Мониторинг образовательных результатов обучающихся
по общеобразовательной программе "Волшебный мир бумаги"
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
1. Разнообразие умений и навыков в использовании инструментов
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Мониторинговая карта
обшеобразовательная программа «Волшебный мир бумаги, 1 год обучения, группа __
Ф.И. | Стартовый сентябрь | | | | | Промежуточный Декабрь-январь | | | | | Итоговый май | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Мониторинговая карта
обшеобразовательная программа «Волшебный мир бумаги, 2 год обучения, группа __
Ф.И. | Стартовый сентябрь | | | | | Промежуточный Декабрь-январь | | | | | Итоговый май | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знания:
Различные приемы работы с бумагой;
Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше, динамические игрушки, бумажные летающие и двигающиеся модели;
Историю возникновения каждого вида искусства.
Линии сгиба в оригами;
Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;
Основные базовые формы.
Умения и навыки:
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами; ПДД; ППБ.
Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
Уметь применять различные приемы работы с бумагой
Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
Соединять детали из бумаги с помощью клея;
Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
Работать с технологическими и инструкционными картами;
В результате обучения по программе 1-го года обучения обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области составления композиции;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
В результате обучения по программе 2-го года обучения обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;
- продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
Критерий "Разнообразие умений и навыков в использовании инструментов"
«Лабиринты».
Лабиринтов может быть великое множество, и задач они решают тоже много. Например, обучение вырезыванию по контуру, вырезыванию по кругу (спирали, вырезыванию с углами и т. д.

«Бахрома», «Травка», «Ёжик»
Задача таких упражнений – закрепить правильное положение ножниц в руке; научить детей делать надрезы одним раствором ножниц. «Развели пальчики в стороны, вставили ножницы в бумагу, сомкнули… развели пальчики в стороны, вставили ножницы в бумагу, сомкнули».
«Билеты на автобус».

«Цветочки из лепесточков».
Учить детей работать ножницами, разрезая геометрическую фигуру пополам на равные части. Продолжать учить правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.



Критерий "Глубина и широта знаний по содержанию программы"
Тест «Бумага и ее свойства, работа с бумагой»
Из чего делают бумагу?
А) из древесины
Б) из старых книг и газет
В) из железа
Где впервые появилось искусство оригами?
А) в Китае
Б) в Японии
В) в России
Бумага- это:
А) материал
Б) инструмент
В) приспособление
Что означает тонкая основная линия в оригами?
А) контур заготовки
Б) линию сгиба
Какие свойства бумаги ты знаешь?
А) хорошо рвется
Б) легко гладится
В) легко мнется
Г) режется
Д) хорошо впитывает воду
Е) влажная бумага становится прочной
Какие виды бумаги ты знаешь?
А) наждачная
Б) писчая
В) шероховатая
Г) обёрточная
Д) толстая
Е) газетная
Выбери инструменты при работе с бумагой:
А) ножницы
Б) игла
В) линейка
Г) карандаш
Что нельзя делать при работе с ножницами?
А) держать ножницы острыми концами вниз
Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
В) передавать их закрытыми кольцами вперед
Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию
Д) хранить ножницы после работы в футляре
Для чего нужен шаблон?
а) чтобы получить много одинаковых деталей
б) чтобы получить одну деталь
На какую сторону бумаги наносить клей?
А) лицевую
Б) изнаночную
Для чего нужен подкладной лист?
А) для удобства
Б) чтобы не пачкать стол
На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше?
А) сразу приклеить деталь на основу
Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем
Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
А) чистый лист бумаги
Б) Ладошку
В) тряпочку
Какие виды разметки ты знаешь?
А) по щаблону
Б) сгибанием
В) сжиманием
Г) на глаз
Д) с помощью копировальной бумаги
При разметке симметричных деталей применяют:
А) шаблон половины фигуры
Б) целую фигуру
Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
А) не разворачиваешь лист
Б) разворачиваешь лист
Критерий "Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности"
I. Вопросы, направленные на изучение общего кругозора:
Что нужно сделать, чтобы вода закипела? (лучший ответ - поставить на огонь, на плиту, зажечь газ, включить плиту и т.п.).
Назови мне четыре времени года. (ответ - зима, весна, осень - в любом порядке; подсказка - какое время года сейчас? что у нас сейчас?).
II. Вопросы, направленные на изучение способности к самостоятельному принятию решения, сообразительности:
Что ты будешь делать, если потеряешь игрушку, которую тебе дали на время поиграть, например, твой друг? (лучший ответ - отдам свою, достану такую же и отдам, попрошу родителей купить такую игрушку и отдам другую и т.п.)
Что ты будешь делать, если придешь в магазин за хлебом, а хлеба в магазине нет? (лучший ответ - пойду в другой магазин, спрошу, когда привезут и приду попозже, куплю что-нибудь взамен - булку и т.п.).
III. Вопросы, направленные на изучение способности ребенка к обобщению, нахождению общих признаков предметов:
Чем похожи кошка и мышка, а что между ними общего? (лучший ответ - животные, млекопитающие, живые существа, звери. Допустимо перечисление отдельных общих признаков: хвост, усы, 4 лапы и т.п. Подсказка: Кто это, как их можно назвать одним словом?).
Чем похожи пианино и скрипка? (лучший ответ - музыкальные инструменты).
Ребенок должен правильно ответить хотя бы на три вопроса, по одному из каждой группы.
Дети, не способные правильно ответить на данные вопросы, нуждаются в дополнительном обследовании психоневролога или психолога. Они вряд ли готовы к школьному обучению по общей программе.
Критерий "Развитие познавательных способностей:
воображения, памяти, речи, сенсомоторики"
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь 
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями. 
Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
для проверки знаний
Оригами: изготовление изделий сгибанием заготовок прямоугольной формы
Отгадайте загадку:
У двух матерей по пяти детей.
Без них невозможен труд.
Знаете, как их зовут?
а) □ ножницы; г) □ иголки и нитки;
б) □ пяльцы и нитки; д) □ ёжики;
в) □ руки и пальцы; е) □ гвозди.
2. Выберите предмет, про который можно сказать, что он прямоугольный, гладкий, плотный, волокнистый:
а) □ пластилин; д) □ карандаш;
б) □ лоскут ткани; е) □ гвоздь;
в) □ фальцовка; ж) □ лист бумаги;
г) □ проволока; з) □ нитка.
3. Выберите то свойство бумаги, без которого нельзя сделать поделки в технике оригами:
а) □ цвет; в) □ гладкость поверхности;
б) □ шероховатость; г) □ сгибаемость.
4. Выберите 4 вида бумаги, из которых
можно делать поделки в технике оригами:
а) □ писчая; г) □ крепированная;
б) □ цветная; д) □ фотобумага;
в) □ газетная; е) □ калька.
ВИКТОРИНА
по теме «ТЕХНИКА ОРИГАМИ»
(итоговая)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, дополнение к ответу оценивается дополнительным баллом.
Право на ответ получает участник, поднявший руку первым.
В ответах, содержащих перечисление терминов, оценка 1 балл дается за каждый термин. Ответы принимаются «до последнего желающего ответить».
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Из чего люди делали бумагу?
Из обрезков шелковых и льняных тканей, волокон крапивы, льна – в Китае,
из древесной коры, бамбука, риса, пшеницы - в Японии,
из древесины – в странах Европы и России.
Что означает слово «оригами»?
Ори – складывать; ками – бумага.
Чем оригами отличается от других прикладных искусств?
Аппликация, папье-маше, вырезание силуэтов и т.д. основаны на прибавлении и вычитании материала, а оригами – искусство целого.
В какой стране родилось искусство оригами?
3-4 век до н.э. – Китай,
8 век – Япония
Кто в Японии и Китае владел искусством оригами?
В Китае – монахи. В Японии – служители религии, позже аристократы.
Какие фигурки складывали в этих странах в религиозных целях?
Фигурки животных, растений, людей (связано с религией обожествления природы), домики, мебель, одежда, бумажные коробочки, шары кудусамо (с травами подвешивались над постелью больного, в храмах), гирлянды журавликов.
Какие фигурки складывались светскими людьми?
Символы дружбы, доброго пожелания – записки в форме бабочки, журавля, цветка. Фигурки использовались в качестве печатей.
Когда оригами попало в Европу?
В 19 веке японские маги складывали фигурки за считанные секунды, удивляя публику.
Когда оригами распространилось по миру?
В середине ХХ века, после 2 Мировой войны.
Кто сейчас увлекается оригами в разных странах?
В Англии и Америке – клубное занятие, повод для общения. В Голландии – прикладное искусство. В России – прием обучения и развития (педагоги и ученики).
Что символизирует журавлик?
Счастье и долголетие.
12. Как называется самая древняя книга по оригами?
«Тайна сворачивания 1000 журавликов» (18 век)
13.Сколько журавликов сложила 12 летняя девочка из Хиросимы?
644
14. Где установлен монумент, на котором в годовщину атомной бомбардировки вешают гирлянды из 1000 журавликов?
В Японии в г. Хиросима есть парк Мира
15. Какие существуют виды оригами?
Простое (традиционное)
По развертке (чертеж, на котором изображены все складки)
Мокрое складывание
Модульное оригами
Киригами (с использованием ножниц)
16. Какие базовые формы в оригами вы знаете.
Косынка
Книга
Дверь
Двойной квадрат
Двойной треугольник
Воздушный змей
Блинчик
Катамаран
Рыба
Птица
Бутон
Лягушка
17. На схемах встречаются разные линии и знаки. Что они означают?
(участникам показывается таблица с условными обозначениями)
18. Что означает слово «кириками»?
Киру- резать, ками – бумага.
19.Что означает слово Кусудама ?
Модульное оригами. В древней Японии - «Лекарственный шар», использовался для целебных сборов и благовоний.
Тест «Квиллинг»
0-12 балла - низкий уровень
13-24 балл – средний уровень
25-36 балла – высокий уровень
Вопросы теста
1. Квиллинг это...
a) аппликация;
b) бумагокручение;
c) складывание бумаги.
2. Родина квиллинга
a) Япония
b) Китай
c) Европа
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
b) начало 21 века;
c) конец 19, начало 20 века.
4. Квиллинг это...
a) оригами;
b) коллаж;
c) бумажная филигрань.
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
b) зубочистка, ножницы, бумага;
c) ножницы, проволока, бисер.
6. Техника «Квиллинг» невозможна без:
a) клей;
b) картон;
c) зубочистка.
7. Сколько существует базовых элементов?
a) 10;
b) 30;
c) 20.
8. Этапы выполнения элемента:
a) склеивание;
b) приготовление полосок;
c) скручивание спирали.
9. Квиллинг это...
a) искусство;
b) развлечение;
c) работа.
10. Нарисуйте элементы:
«Свободная спираль» «лепесток» «полумесяц»
«глаз» «капля» «ромб»
11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга)
12. Как вы относитесь к технике «Квиллинг»
a) нравится;
b) без разницы;
c) очень нравится.
Ответы 1. b
2. c
3. a
4. c
5. b
6. a
7. c
8. b, c, a
9. a
10. Правильно нарисованные элементы
11. Например:
1. Зубочистка;
2. стержень от ручки шариковой;
3. шило;
4. игла;
5. крючок для вязания.
Тест по декоративно-прикладному творчеству: декупаж
Ф.И.__________________________________________________
С какими видами творчества вы познакомились в этом году?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Продолжите «Декупаж» - это
Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;
Вид творчества с использованием спиц и крючка;
Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами.
«Декупаж» в переводе с французского языка означает…..
Разрезать;
Плести;
Рисовать;
Вязать.
Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».
Какая краска используется для техники «Декупаж»:
Эмаль;
Акриловая краска;
Акварельная;
Гуашь.
6. Для чего применяют декупаж:
Критерии оценки
Тест «Аппликация»
1. Вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных деталей и закреплении их на фоне
а) аппликация
б) оригами
в) плоская игрушка
2. Украшение изображения обрамляющей полоской
а) раздвижение
б) симметрия
в) кант
3. К какому виду аппликации можно отнести ажурную технику
а) предметная
б) сюжетная
в) декоративная
4. Орнамент – это…
а) узор, в котором элементы только чередуются
б) узор, в котором элементы только повторяются
в) узор, в котором элементы и чередуются и повторяются
5. Найти правильную технологическую последовательность оформления аппликации
а) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображения; раскладывание деталей на фоне; наклеивание; высушивание
б) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображения; наклеивание; высушивание
в) выбор сюжета, узора; подбор бумаги; вырезание изображение; наклеивание; высушивание
6. Как наносить правильно клей
а)

б) в)







7. Что такое симметрия
а) одинаковое расположение частей вырезанной детали по обе стороны от середины
б) разное расположение частей вырезанной детали по обе стороны от середины
8. Какие инструменты и приспособления используют для аппликации
а) ножницы, кисточка, салфетка, клеенка, подставка
б) ножницы, степлер, кисточка, салфетка
в) плоскогубцы, пинцет, ножницы, салфетка, кисточка
9. Какая аппликация выполняется без ножниц
а) мозаика
б) обрыв
в) раздвижение
10. Какой клей используют в аппликации
а) ПВА
б) столярный
в) момент
Уровень:
правильных ответов – высокий
правильных ответа – средний
менее 5 правильных ответа – низкий