу друзей - 24 чел.

  • с родителями - 1 чел.

  • везде - 9 чел.

  • я их не употребляю - 10 чел.

  • Возникало ли у вас желание избавиться от жаргонных слов?

  • да - 19 чел.

  • нет- 7 чел.

  • не думал(а) об этом - 18 чел.

        Нам захотелось узнать мнение взрослых на эту тему. На родительском собрании в 4 б классе мы провели анкетирование, в котором приняли участие 17 человек

  • Слышите ли Вы в речи своего ребёнка жаргонные слова?

  • да - 5 чел.

  • нет - 12 чел.

  • По Вашему мнению, употребление жаргонных слов детьми и подростками – это  норма  или проблема?

  • норма- 1 чел.

  • проблема - 16 чел.

  • Как Вы считаете, почему школьники употребляют много жаргонных слов? (указывали несколько вариантов)

-влияет окружающая среда – 3 чел.

-интернет, ТВ – 16 чел.

-так модно – 3 чел.

- для упрощения речи, удобно выражать свои мысли  – 1 чел.

-маленький словарный запас -0 чел.

-подражание друг другу, быть «как все» - 11 чел.

 -взрослые подают пример – 5 чел.


  • Надо ли бороться с жаргонными словами?

-да – 12 чел.

-бесполезно – 1 чел.

-пройдёт с возрастом - 4 чел.

-нет – 0 чел.

  • Если «да», то как? Что Вы можете предложить? (указывали несколько вариантов)

-Родителям проводить беседы, следить за речью своих детей, не позволять произносить эти слова хотя бы дома, поправлять, делать замечания – 5 чел.

- Объяснять, что так говорить некрасиво, объяснять происхождение этих  слов– 7 чел.

  • В семье самим родителям разговаривать правильно – 7 чел.

 - Взрослым следить за своей речью, показывать личный пример – 7 чел.

-Учить правильно говорить – 0 чел.

- Побольше учить наизусть стихов – 0 чел.

-  Чтение хорошей художественной литературы – 7 чел.

-   Изучение книг по культуре речи – 0 чел.


Результаты анкетирования показали, что основной причиной употребления школьниками жаргонизмов, является «погоня»  за модой и современностью. Ученики считают, что современный язык  должен быть «прикольный», «крутой», правильная, культурная речь кажется молодежи скучной. Другая причина -  чтобы выделиться среди сверстников – я не такой, как все.. Третья причина - в детстве  хочется  выглядеть взрослее, старше.  Школьники «изобретают» новые слова, чтобы общаться на «своём» языке и отличаться от взрослых.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование,  мы пришли к выводу, что  сейчас наш язык  засорён непонятными и ненужными, порой очень обидными словами. В  настоящее время жаргонизмы употребляются  везде, даже в прессе, в кино и в литературе. А дети подражают взрослым.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный сленг, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, хочется вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

Для школьников, желающих избавиться от сленговых выражений, мы хотим порекомендовать:

Рекомендации

1) читать хорошую литературу;

2) контролировать   свою речь;

-3)не следовать «моде», ведь завоевать  уважение можно и хорошими манерами, а не только «крутыми» словами.


Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.

Рекомендации взрослым:

- в присутствии детей не пользоваться жаргонными словами.

Язык общения  должен быть доступным и  понятным. Культурный, образованный человек не будет общаться на языке жаргона.

Собирать «Словарь молодежного сленга" было интересно, но лучше, чтобы он не пополнялся, а убывал.















ЛИТЕРАТУРА

1.Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.


2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992. –939 с.

3. Интернет источники: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304

/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/12/26/issledovatelskaya-rabota-shkolnyy-zhargon

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/46998






























ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Анкета для учащихся


  • Для чего вы употребляете жаргонные слова?

- модно, современно-

  • для связи слов -

  • все так говорят-

  • делают речь понятной -

- я их не употребляю -

  • Могли бы вы обойтись без них?

  • да -

  • нет -

  • не знаю -

  • Как вы считаете, нужны ли такие слова в речи?

  • да -

  • нет -

  • не знаю -

  • Где вы употребляете эти слова?

  • в кругу друзей -

  • с родителями -

  • везде -

  • я их не употребляю -

  • Возникало ли у вас желание избавиться от жаргонных слов?

  • да -

  • нет-

  • не думал(а) об этом -


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

  • Анкета для родителей

  • Слышите ли Вы в речи своего ребёнка жаргонные слова?

  • да -

  • нет -

  • По Вашему мнению, употребление жаргонных слов детьми и подростками – это  норма  или проблема?

  • норма-

  • проблема -

  • Как Вы считаете, почему школьники употребляют много жаргонных слов?

-влияет окружающая среда –

-интернет, ТВ –

-так модно –

- для упрощения речи, удобно выражать свои мысли  –

-маленький словарный запас -

-подражание друг другу, быть «как все» -

 -взрослые подают пример –


  • Надо ли бороться с жаргонными словами?

-да –

-бесполезно –

-пройдёт с возрастом -

-нет –

  • Если «да», то как? Что Вы можете предложить? Нужное подчеркнуть

-Родителям проводить беседы, следить за речью своих детей, не позволять произносить эти слова хотя бы дома, поправлять, делать замечания –

- Объяснять, что так говорить некрасиво, объяснять происхождение этих  слов–

  • В семье самим родителям разговаривать правильно –

 - Взрослым следить за своей речью, показывать личный пример –

-Учить правильно говорить –

- Побольше учить наизусть стихов –

-  Чтение хорошей художественной литературы –

-   Изучение книг по культуре речи –


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

"Словарь школьного сленга"

Б

  1. Бабки – деньги.

  2. Базар – разговор.

  3. Балдеть –очень хорошо.

  4. Башка – голова.

  5. Блин – выражение отрицательных эмоций, досады.

В

  1. Варить – думать.

  2. Везуха – удача.

  3. Велик – велосипед.

  4. Водила – водитель.

  5. Врезать – ударить.

  6. Врубаться – понимать.

  7. Выпал в осадок – очень удивился, поразился.

Г

  1. Грузить – врать.

Д

  1. Днюха – день рождения.

  2. Домашка – домашнее задание.

  3. Достал – надоел.

  4. Дыня – голова.

Ж

  1. Жрать – есть.

З

  1. Замётано – договорились.

  2. Зануда – надоедливый человек.

  3. Зубрила, ботан – заученный человек.

  4. Зыришь –смотришь.

И

  1. Инглиш – английский язык

К

  1. Кайф – удовольствие.

  2. Клёвый – весёлый.

  3. Колбаситься – бурно веселиться.

  4. Комп, компик – компьютер.

  5. Корячиться – трудиться.

  6. Косяк – ошибка.

  7. Кочан – голова.

  8. Кроссы – кроссовки.

  9. Круто – здорово

  10. Крутой – добившийся успеха.

  11. Крутяк – хорошо.

Л

  1. Ляпнула – не вовремя сказала.

М

  1. Матиша – математика.

  2. Махнуть – поехать; поменяться чем-то.

  3. Мобила – мобильный телефон.

Н

  1. На фига – зачем.

  2. Не колышет – не волнует.

  3. Ни фига – полное отсутствие.

  4. Ништяк – все хорошо.

О

  1. Облом – неудача.

  2. Обалдеть – с ума сойти, удивиться.

  3. Окружайка – окружающий мир.

  4. Отвали – уйди.

  5. Отвяжись – отстань.

  6. Отвянь – отойди, отстань.

  7. Отстой – плохо, некрасиво.

  8. Отпад – красиво, потрясающе.

  9. Офонареть – удивиться.

П

  1. Пара – двойка.

  2. Пипец – всё плохо.

  3. Плюхнуться – неловко сесть.

  4. По-барабану - всё равно.

  5. Посеял – потерял.

  6. Потрясно – здорово.

  7. Предки, родоки – родители.

  8. Прибамбас – украшение.

  9. Притаранить – принести.

  10. Приколоться , прикольно – интересно.

  11. Прикид- модная одежда.

Р

  1. Ржать – смеяться.

  2. Русиш – русский язык.

С

  1. Слинял - ушёл, сбежал.

  2. Слизал – списал, перенял.

  3. Спятил – сошёл с ума.

  4. Стукач – докладчик.

  5. Столовка – столовая.

  6. Супер – хорошо.

Т

  1. Тачка – машина.

  2. Тормоз – медлительный человек; человек, который долго думает.

  3. Тупица – плохо соображающий человек.

У

  1. Угорать – долго смеяться.

Ф

  1. Фигня – ерунда, чепуха.

  2. Физра – физическая культура.

  3. Футбиш – футбол.

Х

  1. Хавать – есть.

  2. Хлюпик – слабый человек.

Ч

  1. Чайник – голова; новичок.

  2. Чел – человек.

  3. Чеши отсюда – требование уйти.

Ш

  1. Шпора- шпаргалка.

  2. Шнурки- родители.

Я

  1. Ящик – телевизор.
















Рецензия

руководителя проекта Четвертной Натальи Алексеевны,

учителя начальных классов ,

МКОУ "Островская СОШ"

по теме: "Молодежный сленг в речи школьников".

Проект "Молодежный сленг в речи школьников" посвящен употреблению сленга в речи подрастающего поколения. Данная тема чрезвычайно актуальна в наше время. Современный мир оказывает на молодёжь огромное влияние, и оно не всегда положительное. Поэтому данная тема - тема молодёжного сленга сегодня очень важна для рассмотрения.

Авторы проекта поставили перед собой задачу изучить, такие явления в речевой культуре как «сленг» и «жаргон», понять ,как пополняют свой словарный запас современные школьники. Для этого было проведено социологическое исследование с анализом полученного материала и изучен теоретический материал на данную тему.

Рецензируемый проект представляет собой серьёзную и интересную работу, содержит ряд выводов, представляющих интерес.


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!