СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг как средство оценки эффективности деятельности образовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг как средство оценки эффективности деятельности образовательного учреждения

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг как средство оценки эффективности деятельности образовательного учреждения»

Мониторинг как средство оценки эффективности деятельности образовательного учреждения

План

  1. Понятие эффективности в системе образования

  2. Понятие педагогического мониторинга, цели и задачи, характеристики педагогического мониторинга

  3. Методика оценки качества общего образования вобразовательных организациях Луганской Народной Республики


Эффективность – это степеньприближениякмаксимальномуилиоптимальному(наиболеежелательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек.

Образование, в широком смысле, создаёт несколько видов эффектов:

Экономический — рост производительности труда иснижение трудоёмкости, снижение материалоёмкостиисебестоимостипродукции,ростприбылиирентабельности;

Ресурсный – высвобождениересурсовнапредприятии: материальных, трудовых и др.;

Технический – появлениеновойтехникиитехнологий, открытий, изобретений и другихнововведений;

Социальный – повышениематериального икультурного уровня жизни граждан, более полноеудовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности.

Показатель экономического эффекта определяется какпревышениестоимостнойоценкирезультатовнадстоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов завесь период обучения.

ВнешнююэффективностьОУрассматриваюткак экономическуюэффективность,подразумеваяотдачу,получаемуюотиспользованияобразовательногофонда(человеческогокапитала),представляющегособой,влицеподготовленных выпускников/специалистов, конечный продукт образования.

Внутреннюю эффективность ОУ рассматриваюткак педагогическую, или эффективностьфункционирования самой системы образования.

Мониторинг является средством оценки эффективности деятельности образовательного учреждения.

Педагогический мониторинг, осуществляемый сегодня во многих образовательных учреждениях, бесспорно, является важнейшим функциональным инструментом управления целостным образовательным процессом. Понятие «мониторинг» пришло в педагогику из экологии и социологии, означая непрерывное слежение за состоянием окружающей среды и социального фона с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое аналитическое отслеживание процессов, которые определяют уровень функционирования и степень развития:

а) образовательной среды,

б) результатов образовательного процесса и

в) управленческой деятельности.

Цель мониторинга в образовательном учреждении заключается в том, чтобы обеспечить эффективное информационное отражение состояния образования, анализ результатов деятельности на основе полученных количественных и качественных показателей, разработку прогнозирования ОУ (образовательного учреждения) при его стабильном функционировании.

Задачи мониторинга сводятся к следующим позициям:

– разработка собственных или выбор из перечня имеющихся методик сбора информации на основе выстроенной в ОУ концепции мониторинга;

– собственно сбор информации;

– обработка полученных количественно-качественных показателей информации;

– проведение анализа информации;

– классификация информации по блокам и направлениям мониторинга;

– выявление тенденций в развитии образовательной среды и результатах образовательного процесса;

– оформление аналитических материалов в форме справок, таблиц, докладов и т. д.;

– принятие управленческих решений;

– распространение аналитико-прогностического информационного продукта в субъектном модуле образовательного пространства.

Основными направлениями информационного потока в системе мониторинга являются:

1. Информация и состояние образовательной среды, под которой следует понимать комплекс факторов и условий, оказывающих воздействие на субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении:

– содержание учебного плана как фактор вариативности содержания;

– условия организации образовательного процесса;

– система внеурочной деятельности;

– система дополнительного образования;

– воспитательный процесс;

– кадровое и методическое обеспечение;

– материально-техническая и финансовая база;

– социальная адаптированность;

– правовое обеспечение.

2. Информация о качестве реализации образовательного процесса,
а именно:

– качество содержания образования;

– качество преподавания;

– качество организации познавательной деятельности обучающихся;

– и другое.

3. Информация о качестве результатов образовательного процесса, важнейшими компонентами которой являются сведения о:

– качестве знаний;

– качестве умений и навыков;

– качествесформированности ключевых компетенций;

– качествеадаптированности обучающихся, т. е. степени их социализации;

– качестве воспитанности;

– качестве развития.

Создавая модель мониторинга в образовательной организации, важно ответить себе на следующие вопросы:

1. Каковы цели, задачи и направления изучения?

2. Каковы объекты и субъекты изучения?

3. Каков механизм пролонгированного отслеживания процессов?

4. Каково содержание диагностико-оценочных блоков мониторинга?

5. Каков инструментарий для проведения мониторинговых исследований?

6. Каков механизм обработки, анализа и распространения полученной информации?

Формулируя цели и задачи предстоящей работы, мы создаем определенный желаемый образ как противоречие между реальным и прогнозируемым состояниями. Намеченные цели и задачи определяют выбор направлений мониторинговых исследований. Направления изучения в системе мониторинга позволяют определить объектно-субъектные компоненты.

Целевая и содержательная специфика выстраивает структуру и диагностико-оценочный инструментарий для проведения мониторинговых срезов. Только имея четкие представления модели мониторинга, можно и нужно начинать работу по сбору, обработке, анализу и распространению информационных потоков.

Традиционно программа мониторинга в образовательном учреждении содержит следующие разделы (блоки):

1. Продуктивность образовательного процесса (мониторинг образовательной подготовки обучающихся).

2. Воспитательная система (мониторинг уровня воспитанности учащихся).

3. Научно-методическая работа (мониторинг профессиональной компетентности педагогов).

В зависимости от особенностей функционирования конкретного ОУ в программу мониторинга могут быть включены дополнительные разделы (блоки): например, взаимодействие с внешней средой, работа с родителями, дополнительное образование и т. д.

В контексте основных параметров нового качества образования педагогический мониторинг становится основой управления образовательным процессом и запуска инновационных процессов.

Педагогический мониторинг обладает следующими характеристиками:

– С р а в н и т е л ь н а я ф у н к ц и я дает возможность сравнивать различные показатели по субъектам и объектам контроля.

– П р о л о н г и р о в а н н ы й х а р а к т е р мониторинга предусматривает многократный сбор информации в течение длительного времени у определенного контингента респондентов.

Несомненный практический интерес представляет механизм выделения контрольных групп для получения «чистых» результатов исследования.

– К о н с т а т и р у ю щ и й х а р а к т е р мониторинга заключается в возможности выявления и описания состояния определенных показателей «здесь» и «сейчас».

– Д и а г н о с т и р у ю щ а я н а п р а в л е н н о с т ь мониторинга позволяет установить причины выявленного состояния определенных показателей.

– П р о г н о з и р у ю щ и й х а р а к т е р определяется вероятностью выполнения прогнозов на основе возможностей данного момента.

Методика оценки качества общего образования в
образовательных организациях Луганской Народной Республики

Качество образования является стратегическим приоритетом для Луганской Народной Республики. Термин «качество образования» нормативно закреплен в Законе «Об образовании», а интеграция в образовательное пространство Российской Федерации ставит вопрос повышения качества образования одной из приоритетных целей развития Луганской Народной Республики на ближайшие несколько лет.

Как и многие другие образовательные системы в мире образование республики сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы и решать возникающие в этой связи проблемы является важным фактором, определяющим приоритетные направления развития образования как единой системы.

С другой стороны, выход на новый качественный уровень невозможен без повышения эффективности решения таких «традиционных» задач образования, как обеспечение освоения базового образовательного минимума в соответствии с действующими стандартами, развитие таланта, обеспечение доступности качественного образования, преодоление любых форм неравенства, обусловленных социально-экономическими, этнокультурными и другими факторами.

В настоящее время в Луганской Народной Республике сложилась система оценки качества общего образования на республиканском уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации – единая система оценки качества общего образования (ЕСОКОО ЛНР) (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 1874-од от 13.11.2019 «О введении единой системы оценки качества общего образования в системе образования Луганской Народной Республики»).

При разработке модели Единой системы оценки качества общего образования (ЕСОКОО) Луганской Народной Республики учитывалась организационная структура, базовые принципы и процедуры аналогичной системы оценки качества образования функционирующей в Российской Федерации, которая разработана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Сложившаяся практика проведения оценочных, диагностических, исследовательских, аттестационных и т.п. процедур в образовании позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей. По результатам проводимых в последние несколько лет исследований выявлен целый ряд проблем образования. Однако в системе образования отсутствуют явно выраженные процессы, направленные на решение выявленных проблем. Результаты исследований и оценок используются недостаточно эффективно. Между тем, важной характеристикой качества образования как системы является ее эффективность с точки зрения управленческих механизмов. Это значит, что система образования должна располагать механизмами, которые позволяли бы направлять усилия и ресурсы на решение проблем, выявленных в процессе проведения исследований и оценок, и осуществлять мониторинг эффективности деятельности и использования ресурсов.

Кроме того, для обеспечения прорывного улучшения качества образования недостаточно оперировать средними и массовыми показателями. Помимо нацеленности на достижение высоких образовательных результатов в целом или в среднем по республике (городу, району, ОО) система образования должна помогать обучающимся найти себя, реализоваться, быть успешными. Она должна мотивировать каждого обучающегося на максимальную вовлеченность в образовательный процесс, на достижение результатов, важных именно для него, для его развития, построения наилучшим образом подходящей ему образовательной траектории.

Таким образом, с учетом имеющегося опыта проведения исследований и оценок качества подготовки обучающихся, основными задачами, решаемыми с помощью ЕСОКОО ЛНР, являются:

  • развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся с учетом современных вызовов;

  • развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности на индивидуальное развитие обучающихся;

  • развитие механизмов управления качеством образования,

  • повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении его результатов.

Единая система оценки качества общего образования опирается на содержательные принципы.

Ориентация на потребности и интересы обучающихся. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» (п.8 ст.3 Закона ЛНР «Об образовании»).Следовательно, предполагается, в том числе, соотнесение результатов оценки качества образования с потребностями и способностями обучающихся, а используемые критерии качества образования должны стимулировать развитие образовательных методик, технологий и управленческих механизмов, ориентированных на наиболее полный учет организациями системы образования потребностей и интересов обучающихся, на повышение возможностей для их самореализации.

Ориентация на государственные образовательные стандарты. Система общего образования в ЛНР строится на основе образовательных стандартов, устанавливающих, в том числе, требования к результатам освоения основной образовательной программы. «Государственные образовательные стандарты (ГОС) ... обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения»(п.1 ст.9 Закона ЛНР «Об образовании»). Таким образом, ГОС направлены на формирование единого образовательного пространства, что предполагает формирование единых требований к результатам обучения всех учащихся.

Ориентация на оценивание как подготовки обучающихся, так и всей образовательной деятельности. В соответствии с Законом «Об образовании», «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, ,государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»(п.8 ст.3 Закона ЛНР «Об образовании»).

Поэтому в рамках ЕСОКОО ЛНР рассматривается следующие направления оценки качества образования:

  1. оценка степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ГОС к результатамосвоения образовательных программ;

  2. оценка степени соответствия образовательной деятельности требованиям ГОС к условиям реализации образовательной деятельности;

  3. оценка степени соответствия подготовки обучающихся их потребностям, потребностям организаций среднего профессионального образования и высшего образования, предприятий и учреждений;

  4. оценка степени соответствия образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего профессионального образования и высшего образования, предприятий и учреждений, потенциальными будущими работниками которых являются обучающиеся в ОО.

Первые два из перечисленных направлений являются традиционными в системе общего образования. Вторые два направления требуют развития инновационных подходов в оценке качества образования, в том числе, на основе анализа широкого спектра открытых и ведомственных источников информации, а также по результатам специально проводимых опросов, исследований и т.п.

ЕСОКОО ЛНР предусматриваются следующие группы источников данных:

  1. результаты мониторинговых исследований качества образования и ГИА, в том числе:

  • сбор и анализ статистических данных о системе образования;

  • республиканские исследования качества образования (РИКО);

  • республиканские исследования, направленные на изучение

личностных результатов освоения основной образовательной программы;

  • республиканские проверочные работы (РПР);

  • государственная итоговая аттестация (ГИА);

  • итоговая аттестация (ИА);

  • результаты участия в ЕГЭ;

  • результаты участия в олимпиадах и других интеллектуальных

мероприятиях;

  • исследование профессиональной компетентности педагогических

кадров;

  • другие процедуры оценки качества подготовки обучающихся;

  1. данные о качестве образования из открытых и ведомственных источников, в том числе, характеризующие:

  • соответствие результатов образования потребностям рынка;

  • социально-экономические аспекты среды расположения ОО;

  1. .данные о системе образования, собранные в ходе специально проводимых опросов, в том числе:

  • характеристики условий осуществления образовательной

деятельности в ОО;

  • характеристики системы управления образованием;

  1. данные, собранные в ходе социологических исследований, в том числе:

  • удовлетворенность выпускников, родителей и работодателей

результатами образования;

  • удовлетворенность обучающихся и родителей образовательной

деятельностью.

В рамках реализации мероприятий по оценке качества образования используются открытые ресурсы Интернет, в том числе, сайты МОН ЛНР, управлений(отделов) образования администраций городов и/или районов, методических служб, образовательных организаций, а также специализированные ресурсы, создаваемые для реализации конкретных мероприятий.

Данная система многоуровневая дает возможность получить представление о качестве общего образования на уровне Республики, на уровне административной единицы, на уровне образовательной организации.

Комплексный анализ результатов оценки качества общего образования осуществляется ежегодно на основании данных, полученных в результате проведения мероприятий по оценке качества общего образования, других республиканских процедур оценки качества образования, а также государственных итоговых аттестаций.

По итогам комплексного анализа составляется аналитический отчет, который должен включать разделы:

  1. общие результаты процедур оценки качества образования в целом по Луганской Народной Республики, а также в разрезе территорий, в том числе:

результаты государственных итоговых аттестаций;

результаты республиканских проверочных работ;

результаты республиканских исследований качества образования;

результаты республиканских исследований, направленных на изучение личностных результатов освоения основной образовательной программы;

  1. описание тенденций в области качества образования, в том числе с учетом результатов процедур оценки качества образования прошлых лет;

  2. методические рекомендации по совершенствованию системы образования республиканского или регионального уровней.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой Луганской Народной Республики осуществление мониторинга в системе образования является частью управления системой образования.