МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПЕНЗЕНСКОЕ
МО «ТОМАРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Доклад на тему: «Молодой специалист: творчество и качество»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Долгошеева Е.В.
2017 г.
Приоритетная задача современного образования - подготовка специалиста новой формации: обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, адаптивного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде.
Понятие «творческая деятельность молодого специалиста» определяется параметрами творческого потенциала: -творческая способность личности молодого специалиста -особенности его личности (темпераментом, характером, волей и др.), - творческая активность, - навыки творчества.
Творчество – это процесс и (или) результат создания объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной и личностной значимостью, прогрессивностью.
Признаки творчества:
1. наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
2. социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, это не творчество, а варварство);
3. наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
4. наличие субъективных (личностных качеств знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
5. новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Характерные признаки творчества новизна, оригинальность, уникальность, прогрессивность творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не имевшее место.
Педагогическое творчество - процесс решения педагогических задач в постоянно меняющихся условиях
Результат педагогического творчества:
-Создание оптимальных условий для развития ученика, что обеспечивает качество образования.
-Создание таких условий становится возможным, если педагог систематически осуществляет диагностику учебных достижений обучаемых, выделяя при этом их качественные показатели.
Формы творческой деятельности учителя: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее
Характеристики творческого стиля деятельности учителя: оригинальность и критичность мышления, способность к видению проблем, направленность на творчество, самостоятельность суждений, лёгкость ассоциирования, лёгкость генерирования идей, способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, готовность памяти.
Качества творчески работающего педагога нацеленность на:
1. формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности);
2. педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию;
3. артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;
4. создание проблемных ситуаций;
5. умение возбуждать вопросы детей;
6. поощрение воспитателем детского воображения;
7. знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.
Условиями творчества молодых педагогов могут быть:
1. нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);
2. стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в доме, организация методических выставок, учреждение специальных дипломов и др.; научная организация труда; обогащение их общей культуры, кругозора, информативности; наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа; материальная обеспеченность, материальная база; свобода критики, проведение творческих дискуссий; использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении; влияние личности руководителя учреждения.
Источниками творчества молодых педагогов могут быть:
1. анализ учебно-воспитательного процесса, выявление "узких мест" и "западающих" проблем;
2. изучение опыта коллег;
3. чтение научной литературы;
4. картотека интересных фактов, высказываний; вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;
5. общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
6. система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;
Существует закономерная связь и взаимообусловленность между педагогическим творчеством и инновационной деятельностью: одно не существует без другого, оба явления описываются в категориях новизны, оригинальности, прогрессивности и неординарности
Творческое включение молодого учителя в инновационную деятельность будет значимо влиять на его личностно-профессиональное становление, если: реализуется обеспечение информированности молодого учителя о сущности и механизмах инноваций, о личностно- профессиональном саморазвитии и овладении личностно- значимыми способами этого саморазвития осуществляется поддержка самодеятельного включения молодого учителя в активную творческую деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя реализуется идея ориентации внутришкольного управления на личностно- профессиональное саморазвитие молодого учителя
«У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».
Типология творческой личности:
1. Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция.
2. Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.
3. Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.
4. Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач.
5. Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Качества креативной личности Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Препятствиями к проявлению креативности могут выступать: страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму моральные запреты однообразие решаемых задач
Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
"У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше.