И
. В. Монич «Рабочая тетрадь по русскому языку.
5 класс. 1 полугодие». – Мозырь,
ООО ИД «Белый Ветер», 2010.
Повторение изученного в начальных классах
I. Текст. Предложение
1. Внимательно прочитайте текст, озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы.
Тор..пливая куница решила кр..сивый сарафан к празднику скроить. Очень быстро вз..лась за работу. Всю св..ю ткань изрезала в куски. Из этих кусков теперь и платок на гол..ву не сшить.
Стала терпеливая синица из х..лстины фартук кр..ить. Все она выч..ртила, проверила, а потом за ножницы вз..лась. Хороший фартук получился.
Диву д..лась куница. Прос..т она синицу раскрыть ей секрет ш..тья. Добрая синица поведала ей тайну пяти слов: семь раз отмерь — один отрежь. (По Е. Пермяку)
Подчеркните в тексте слова, в которых выражена главная мысль.
В первом предложении над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
II. Состав слова
2. Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Выделенные слова разберите по составу.
Восход со..нца
В лес я прих..дил к рассвету, л..жился на опушке и ждал, когда придет день. Кругом все застыло в кре..ком сне. Сквозь серую мглу под г..рой видны луга. Д..леко над лесом восход..т посветлевшее со.мце. Туман вст..ет с лугов и серебрится в солнечном луче. Вот со..нце к..снулось тихой в..ды у бер..га. Кажет..ся, что р..ка подвинулась туда, где оно окунулось.
Я видел д..сятки раз восхо.., и всегда передо мной р..ждался новый красивый мир. (По М. Горькому)
Листики, грустный, приходит, подъезды, приморский, увидишь, травка, подлесок.
III. Правописание
Впеч..тление
насл..ждение
ут..шение
соед..нить
нак..лоть
зак..лить
погл..тить
ост..новить
уд..вление
обг..нять
под..вать
к..заться ;
День кончался. Со..нце уже с..дилось, д..леко отражая к..сые лучи. Прибл..жались сумерки. Мы бр..дили по лесу. К..залось, что л..сные п..ляны сами нал..вались густой т..мнотой. Птицы постепенно зам..лкали.
Скоро уже стало трудно различать очертания веток. Сле.. зн..комой тр..пинки стал проп..дать. Но сквозь прос..ку еще в..днелись кр..сноватые лучи ух..дящей зари. Вот выс..ко над елкой св..ркнула первая зв..зда. Время от времени раздавался од..нокий г..лосок птички. Она будто была уд..влена таинственным наступлением т..шины. Ночь вступала в св..и пр..ва. (По М. Пришвину)
6. Запишите слова в два столбика. Обоснуйте свой выбор.
С..сна, тр..па, г..мнаст, гр..за, м..ршрут, д..жди, п..ля, ф..нарь, ..ктябрь, к..ртошка, готовить, к..пуста, к..лосок, м..рковь, х..лода, п..стух, м..лина, н.лной, х..лмистый, п..мидоры, пл..сать, уд..вляться, к..тенок, календарь.
Безударные гласные, проверяемые ударением | Непроверяемые безударные гласные |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
7. Вставьте нужные согласные, запишите проверочные слова.
Ду.. тру..ка
noce.. тра..ка
дру.. бесе..ка
го.. бере..ка
чи.. ко..ьба
во.. доро..ка
Запишите проверочные слова.
Бли..кий и..ти
ни..кий отгры.лъ
сколь..кий про..ьба
ле..кий моло..ьба
мя..кий хо..ьба
чу..кий выдер..ка
пол..ти выса..ка
Вставьте одну из указанных букв. Свой выбор обоснуйте. Б или п! Голу..ка, скри..ка, ги..кий, ро..кий.
В или ф? Тра..ка, ло..кий, ше..ский. Г или к? Пото.., вра.., дру.. . Д или т? Ре..кий, сла..кий, ме..кий, моло..ьба. Ж или ш? Бума..ка, варе..ка, ладо..ка, руба..ка. 3 или с? Ука..ка, ни..кий, ко..ьба, про..ьба, дер..кий.
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова (устно).
Сторо..ка, местность, остро..ки, известный, поз..но, счастливый, ле..кий, трос..ник, ре..кий, вя..кий, сала..ки, сер..це, здра..ствуй, пло..цы, ро..кий, ги..кий, жи..кий, ло..кий, звез..ный, бедня..ка.
• С двумя словами составьте предложения и запишите их.
11. К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, а к прилагательным — существительные. Объясните написание слов.
Окрестность
ужас..ный
грус..ный
вкус..ный
чудес..ный
наез..ник
вес..ник
бескорыстный
интерес..ный
крепос..ной
небес..ный
неизвес. .ный
ненас. .ный
ярое..ный
Внимательно прочитайте предложения. Вставьте, где нужно, буквы.
а) Я страстной любовью люблю книгу. Я читаю книгу и чу..ствую себя участником жизни необыкновенной. Она радос..но волнует меня... Она влас..но овладевает всеми моими чувствами. (М. Горький)
б) Время было поз..нее. Со..нце давно уже село. Звез..ное небо, как гиган..ская чаша, опрокинулось надо мной. (М. Лермонтов)
в) Вся окрестность озарилась спокойно-радос..ным светом. Все так прекрас..но вокруг меня! (Л. Толстой)
Запишите к каждому прилагательному синоним. Объясните написание слов.
Дождливая погода
великолепный вид
унылая песня
популярный писатель
здешний житель
увлекательная книга
страшный вопль
вертикальная линия
Для справок: прекрас..ный, ненастный, известный, грус..ный, интерес..ный, мес..ный, ужас..ный, отвес..ный.
Буквенные сочетания жи—ши, чи—щи, жу—шу, чу—щу, че—щв
14. Вставьте пропущенные буквы.
Ч..деса, ш..повник, начальник, овч..рка, ж..рный, щ..вель, ж..вотное, рощ.., ш..рокий, ч..жой, щ..пальце, стуч..ть, пшц.лъ, сш..ть, чувствовать, параш..т, ж..ри.
16. Составьте предложения со словами брош..ра, ж..ри, параш..т.
1.
2.
3.
16. Выпишите из орфографического словаря десять слов на правило «Правописание жи—ши, чи—щи, жу—шу, чу—щу, ча—ща».
Разделительные Ъ и Ь знаки
Вставьте ъ и ь знаки. Объясните свой выбор.
Друз..я! Горнист трубит под..ем. В..ет барабан. И россып..ю идем мы бодрой поступаю и радостно поем. (В. Кириллов)
ъ или ь? Объясните свой выбор.
Заревом заката даль небес об..ята.
Под..ем был крутой и трудный.
За раз..ездом начинался лес.
Батал..он залег цеп..ю за деревьями.
Скворец вз..ерошился и притих.
Л..ется Волга к понизов..ю, величава и вольна.
Мой спутник с..ежился, закашлял.
Петя чувствовал особенный душевный под..ем.
Над ел.ло послышалось хлопан..е птич..их крыл..ев.
В..юки с..езжали лошадям на шею.
К выделенным словам подберите синонимы, объясните написание ъ и ь.
а) Началась метель.
б) Учитель оповестил о сборе.
в) Приятель растолковал мне задание.
г) Письмоносец принес газеты.
д) Из трубы тянется дымок.
е) Общая цель сплотила нас.
Для справок: в..ется, почтальон, разъяснил, об..явил, в..юга, объединила.
20. Составьте словарный диктант по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки» и запишите (не менее 12 слов).
21. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. В первом и втором предложениях подчеркните главные члены, укажите, какими частями речи они выражены.
Мы под..езжали к к..лосившемуся полю. Дорога шла в об..езд вокруг моря колос..ев. В одном месте она шла на под..ем. С пригорка открылась нам необ..ятная ширь ржаного поля. Нива играла з..лотистой ряб..ю. Ле..кое дуновение в..терка проб..гало по ней. Мы уже под..ехали к д..ревне, а нива, точно раздол..е степи, т..нулась рядом с нами. У в..езда в колхоз, на раз..езде трех доро.., мы привязали лоша..ь и пошли искать председателя. (По Л. Щербе)
Части речи
22. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте существительные (с), прилагательные (п), глаголы (г), местоимения (м), наречия (н). Обозначьте их указанными буквами.
3..лотой дож..ь
Брызнули лист..я с деревьев. Полетели они иволгами по ветру, запрыгали белками по суч..кагЛ, пон..слись куницами по з..мле. Лист..я шуршат, скр..бутся, лопоч..т. Лист..я л..тят, к..чаются и б..гут. Лист..я вверху» вн..зу и кругом. Шумит з..лотой дож..ь. (По Н. Сладкову)
Культура письменной речи
23. Составьте из данных слов предложения. Подчеркните главные члены предложения.
а) Землю, листья, в, покрывают, лесу, золотые.
б) Облаках, в, журавли, курлычут.
24. Составьте из данных слов предложения, из предложений — текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы.
Наступила, ос..нь, по:з..няя. Погода, ненас..ная, ст..ит. П..дул, ветер, осенний. Воздухе, лист..я, в, закружились.
Л..жат, доро..ках, красные, осины, желтые, и, бурые, лист..я, тополя.
Ноч.., день, а, длинная, теперь, короткий. Ул..тают, птиц.., последние, перелетные.
25. Вставьте пропущенные буквы, оформите диалог.
Села пчелка на цв..ток,
Опустила х..боток.
Подл, .тает к ней комар
Что ты ищешь там Нектар
А тебе не надоело
Не наскучило искать
Нет Тому, кто занят делом,
Просто некогда скуч..ть.
(Г. Ладонщиков)
26. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Определите стиль.
Со..нце ст..ит выс..ко над лесом. Мы идем по л..сной опушке. На тр..ве уже выс..хла р..са. Тихий ветер сонно веет с р..ки и раск.ливает з..лотые лютики. К..локольчики опустились к з..мле. Раскрывает алые звезды гв..здика. (По К. Паустовскому)
Анютины гла..ки — травянистое 1—2-летнее растение семейства фиалковых в Евразии. С..рта с крупными цв..тками разной формы и окраски используют в декоративном садоводстве.
Стили речи
Да, з..мля живая. У нее есть душа. И эта душа б..лит. И гл..за у з..мли есть. И эти гл..за полны еле.. . Ведь чего только не делали люди со св..ей маленькой и хру..кой з..млей! (Из журнала «Трамвай»)
Гобой относиться к группе д..ревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он входит также в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр.
На запад.. дог..рала з..ря. В л..су чувствовалась борьба света с тьмою. Ноч..ные тени пр..крадывались в лес.
Они окутывали в сумрак кроны деревьев. Между в..твями в..днелись звезды. Над р..кой повис густой туман. Сквозь него неяс..но в..днелись горы. (По В. Арсеньеву)
6) — Варька! — закричала мать из кухни. — Варвара!.. Где ты есть?
Вот я.
Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.
Заказ принят, — сказала Варвара.
Словосочетание
27. Запишите 5 словосочетаний, где главное слово — имя существительное.
Прочитал
выучил
нарисовать
выполнить
, х
ми «прилаг. + сущ.».
Берег моря
Лучи солнца
Опушка леса
Лазурь неба
х
Лесные обитатели
х
Сосновый аромат
Морской воздух
^ х
Водяная струя
Со..нце з..лотится
В яркой с..неве.
Золотые тени
Движут..ся в тр..ве. (Е. Благинина)
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое
32. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу каждого предложения.
Поднялась за р..кой б..льшая темная туч.. . Пр..несся по л..сным макушкам сильный вихрь. Упали первые т..желые капли. Вскоре хлынул теплый прол..вной дож..ь. (И. С. Соколов-Микитов)
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте нужные знаки препинания.
К..кой ч..десный веч..р К..кая т..шина На небе зажигаются первые звездоч..ки Р..ка пот..мнела Д..ревья кажут..ся великанами Но что это Кто нарушил в.лернюю тиш..ну Чей гол..с раздался в тиши Это п..вец в..черней и утренней зари — сол..вей — нач..л св..ю волшебную песню. (По Ф. Измайлову)
Подчеркните главные члены предложения. Замените глаголы-сказуемые синонимичными глаголами.
Всю ночь сеял мелкий дождь.
К утру дождь перестал.
Из-за туч выглянуло солнце.
Ветерок колеблет верхушки деревьев.
На листьях блестят капли дождя.
В кустах щебечут птицы.
Для справок: поют, моросил, сверкают, колышет, показалось, перестал.
-Тся и -ться в глаголах
-Тся или -ться? Свой выбор объясните.
Наша реч..ка льет..ся, серебриться, вьет..ся через пашню и лесок...
Хорошо раздет..ся и разут, .ся, заглянуть сначала в глубину, а потом по горло окунут..ся в теплую и синюю волну. (Н. Забила)
Подчеркните грамматические основы. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения. Обоснуйте выбор -тпся или -ться в глаголах.
Все искрит..ся. Разве можно в тебя не влюбит..ся, наша зимушка, наша зима! (С. Островский)
Тихо ночь дожит..ся на вершины гор. И луна глядит..ся в зеркало озер. (И. Никитин)
В поле чистом серебриться снег... Тройка мчит..ся по дороге столбовой. (А. Пушкин)
Составьте и запишите предложения, используя данные ниже слова.
а) Купается — купаться;
б) смеется — смеяться.
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов
38. Выполните задание по образцу.
Ед. ч. | Н. ф. глагола | Спр. |
Чита[ёт] | читать | 1 спр. |
игра..т | | |
рису,.т | | |
ГОН..Т | | |
Ед. ч. | Н. ф. глагола | Спр. |
держ..т | | |
стел..т | | |
бор..тся | | |
колыш..тся | | |
клон..шь | | |
лов..шь | | |
39. Выполните задание по образцу.
Мн. ч. | Н. ф. глагола | Спр. |
Стел..тся | стелиться | 1 спр. |
дремл..т | | |
слуша..т | | |
брод..т | | |
ГОН..Т | | |
ДЫШ..Т | | |
ненавид..т | | |
бор..тся | | |
посе..т | | |
40. Вставьте глаголы в нужном лице и числе, укажите спряжение глаголов.
Мир строит, война .
Смелый там находит, где робкий .
Человек от безделья боле..т, а от труда .
От горя стареют, от счастья .
Потеряешь время — не .
Что посеешь, то и .
Для справок: пожать, разрушать, здороветь, молодеть, терять, воротить.
41. Комментированное письмо.
Из песни слова не выкин..шь.
Что написано пером, не выруб..шь топором.
Руки не протян..шь, так и ложки с полки не достан..шь.
Упуст..шь огонь — не потуш..шь.
В зимнее ненастье семь погод на дворе: се..т, ве,.т, крут..т, мут..т, ревет, и льет, и снизу метет.
И споем, и спляшем, только пашню вспаш..м.
Второстепенные члены предложения
Допишите предложения. Подчеркните подлежащие, сказуемые и дополнения. Укажите падеж имен существительных. Вставьте пропущенные буквы.
Свежий в..терок игра..т (чем?) .
Л..сточек оторвался (от чего?) .
Тонкая паутина зац..пилась (за что?) .
Орел охот..лея (за кем?) .
Дикие гуси готовились (к чему?) .
Под кустом школьники заметили (кого?) .
Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Подчеркните их как члены предложения.
Падают листья.
. озимь блестит.
Кружится лист.
. гнезда опустели.
Пошел дождь.
44. Вставьте пропущенные буквы. Разберите по членам предложения.
Д..ревья постепенно об л..тают.
Лист..я л..тят отовсюду и пада..т на воду.
Кар..си забирают..ся в ил.
Из-за туч выгл..нуло со..нце.
Обл..ка плывут на в..сток.
Веч..ром над р..кою прошла гр..за.
Т..нконогие осинки застенчиво толпят..ся у опушки.
Однородные члены предложения
46. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены, используя принятые графические обозначения.
Растворились в т..мноте рощи с..ды п..ля. (А. Гайдар)
Т..кла извивалась бл..стела р..ка. (С. Маршак)
Сне.. ложит..ся на д..ревья на кусты на маль.ны на м..сты. (В. Коркин)
Луна осв..щала са.. доро..ки бесе..ку. (А. Чехов)
Вст..ют передо мною д..ревни п..ля и л..са. (М. Исаковский)
Охотник не пошел в лес а св..рнул к оз..ру. (М. Пришвин)
47. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы (однородные члены — обобщающие слова).
1. В вазе лежали фрукты яблоки груши сливы.
2. Ребята собрали цветы ромашки васильки и колокольчики.
3. В лесу растут разные деревья ель сосна осина дуб береза клен.
Обращения
48. Расставьте знаки препинания, найдите и обозначьте обращения.
Ребята больше читайте.
Расскажи мне о поезде в Киев друг.
46. Составьте предложения по данным схемам на тему «В лесу».
1. ©и©
Я люблю тебя бабушка. Почему вы Сергей Николаевич к нам долго не приходили?
Дети оберегайте птиц.
49. Составьте и запишите предложения, чтобы данные слова были обращениями.
Друг, дедушка, учитель, школьники.
60. С данными словами составьте предложения, чтобы одно и то же слово в одном предложении было подлежащим, а во втором — обращением.
Зима, птицы, Родина.
Сложное предложение
61. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений. Расставьте знаки препинания.
а) 1. Гром затих умчались тучи. (И. Никитин)
2. Усталое небо поблекло посинел воздух. (В. Арсеньев)
3. Нивы сжаты рощи голы. (С. Есенин)
б) 1. Ночь уже ложилась на горы и туман бродил по ущельям. (М. Лермонтов)
2. Еще в полях белеет снег а воды уж весной шумят. (Ф. Тютчев)
3. Я прислушался но кругом царило безмолвие. (В. Арсеньев)
в) 1. Я лежал и слушал как бушевало море. (В. Арсеньев)
2. Деревья весело шумели когда вернулась к нам весна. (А. Плещеев)
3. Степь сохраняет свежесть если лето дождливо. (С. Аксаков)
52. Составьте и запишите предложения по данным схемам на тему «Зима».
1- [__Ьи[_=].
3. ],а[__].
4. [ =====], (потому что ).
Предложения с прямой речью
63. Составьте и запишите предложения с прямой речью.
1. Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. (Л. Толстой)
2. Лес — живая книга природы. (К. Лучесской)
3. Надо иметь не только глаза, но и внутренне чувствовать природу. (И. Левитан)
Фонетика
бб. Какими согласными звуками отличаются слова?
Почка [п] — бочка [б], стал [ ] — сталь [ ], сыр [ ] — сын [ ], кот [ ] — рот [ ], точка [ ] — дочка [ ], лук [ ] — люк [ ], сор [ ] — сок [ ], парта [ ] — карта [ ]. угол [ ] — уголь [ ].
56- Какими согласными звуками отличаются слова? Составьте словосочетания с двумя парами слов.
64. Составьте предложения по данным схемам на тему «В библиотеке».
Пар — парь; галка — галька; пыл — пыль; пол — Поль; стенка — Стенька; мел — мель.
Подчеркните слова, в которых происходит оглушение.
Айсберг, бакен, вал, гантель, жернов, изморозь, кабинет, кроссворд, озимь, партер, рысь, тираж.
Определите количество звуков и букв в словах.
Грипп ( ); гриб ( ); гуашь ( ),
вьюга ( ), жечь ( ), чувство ( ),
каемка ( ), капелька ( ), кастрюля ( ),
яма ( ).
59. Укажите, какие звуки обозначаю!1 буквы е, е, ю, я в данных словах.
Ездить [ ], ателье [ ], вдвоем [ ], баян [ ], баюкать [ ], ежиться [ ], валерьянка [ ], ящерица [ ], ястреб [ ], ясли [ ], бадья [ ], юный [ ], есть [ ], яростный [ ], юноша [ ], ярмарка [ ], юбилей [ ], якорь [ ], яблоко [ ], ягода [ ], актер [ ], багряный [ ].
Подчеркните в словах буквы, написание которых не соответствует их произношению.
Бровь, бумажка, весы, город, долина, загадка, клуб, лед, мороз, косьба, повозка, рожь, скучно, варежки, стог, обувь.
Укажите в словах количество букв и звуков; разделите слова на слоги.
Объявление
подбить
ступень
ручьи
съемка
ссора
рассвет
водица
водиться
подъезд ,
деревья
воробьи
соловьи
осень
Вставьте, где нужно, ъ.
Бор..ба, бас..ня, бол..ной, веч..ный, гон..щик, зон..тик, задач..ник, камен..щик, кос..ба, свар..щик, мощ..ный, ноч..ной, прос..ба, реч..ка, рез..ба, мен..ше, сер..ги.
Выпишите из орфографического словаря слова с сочетаниями чк, чн, чт, нч, нщ, щн, рщ.
• С двумя словами составьте два предложения по схемам. 1. «П», — а.
2. А: «П?»
Текст
64. Используя опорные слова, составьте текст. Озаглавьте его. Зима, снег, серебрится, холодно, снежинки.
66. Вставьте пропущенные буквы, определите тип речи.
1. Комната, где л..жал Илья Ильич, с первого взгляда к..залась прекрас..но убранною. Там ст..яло бюро красного д..рева, два дивана, обитые ш..лковою материею, кр..сивые ширмы с выш..тыми небывалыми в природе пт..цами и пл..дами. (И. Гончаров)
2. П.,дул к..лючий северный ветер, замелькали первые сн,.жинки. М..дведи забеспокоились, стали переходить от одного выворотня к другому, внимательно их ис(сс)ледуя. Задержались м..двежата у огромного поваленного дер..ва. Пох..дили по главкому, с облупившейся к..рой ств..лу, загл..нули под дер..во, что-то поковыряли и вдруг затеяли в..зню. (В. Пожитнов)
3. Вчера Алексей, чтобы сократить путь, нам.лал себе какие-то зримые ориентиры: с..сну, п..нек, уха., на дорог.. . Теперь он перевел все это на язык ц..фр, переложил на ч-сло ш..гов. Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу ш..гов. (Б. Полевой)
4. В огромной двухсветной палате, между узорчатыми расп..сными ст..лбами, ст..яли длинные ст..лы в три ряда. В каждом ряду было до д..сяти ст..лов, на каждом ст..ле по двенадцати приборов. (А. Толстой)
5. Я люблю ж..знь, я еще моло.. . Если для Родины, которую я люблю, как св..ю р..дную мать, нужно пожертвовать ж..знью, я сделаю это. Пусть знают фаш..сты, на что способен рус(сс)кий патриот. Пусть они знают, что невозможно пок..рить наш наро.., как невозможно погасить со..нце. (Н. Кузнецов)