СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг качества дополнительного образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

При создании системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования детей, которые характеризуются большой подвижностью и сменяемостью контингента обучающихся, существует серьезная угроза возникновения рутины цифр и отчетности, которая перегружает администрацию и педагогов, дает мало практического результата, если не пытаться эту информацию выстроить в логическую систему с практическим выходом.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг качества дополнительного образования»

 МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Громак Н. И., зав. отделом анализа и методического сопровождения среднего общего образования

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Громак Н. И., зав. отделом анализа и методического сопровождения

среднего общего образования

Система менеджмента качества -    совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.  Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на республиканском и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.

Система менеджмента качества -   

совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на республиканском и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации.

Управление качеством системы и процессом  её функционирования и развития  Результат Образовательный процесс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (педагоги, учебные программы, учебно-методические материалы, инфраструктура) Удовлетворенность потребителей и персонала Качество системы Эффективность процесса обучения, воспитания, развития Качество образования

Управление качеством системы и процессом её функционирования и развития

Результат

Образовательный процесс

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

(педагоги, учебные программы, учебно-методические материалы, инфраструктура)

Удовлетворенность потребителей и персонала

Качество системы

Эффективность процесса обучения, воспитания, развития

Качество образования

Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие: оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др. оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания

Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие:

оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств

изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ

оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания

создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.

оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания

Внутренняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе: внутреннего контроля самоанализа деятельности мониторинга результатов деятельности

Внутренняя оценка качества дополнительного образования детей осуществляется в процессе:

внутреннего контроля

самоанализа деятельности

мониторинга результатов деятельности

Мониторинг – это: оценка соответствия фактических результатов заявленным целям, образовательным потребностям населения измерение изменений во внутренних и внешних элементах системы деятельности учреждения дополнительного образования функция управления, обеспечивающая получение обратной связи для принятия управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса система критериев, показателей и технологий отслеживания состояния и развития образовательного процесса

Мониторинг – это:

оценка соответствия фактических результатов заявленным целям, образовательным потребностям населения

измерение изменений во внутренних и внешних элементах системы деятельности учреждения дополнительного образования

функция управления, обеспечивающая получение обратной связи для принятия управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса

система критериев, показателей и технологий отслеживания состояния и развития образовательного процесса

Мониторинг – это: информационная база управления, система построения информационных потоков в учреждении дополнительного образования системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества дополнительного образования система выявления и оценивания промежуточных результатов и факторов, влияющих на них система сбора, анализа, обработки, хранения, представления информации

Мониторинг – это:

информационная база управления, система построения информационных потоков в учреждении дополнительного образования

системное наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза качества дополнительного образования

система выявления и оценивания промежуточных результатов и факторов, влияющих на них

система сбора, анализа, обработки, хранения, представления информации

Субъект и объект мониторинга в ОДО Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается Объектом мониторинга    может быть, например: цель деятельности, результаты обучения, воспитания, развития детей, результаты реализации социально -педагогических функций

Субъект и объект мониторинга в ОДО

Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается

Объектом мониторинга

может быть, например:

  • цель деятельности,
  • результаты обучения,
  • воспитания,
  • развития детей,
  • результаты реализации социально -педагогических функций
Предмет мониторинга – динамика изменения результата Предметом мониторинга на уровне ребенка  могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др. Предмет мониторинга на уровне учреждения - реализация целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности

Предмет мониторинга – динамика изменения результата

Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других

Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.

Предмет мониторинга на уровне учреждения - реализация целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности

недостаточная разработанность содержания деятельности ОДО  проблемы качества и стандартизации  дополнительного образования детей система дополнительного образования детей  не обеспечена профессиональными кадрами несовпадение целевых ориентаций  субъектов деятельности сложность организации  дополнительного образования детей трудности практической реализации  процесса мониторинга Трудности организации мониторинговой деятельности: 10

недостаточная разработанность

содержания деятельности ОДО

проблемы качества и стандартизации

дополнительного образования детей

система дополнительного образования детей

не обеспечена профессиональными кадрами

несовпадение целевых ориентаций

субъектов деятельности

сложность организации

дополнительного образования детей

трудности практической реализации

процесса мониторинга

Трудности организации мониторинговой деятельности:

10

Критерии и показатели  мониторинга Критерий  – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо. Показатель  – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо.  Для упрощения работы с разными критериями и показателями, их можно объединить в две группы: продуктивность, которая чаще выражается в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство; удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностью его осуществления. Удовлетворенность будет выражаться в том, насколько субъекты дополнительного образования разделяют его цели, участвуют в реализации, довольны результатами 10

Критерии и показатели мониторинга

Критерий – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо. Показатель – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо.

Для упрощения работы с разными критериями и показателями, их можно объединить в две группы:

  • продуктивность, которая чаще выражается в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;
  • удовлетворенность, которая понимается как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний человека и возможностью его осуществления.

Удовлетворенность будет выражаться в том, насколько субъекты дополнительного образования разделяют его цели,

участвуют в реализации, довольны результатами

10

Показатели мониторинга 1 группа – количественные показатели , которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО. К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели. 2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам . К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели. 3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально-психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.

Показатели мониторинга

1 группа – количественные показатели , которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО. К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.

2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам . К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.

3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально-психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.

Алгоритм  разработки мониторинга Технология 1.1.1.      Цель       Технология 1.1.2. Критерий 1.1. Результат 1 Технология 1.2.1. Критерий 1.2. Технология 1.2.2. Результат 2 Технология 2.1.1. Критерий 2.1. Технология 2.1.2. Критерий 2.2. Результат 3 Технология 2.2.1. Критерий 3.1. Технология 3.1.1. Критерий 3.2. Технология 3.1.2. Технология 3.2.1. Технология 3.2.2.

Алгоритм разработки мониторинга

Технология 1.1.1.

Цель

Технология 1.1.2.

Критерий 1.1.

Результат 1

Технология 1.2.1.

Критерий 1.2.

Технология 1.2.2.

Результат 2

Технология 2.1.1.

Критерий 2.1.

Технология 2.1.2.

Критерий 2.2.

Результат 3

Технология 2.2.1.

Критерий 3.1.

Технология 3.1.1.

Критерий 3.2.

Технология 3.1.2.

Технология 3.2.1.

Технология 3.2.2.

Роль целеполагания в мониторинговой деятельности Цель является не просто центральным понятием в педагогике, а центральным объектом отслеживания  Цель образования – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени   Цель и результат должны быть охарактеризованы, описаны и измерены в одних единицах, или параметрах  Цель должна отвечать таким требованиям, как реальность, достижимость, измеримость, диагностичность

Роль целеполагания в мониторинговой деятельности

  • Цель является не просто центральным понятием в педагогике, а центральным объектом отслеживания

  • Цель образования – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени

  • Цель и результат должны быть охарактеризованы, описаны и измерены в одних единицах, или параметрах

  • Цель должна отвечать таким требованиям, как реальность, достижимость, измеримость, диагностичность
Технология организации мониторинговой деятельности 1 этап Выявление возможностей и условий мониторинговой деятельности в ОДО 2 этап Разработка заданий на мониторинг и программы мониторинговой деятельности 3 этап Создание банка информации по реализации программы мониторинга 4 этап Разработка инструментария (технологий) мониторинга 5 этап Проведение мониторинговых исследований 6 этап Обработка и анализ результатов исследования 7 этап Разработка комплекса управленческих мероприятий (решений) по результатам реализации программы мониторинга

Технология организации мониторинговой деятельности

1 этап Выявление возможностей и условий мониторинговой деятельности в ОДО

2 этап Разработка заданий на мониторинг и программы мониторинговой деятельности

3 этап Создание банка информации по реализации программы мониторинга

4 этап Разработка инструментария (технологий) мониторинга

5 этап Проведение мониторинговых исследований

6 этап Обработка и анализ результатов исследования

7 этап Разработка комплекса управленческих мероприятий (решений) по результатам реализации программы мониторинга

1 этап. Выявление возможностей и условий мониторинговой деятельности Методы и способы: изучение литературных источников по проблеме организации мониторинговой деятельности в системе образования в целом и системе дополнительного образования детей в частности; изучение и обобщение передового опыта по организации мониторинга результатов деятельности в ОДО; ретроспективный анализ собственного опыта отслеживания результатов деятельности; собеседование с управленческими и педагогическими кадрами ОДО на предмет возможностей и готовности к участию в мониторинговой деятельности; организация деятельности временных творческих групп по ведению исследования первоначального состояния деятельности ОДО и разработке модели организации мониторинга в ОДО; организация просвещения управленческих и педагогических кадров по проблемам организации мониторинга результатов деятельности.

1 этап. Выявление возможностей и условий мониторинговой деятельности

Методы и способы:

  • изучение литературных источников по проблеме организации мониторинговой деятельности в системе образования в целом и системе дополнительного образования детей в частности;
  • изучение и обобщение передового опыта по организации мониторинга результатов деятельности в ОДО;
  • ретроспективный анализ собственного опыта отслеживания результатов деятельности;
  • собеседование с управленческими и педагогическими кадрами ОДО на предмет возможностей и готовности к участию в мониторинговой деятельности;
  • организация деятельности временных творческих групп по ведению исследования первоначального состояния деятельности ОДО и разработке модели организации мониторинга в ОДО;
  • организация просвещения управленческих и педагогических кадров по проблемам организации мониторинга результатов деятельности.
Результаты 1 этапа получение информации о возможностях  проведения мониторинговой деятельности в ОДО;  повышение квалификации кадров учреждения в вопросах мониторинга результатов деятельности;  обеспечение положительной мотивации кадров учреждения к участию в мониторинговой деятельности;  проведение первоначального анализа состояния деятельности ОДО;  разработка критериев эффективности деятельности и развития ОДО.

Результаты 1 этапа

  • получение информации о возможностях

проведения мониторинговой деятельности в ОДО;

  • повышение квалификации кадров учреждения в вопросах мониторинга результатов деятельности;

  • обеспечение положительной мотивации кадров учреждения к участию в мониторинговой деятельности;

  • проведение первоначального анализа состояния деятельности ОДО;

  • разработка критериев эффективности деятельности и развития ОДО.
Индикаторы деятельности УДО Это - доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта

Индикаторы деятельности УДО

Это - доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации  дополнительного образования Уровень устойчивости интереса ребенка Степень комфортности пребывания ребенка в ОДО Уровень значимости педагога для ребенка Сохранность контингента, количество воспитанников 2- 3-и последующих годов обучения Степень сплоченности детского коллектива Важность занятий в ОДО для будущего ребенка

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования

Уровень устойчивости интереса ребенка

Степень комфортности пребывания ребенка в ОДО

Уровень значимости педагога для ребенка

Сохранность контингента, количество воспитанников 2- 3-и последующих годов обучения

Степень сплоченности детского коллектива

Важность занятий в ОДО для будущего ребенка

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации  дополнительного образования детей достижений Количество уровень активности детей в образовательной деятельности уровень обученности детей  Результативность в виде побед на смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях и т.д степень способности детей к творческой деятельности уровень успешности детей в освоении образовательной программы степень способности детей к созданию творческих продуктов

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования

детей

достижений

Количество

уровень активности детей в образовательной деятельности

уровень обученности детей

Результативность в виде побед на смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях и т.д

степень способности детей к творческой деятельности

уровень успешности детей в освоении образовательной программы

степень способности детей к созданию творческих продуктов

уровень направленности личности в профессиональном выборе уровень успешности детей в освоении образовательной программы Количество выпускников, связавших свою профессию с занятиями в учреждении дополнительного образования: Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности  учреждения дополнительного образования степень адекватной самооценки детей уровень авторитета педагога 21

уровень направленности личности в профессиональном выборе

уровень успешности детей в освоении образовательной программы

Количество выпускников, связавших свою профессию с занятиями в учреждении дополнительного образования:

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности учреждения дополнительного образования

степень адекватной самооценки детей

уровень авторитета педагога

21

Отзывы родителей о деятельности педагога, образовательного объединения или учреждения в целом Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации  дополнительного образования степень удовлетворенности родителей результатами образования ребенка степень решения проблем родителей в воспитании детей с помощью ОДО Уровень качества дополнительного образования детей,  предоставляемых ОДО

Отзывы родителей о деятельности педагога, образовательного объединения или учреждения в целом

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования

степень удовлетворенности родителей результатами образования ребенка

степень решения проблем родителей в воспитании детей с помощью ОДО

Уровень качества дополнительного образования детей,

предоставляемых ОДО

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации  дополнительного образования Стабильность педагогического коллектива степень удовлетворенности педагогических работников своей работой уровень интереса сотрудников к педагогической деятельности; уровень сплочения педагогического коллектива ОДО уровень профессионализма педагогов и руководителей ОДО восстребованность дополнительных образовательных услуг ОДО

Критерии и показатели результативности по субъектам деятельности организации дополнительного образования

Стабильность

педагогического коллектива

степень удовлетворенности педагогических работников своей работой

уровень интереса сотрудников к педагогической деятельности; уровень сплочения педагогического коллектива ОДО

уровень профессионализма педагогов и руководителей ОДО

восстребованность дополнительных образовательных услуг ОДО

Индикаторы результативности по достижениям ОДО Восстребованность выпускников ОДО на рынке труда Уровень учета социального заказа при организации деятельности ОДО Уровень организации продвижения выпускников ОДО Уровень качества дополнительного образования детей в ОДО

Индикаторы результативности по достижениям ОДО

Восстребованность выпускников ОДО

на рынке труда

Уровень учета социального заказа при организации деятельности ОДО

Уровень организации продвижения

выпускников ОДО

Уровень качества дополнительного

образования детей в ОДО

  Индикаторы результативности по соответствию нормативным показателям Показатель Критерий  Состояние учебных помещений ОДО  уровень соответствия деятельности санитарно- гигиеническим нормам; уровень обеспеченности образовательного процесса в соответствии с требованиями предмета или направленности деятельности; и др.  соответствие деятельности ОДО требованиям к типу и виду; уровень качества деятельности ОДО; уровень самоанализа деятельности ОДО;  и др. Успешность прохождения аттестации ОДО

Индикаторы результативности по соответствию нормативным показателям

Показатель

Критерий

Состояние учебных помещений ОДО

  • уровень соответствия деятельности санитарно- гигиеническим нормам;
  • уровень обеспеченности образовательного процесса в соответствии с требованиями предмета или направленности деятельности;
  • и др.

  • соответствие деятельности ОДО требованиям к типу и виду;
  • уровень качества деятельности ОДО;
  • уровень самоанализа деятельности ОДО;
  • и др.

Успешность прохождения аттестации ОДО

2 этап. Разработка программы мониторинговой деятельности Источники мониторинга: Методы и способы: цели и задачи деятельности ОДО, обозначенные в нормативных документах; приоритеты деятельности ОДО; проблемы деятельности ОДО, его слабые стороны. подбор и анализ нормативных документов; выявление объектов мониторинга; разработка форм и объема мониторинга, расчет времени на его разработку; оценка необходимости полученных результатов; предположение возможных управленческих решений, которые будут получены на основе имеющейся информации.

2 этап. Разработка программы мониторинговой деятельности

Источники мониторинга:

Методы и способы:

  • цели и задачи деятельности ОДО, обозначенные в нормативных документах;
  • приоритеты деятельности ОДО;
  • проблемы деятельности ОДО, его слабые стороны.
  • подбор и анализ нормативных документов;
  • выявление объектов мониторинга;
  • разработка форм и объема мониторинга, расчет времени на его разработку;
  • оценка необходимости полученных результатов;
  • предположение возможных управленческих решений, которые будут получены на основе имеющейся информации.

Результаты 2 этапа: определение объектов мониторинга, т.е. результата который будет отслеживаться; разработка программы мониторинговой деятельности; разработка возможных вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты по итогам проведения программы мониторинга.

Результаты 2 этапа:

  • определение объектов мониторинга, т.е. результата который будет отслеживаться;
  • разработка программы мониторинговой деятельности;
  • разработка возможных вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты по итогам проведения программы мониторинга.
3 этап. Создание банка информации по реализации  программы мониторинга создание временных творческих групп по разработке структуры банка информации и показателей ее сбора; организация обсуждения промежуточных результатов работы над структурой банка с заместителями или директором; проведение совещаний, педагогических советов по разработке и согласованию информационных потоков в банк мониторинга учреждения.

3 этап. Создание банка информации по реализации программы мониторинга

  • создание временных творческих групп по разработке структуры банка информации и показателей ее сбора;
  • организация обсуждения промежуточных результатов работы над структурой банка с заместителями или директором;
  • проведение совещаний, педагогических советов по разработке и согласованию информационных потоков в банк мониторинга учреждения.
Результаты 3 этапа. структура банка информации ОДО; система показателей информации; система информационных потоков учреждения, формы, процедуры и правила предоставления информации в банк мониторинга; банк первичной информации; пакет специальных компьютерных программ обработки информации.

Результаты 3 этапа.

  • структура банка информации ОДО;
  • система показателей информации;
  • система информационных потоков учреждения, формы, процедуры и правила предоставления информации в банк мониторинга;
  • банк первичной информации;
  • пакет специальных компьютерных программ обработки информации.

При создании банка данных о функционировании и развитии ОДО нужно выполнить как минимум два условия: Сохранение системности деятельности учреждения, то есть сбор информации о реальном состоянии каждого из компонентов системы и их взаимосвязях. Полнота базы показателей реального состояния: учет всех количественных, качественных показателей и показателей, характеризующих соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.

При создании банка данных о функционировании и развитии ОДО нужно выполнить как минимум два условия:

  • Сохранение системности деятельности учреждения, то есть сбор информации о реальном состоянии каждого из компонентов системы и их взаимосвязях.
  • Полнота базы показателей реального состояния: учет всех количественных, качественных показателей и показателей, характеризующих соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.
4 этап. Разработка инструментария (технологий) мониторинга Содержание деятельности: изучение существующих технологий результатов деятельности удод; выявление предметов мониторинга; изучение источников литературы для выявления существующих в науке и практике технологий; разработка необходимых технологий мониторинга; обучение педагогических и управленческих кадров использованию или разработке новых технологий; апробация вновь созданных технологий. Методы работы: масстер-классы, педагогические мастерские и другие формы обмена опытом использования разных технологий; временные творческие группы по разработке новых технологий мониторинга; индивидуальная работа с педагогами и управленцами по разработке и освоению инструментария мониторинга.

4 этап. Разработка инструментария (технологий) мониторинга

Содержание деятельности:

  • изучение существующих технологий результатов деятельности удод;
  • выявление предметов мониторинга;
  • изучение источников литературы для выявления существующих в науке и практике технологий;
  • разработка необходимых технологий мониторинга;
  • обучение педагогических и управленческих кадров использованию или разработке новых технологий;
  • апробация вновь созданных технологий.

Методы работы: масстер-классы, педагогические мастерские и другие формы обмена опытом использования разных технологий; временные творческие группы по разработке новых технологий мониторинга; индивидуальная работа с педагогами и управленцами по разработке и освоению инструментария мониторинга.

Требования к выбору технологий отслеживания результатов дополнительного образования детей: рассмотрение образовательного процесса как целостной системы, системообразующим фактором которой является цель, заявленная в дополнительной образовательной программе; определение сторон образовательного процесса и его результатов, подлежащих отслеживанию (эти стороны, скорее всего, будут определяться задачами педагогической деятельности); анализ основных связей внутри объекта мониторинга; определение количественных и качественных характеристик предмета мониторинга.

Требования к выбору технологий отслеживания результатов дополнительного образования детей:

  • рассмотрение образовательного процесса как целостной системы, системообразующим фактором которой является цель, заявленная в дополнительной образовательной программе;
  • определение сторон образовательного процесса и его результатов, подлежащих отслеживанию (эти стороны, скорее всего, будут определяться задачами педагогической деятельности);
  • анализ основных связей внутри объекта мониторинга;
  • определение количественных и качественных характеристик предмета мониторинга.

Классификация технологий мониторинга  по компонентам (задачам) мониторинга:   методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»);видеофиксация; ведение журналов отчета; дневники педагогического наблюдения и самонаблюдения; книга успехов и достижений, банк достижений и т.п.); аналитико-оценочные методы:  анализ занятия; типологическая характеристика образовательного процесса; собственно метод анализа по заданным или выбранным параметрам; методы педагогической оценки и самооценки обучающихся;тестирование;  шкалирование и др. методы обобщения результатов:  методическое или практическое обобщение опыта, описание моделей эффективности образовательных процессов, аналитический отчет; к формам обобщения относятся матрицы, свободные таблицы, графические формы, систематизированный видеофонд и методический фонд.

Классификация технологий мониторинга по компонентам (задачам) мониторинга:

  • методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»);видеофиксация; ведение журналов отчета; дневники педагогического наблюдения и самонаблюдения; книга успехов и достижений, банк достижений и т.п.);
  • аналитико-оценочные методы: анализ занятия; типологическая характеристика образовательного процесса; собственно метод анализа по заданным или выбранным параметрам; методы педагогической оценки и самооценки обучающихся;тестирование;

шкалирование и др.

  • методы обобщения результатов: методическое или практическое обобщение опыта, описание моделей эффективности образовательных процессов, аналитический отчет; к формам обобщения относятся матрицы, свободные таблицы, графические формы, систематизированный видеофонд и методический фонд.
Классификация технологий мониторинга по направленности мониторинга: внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые занятия; занятия - мастерские, совместный анализ занятия с педагогами и т.д.); внутренний мониторинг (самоанализ; дневник самонаблюдений; коллективный анализ дела; решение проблемных ситуаций; взаимотестирование; зачетные книжки и т.п.) По количеству участвующих субъектов: групповые способы коллективные способы индивидуальные способы

Классификация технологий мониторинга по направленности мониторинга:

внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые занятия; занятия - мастерские, совместный анализ занятия с педагогами и т.д.);

внутренний мониторинг (самоанализ; дневник самонаблюдений; коллективный анализ дела; решение проблемных ситуаций; взаимотестирование; зачетные книжки и т.п.)

По количеству участвующих субъектов:

групповые способы

коллективные способы

индивидуальные способы

5 этап. Проведение мониторинговых исследований Содержание деятельности:  проведение диагностических исследований в соответствии с инструментарием, разработанным на предыдущем этапе; занесение данных исследований в банк информации, наполнение банка информацией, необходимой для проведения мониторинга; организация обсуждения предварительных результатов исследования. Методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, устный опрос, анализ документов и др. Результаты:  пакет материалов по программе исследования: заполненные анкеты или тесты, дневники наблюдений, статистические и другие материалы.

5 этап. Проведение мониторинговых исследований

Содержание деятельности:

  • проведение диагностических исследований в соответствии с инструментарием, разработанным на предыдущем этапе;
  • занесение данных исследований в банк информации, наполнение банка информацией, необходимой для проведения мониторинга;
  • организация обсуждения предварительных результатов исследования.

Методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, устный опрос, анализ документов и др.

Результаты: пакет материалов по программе исследования: заполненные анкеты или тесты, дневники наблюдений, статистические и другие материалы.

6 этап. Обработка и анализ результатов исследования Содержание деятельности: обработка результатов исследования; организация обсуждения результатов на административном уровне и уровне коллектива ОДО; подготовка результатов анализа в виде графиков, диаграмм, таблиц; оформление результатов анализа документально в виде аналитической записки; занесение результатов в банк мониторинга. Методы: коллективный анализ, круглые столы, деловые игры, методы экспертных оценок, «Мозговой штурм», SWOT-анализ и др. Многократный анализ результатов разными группами специалистов позволит учесть большее число мнений и повысить объективность аналитических выводов

6 этап. Обработка и анализ результатов исследования

Содержание деятельности:

  • обработка результатов исследования;
  • организация обсуждения результатов на административном уровне и уровне коллектива ОДО;
  • подготовка результатов анализа в виде графиков, диаграмм, таблиц;
  • оформление результатов анализа документально в виде аналитической записки; занесение результатов в банк мониторинга.

Методы: коллективный анализ, круглые столы, деловые игры, методы экспертных оценок, «Мозговой штурм», SWOT-анализ и др.

Многократный анализ результатов разными группами специалистов позволит учесть большее число мнений и повысить объективность аналитических выводов

7 этап. Разработка комплекса управленческих мероприятий (решений) по результатам реализации программы мониторинга Результат: документальное оформление комплекса решений, позволяющих повысить эффективность использования результатов мониторинга в управленческой деятельности. Условия организации мониторинговой деятельности: кадровые материально-технические научно-методические информационные мотивационные нормативные организационные

7 этап. Разработка комплекса управленческих мероприятий (решений) по результатам реализации программы мониторинга

Результат: документальное оформление комплекса решений, позволяющих повысить эффективность использования результатов мониторинга в управленческой деятельности.

Условия организации мониторинговой деятельности:

  • кадровые
  • материально-технические
  • научно-методические
  • информационные
  • мотивационные
  • нормативные
  • организационные