СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Монгольское нашествие.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Монгольское нашествие. Раннее загрузила и презентацию к уроку. Нравиться - пользуйтесь. Не нравиться - скажите, что. Завтра на уроке испробую. Можно добавить музыкальное сопровождение местами.( Монгольская мелодия 13 века)

Просмотр содержимого документа
«Монгольское нашествие.»

Открытый урок по теме "Монгольское нашествие" в 6 классе. История России.

Учитель - Ошроева Аза Гисовна.

Тип урока: поисковый, творческий.

Цель: Используя факты и ранее имеющиеся знания, сформировать представление о нашествии монголо-татар на нашу страну.

Задачи:

Образовательные:

- установить причинно-следственные связи между положением русских земель и причинами их поражения. Выделить последствия нашествия Батыя на Русь.

Развивающие:

- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны. Дать возможность оценить последствия нашествия.

- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: (знания, умения, представления)

- Нравственное, гражданское и патриотическое самоопределение: Дать ученикам возможность оценить с гражданских позиций такие явления, как “монгольское нашествие”

Личностные УУД

1. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

2. понимать культурное многообразие мира, уважение к истории других народов мира.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Выбирать средства достижения цели

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Ресурсы: Лента времени, отрывок из русской летописи о начале Батыева нашествия, рабочий лист с заданиями, презентация с иллюстрацией «на Калке» худ. П.Рыженко, картой «Монгольское нашествие на Русь», ПК, проектор, доска.



I.Оргмомент

1. Приветствие класса.

2. Психологическая подготовка учащихся к уроку.

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Аудио (Вкл.)

Учитель: Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими. Храмами Божьими и князьями грозными.

Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”

Учитель: Такой описывает летописец Русь накануне этого нашествия и горестно заключает: “И в те дни обрушилась беда на христиан”.

- О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Пришла эта беда с Востока

- Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли, 
В осенний день по степи голой
Топча сухие ковыли.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли, 
Быки их юрты на колесах
С детьми и женами везли… 
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

Н.Кончаловская



Вы догадались, какова тема нашего урока?

- Правильно. "Монгольское нашествие на Русь". (Запись в тетрадь)

Наша главная задача: понять, почему монголо-татары победили русские княжества? (На доске).



III. Актуализация знаний учащихся:

Учитель: Так ли все было хорошо на Руси, как описывают летописцы, и есть ли у вас предположения, что могло способствовать поражению русских княжеств? (Предварительное д/з)

(Выдвижение гипотезы.)

Ученик: Я предполагаю, что Русь к началу 13 века ослабла из-за феодальной раздробленности. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц: князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. И, помнится, о той поре летописи с горечью сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев”.

Учитель: Действительно, в начале XIII века стали приходить с востока тревожные, пугающие известия о появлении какого-то неизвестного, воинственного народа. Это были монголо-татары... Что вам известно о монголо-татарах? (Предварительное д/з)

Ученик: Из истории Средних веков мы узнали, что в XII веке монгольские племена жили в Азии и кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Главным занятием монголов было кочевое скотоводство. Земледелия монголы не знали. Жилище монголов представляло собой юрту (войлочный шатер сборной конструкции). При переезде с места на место юрта ставилась на повозку. На установку юрты тратилось не более часа, а на ее разборку и того меньше. На стоянках монголы располагались кольцом: в центре, находилась ставка вождя (хана). Они руководили воинами одного или нескольких племен при столкновении с соседями из-за пастбищ.

Ученик: И еще я помню, что монголо-татары были воинствующими племенами. В бою они стояли бок о бок с родственниками. Особым приемом боя было ложное отступление. Это давало свои результаты во время сражений. Долго вести бой они не умели - быстро нападали и так же внезапно уходили с места битвы. Они были хитры и жестоки.



IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Выполните задание №1 в парах (1 ряд) Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия.

Один из предводителей монгольских племен _________ в начале ________ века объединил их и принял имя __________. Его избрали в _______году Великим ханом на съезде монгольской знати. т. е. на__________. С огромным войском он покорил _________ и ___________________. После его смерти империя была разделена между его потомками.



Задание №2 в парах (2 ряд). Запиши в два столбика преимущества монгольских войск перед русскими.

монголы русские

_______ _______

_______ _______

Учитель: Огромное монгольское войско отличалось высокой боеспособностью, жизненной дисциплиной, четкой организацией. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи, а высшей единицей считался один тысячный отряд – тумен (тьма). В войске поддерживалась строгая дисциплина. Большое внимание уделялось разведке, территорий и вооруженных сил противника.

Завоеватели использовали стенобитные и камнеметные приспособления. Воины Чингисхана беспрекословно выполняли волю своего предводителя! Под ударами полчищ Чингисхана пал Китай в 1211г., затем в Средней Азии Хорезм, потом Иран и Кавказ.

- Какие народы на Кавказе оказали наибольшее сопротивление?

Ученик: Наибольшее сопротивление монголам оказали на Кавказе аланы и адыги. Но силы были неравны. Монголы оказались сильнее.

Учитель: Таким образом, у Русского государства на юге появились опасные враги.

- Когда произошло первое столкновение между русскими и монголами? (Индивидуальное предварительное д/з)

Ученик: Половецкие ханы бросились за помощью к русским князьям, уговаривая их совместно выступить против непрошенных гостей. Съезд князей в Киеве решил двинуть объединенные русские рати навстречу татарам и дать им бой на чужой земле. Откликнулись 15 русских князей: киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и др. 31 мая 1223 г. на берегу Калки, впадающей в Азовское море неподалеку от устья Дона, произошла битва, в которой русские потерпели поражение, а половцы бежали оставив русских с войсками Джебэ и Субэдэ.



Задание для всех: Опишите результат сражения по картине «На Калке» худ. П.Рыженко.

Ученик: На картине видно, что русское воины сложили свои головы на поле битвы. И это произошло из-за того, что не было согласованности в действиях русских князей:

1. они не имели общего командования;

2. постоянно спорили между собой;

3. некоторые князья вообще не приняли участия в битве.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, РУССКИЕ ВОИНЫ ДРАЛИСЬ ХРАБРО И РЕШИТЕЛЬНО. Но половцы дрогнули и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки. Монголы перешли в наступление и разгромили русские рати. Шесть князей были убиты, Галицкий и волынский спаслись бегством. Монголы три дня осаждали лагерь не участвовавших и обманом сумели одолеть их. Князей подвергли мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом помосте монгольская знать устроила пир, слушая стоны умирающих.

Учитель: Сделали ли русские князья вывод из битвы под Калкой? (Риторический вопрос)

- Нет. Поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны.

Тем временем, монголо-татары не стали вторгаться в пределы Руси и двинулись дальше на Запад, добрались до византийского городка Сурож и тем же путем, каким шли в завоевательный поход, вернулись домой.

В 1227 году скончался Чингисхан. Монгольская империя распалась на феодальные образования улусы. Главным городом государства был Каракорум. Во главе одного из улусов стал внук Чингисхана - Батый, Батухан - сын Джучи. В 1235 году на курултае было решено отправиться вновь в поход на запад с завоевательной целью. Добрались они до границ Руси в 1237г. Перед этим разорили Волжскую Булгарию.(показ по карте)

- Сколько лет было у русских князей до вторжения Батыя после Калки? Как это время было использовано русскими князьями? (Риторический вопрос)

- Выходит,14 лет было у русских князей. Но князья до сих пор не ладили между собой. Тем временем, хорошо подготовившись, Батый с огромным войском отправился в поход на запад. Об этом походе нам расскажет Шибзухов Адам:

Сообщение учащегося (дом. задание):

- Поднявшись по Волге, Батый разгромил Булгары, затем свернул на запад, разорил Рязань в декабре 1237 года, Москву. Владимир-на-Клязьме – в феврале 1238 года, двинулся было на Новгород, но от весенней распутицы ушел в Половецкие степи, по дороге расправившись с Козельском. В 1239 году Батый покорил Переяславль. Чернигов, разорил Киев. Позже, орда Батыя разделилась. Часть направилась в Польшу, поляки потерпели страшное поражение. Досталось и Венгрии, и Болгарии, и Сербии, и Моравии. Войско Батыя добралось до Адриатического моря. В начале1242г. пришла весть, что в Каракоруме скончался Великий хан - Угедей. Батый решил вернуться, чтобы участвовать в выборах Великого хана. А может его войско просто устало. Но факт то, что он остановился в прикаспийских степях и основал здесь государство Золотая Орда со столицей Сарай-Бату.

Учитель: В чем вы видите проявление истинного патриотизма во время Батыево нашествия? (Предварительное задание)

Ученик: Рязань в 1237г. 6 дней отражала атаки, но затем была взята монголами. В городе победители устроили резню и стерли его с лица земли. Уцелевшие жители собрали дружину. Ее возглавил Евпатий Коловрат. Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу, нанося монголам большой урон. Смельчаки с честью пали на поле боя. Их подвиг поразил татарских военачальников. Они говорили, что дружинники Коловрата “люди крылатые, не знающие смерти, так крепко и мужественно ездя, бились один с тысячью, а два с тьмою”.

Учитель: Что придавало силы войску Евпатия Коловрата?

Ученик: Они защищали свои земли, свою родину, своих матерей и жен, своих детей. Я считаю, что и они и жители названных здесь городов Торжок, Козельск -патриоты. У нас в Конституции есть обязанность: защищать родину. Но в 13 веке не было Конституции. Однако чувство патриотизма было в людях.

V. Закрепление.

Отчет результатов изучения нового материала:

1) Задание в паре. Термины и новые слова. Рассказ, состоящий из терминов: Монголо-татары, курултай, тумен, ордынское иго, Золотая Орда

2) Индивидуальное задание для сильного ученика. Это здорово.Озвучивают главные факты, достойные восхищения с аргументацией

3) Задание в паре. Персоналии. Чингисхан, Джебэ, Субедэ, Мстислав Удалой, Евпатий Коловрат, Угедей.



Ответить на главный вопрос: Какие выводы мы можем сделать? Почему русские княжества потерпели поражение? (Дать время подумать)

Вывод (учитель) Учиться нужно на чужих ошибках. И нельзя допускать, чтобы государство раздробилось и распалось, необходимо жить в мире и согласии, нести в себе чувство патриотизма, ибо найдутся страны, которые этим обязательно воспользуются даже в наше время…