Мониторинг к дополнительной общеобразовательной программе
«Я моделист»
Цель методики: выявление уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам общеобразовательной программы «Я моделист».
Задачи методики:
-определить уровень теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области;
-выявить степень сформированности практических умений и навыков обучающихся;
-выявить причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации образовательной программы;
-внести необходимые коррективы в содержание и методику образовательной деятельности.
Пояснение:
Методика проводится в форме тестирования.
Методика проводится с обучающимися с учетом психологических особенностей детей разного возраста,стартовый - в сентябре, промежуточная – в январе, итоговый – в мае.
Выявляет, что дети знают об оригами, квиллинг, аппликации, торцевании; о различных приемах работы с бумагой; об истории возникновения данных искусств.
Форма проведения диагностики
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
2. Практическая подготовка:
А. Композиционное решение: (1-3 б.)
оригинальность исполнения
творческий подход в создании работы
соразмерность элементов композиции
Б. Цветовое решение: (1-3 б.)
гармоничное сочетание цветов
применение новых художественных материалов
в процессе создания работы
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Обработка данных
Ответы детей оцениваются по бальной системе и затем определяются по уровням (высокий, средний, низкий).
Характеристика уровней:
Высокий: 3 балла – обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям.
Соблюдают правила ТБ на занятии. Составляют аппликационные композиции из разных материалов; знают последовательность этапов выполнения работы в технике аппликации из бумаги, квиллинг, торцевания. Самостоятельно делают простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «рыба». Самостоятельно следуют устным инструкциям, читают и зарисовывают схемы изделий; создают изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. Композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинг, торцевание отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
Средний: 2 балла – обучающийся стабильно занимается. Иногда путают последовательность этапов выполнения работы в технике аппликации из бумаги, квиллинг, торцевания и др. С помощью педагога или товарищей делает простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «рыба». С помощью педагога следуют устным инструкциям, читают и зарисовывают схемы изделий; создают изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. Композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинг, торцевание выполняют по образцу, соответствуют общему уровню.
Низкий: 1 балл - обучающийся программу не освоил, т.е. не может сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «рыба». Не могут самостоятельно следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, квиллинг, пользуясь инструкционными картами и схемами. Композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинг, торцевание выполняют на недостаточном уровне.
МОНИТОРИНГ
образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе "Я моделист"
Оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | Соответствие теоретических знаний программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Освоена система теоретических знаний, соответствующих программным требованиям, специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | Теоретические знания не систематизированы, учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой. | Фрагментарное освоение теоретических знаний специальные термины учащимся не употребляются. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Соответствие приобретенных навыков по технике безопасности программным требованиям | Способы деятельности (умения и навыки) освоены полностью в соответствии с программными требованиями и выполняются самостоятельно; правила соблюдения техники безопасности выполняются учащимся осознанно. | Способы деятельности освоены и выполняются под руководством педагога, правила безопасности выполняются под контролем педагога. | Способы деятельности освоены частично, учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием и оснащением, может допускать нарушения в сфере безопасности и требует постоянного контроля. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА Познавательная активность, самостоятельность | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий. | Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов не широкий. | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется. |
Умение работать с различными источниками информации | Самостоятельность в подборе и анализе литературы, в пользовании компьютерными источниками информации | Работает с источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | Работает с источниками информации с помощью педагога или родителей. | Ребенок, испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
РЕГУЛЯТИВНАЯ СФЕРА Произвольность деятельности | Уровень сформированности произвольной деятельности | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. | Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке. | Деятельность обучающегося хаотична, непродуманна. Прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна. |
Рефлексия ребенком актуальных достижений | Осознанность актуальных достижений | Актуальные достижения ребенком осознаны и сформулированы. Определяет самостоятельно критерии оценивания, дает самооценку. | Ситуативное осознание ребенком актуальных достижений. Осуществляет оценку своего задания по параметрам, заранее представленным. | Рефлексия актуальных достижений не выражена. |
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА Способность к сотрудничеству | Способность к сотрудничеству | Ребенок конструктивно сотрудничает с педагогом и обучающимися. Ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать , договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь. | Способен к взаимодействию и сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера. Участвует в общении чаще по инициативе других. Участвует в диалоге пассивно (отвечая на вопросы). | Сотрудничество ситуативное, в совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласованию, конфликтует, игнорирует других. Или, ребенок закрыт для общения и участия в общих делах. |
Речевая компетентность | Уровень речевого развития | Сформирован богатый словарный запас. Ребенок правильно формулирует основную мысль, ясно и последовательно строит пересказ. Строит общение с учетом ситуации, легко классифицирует и обобщает понятия, пользуется формами речевого этикета. | Достаточный словарный запас. Ребенок не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли, затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении. Умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. | Словарный запас ограничен. Ребенок делает только простые обобщения. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Редко пользуется формами речевого этикета. |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими дополнительной общеобразовательной программы "Я моделист"
Педагог Кочергина Светлана Анатольевна
Группа 3, год обучения первый
Учебный год 2018-2019
№ п/п | Оцениваемые параметры Ф.И. Обуч-ся | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Познавательная сфера | Регулятивная сфера | Коммуникативная сфера |
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Познавательная активность, самостоят-ть | Умение работать с разными источниками информации | Произвольность деятельности | Рефлексия | Способность к сотрудничеству | Речевая компетентность |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Критерии оценки.
1. Теоретические знания.
1 год обучения.
1. Низкий уровень – обучающийся практически не владеет теоретическими знаниями по разделам, не владеет специальной терминологией, предусмотренными программой.
2. Средний уровень – имеет небольшой (примерно 40 - 50%) объём необходимых знаний.
3. Высокий уровень – знает практически все термины и имеет необходимый запас начальных теоретических знаний.
2. Практические умения
1 год обучения.
Обучающимся предлагалось пойти тестирование по основным направлениям, таким, как: работа с природными материалами, навык работы с ножницами, лепка и самостоятельная творческая деятельность.
1. Низкий уровень - обучающийся владеет менее чем ½, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с необходимыми принадлежностями, не проявляет себя в самостоятельной творческой деятельности.
2. Средний уровень - работает с принадлежностями с помощью педагога, объём усвоенных умений и навыков составляет более ½, не активен в самостоятельной творческой деятельности, но выполняет задания на основе образца.
3. Высокий уровень - использует принадлежности самостоятельно, не испытывает особых трудностей, владеет практически всеми умениями и навыками, выполняет задания с элементами творчества.
3. Общеучебные умения и навыки.
1 год обучения.
Обучающимся предлагалось пойти тестирование по основным направлениям, таким, как: организация рабочего места, выполнение правил техники безопасности и самостоятельная творческая деятельность.
1. Низкий уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения при самостоятельном выполнении задания и нуждается в постоянной помощи и контроле педагога, не способен самостоятельно организовать своё рабочее место и убрать его за собой, не аккуратен и не ответственен в работе.
2. Средний уровень – выполняет самостоятельные задания при частичной помощи педагога, понимает и соблюдает правила техники безопасности, предусмотренных программой, может организовать и убрать своё рабочее место, аккуратен и ответственен в работе.
3. Высокий уровень - работает самостоятельно и не испытывает затруднений, понимает и соблюдает правила техники безопасности, предусмотренных программой, может организовать и убрать своё рабочее место, аккуратен и ответственен в работе.
4.Организационно – волевые качества, поведенческие и ориентационные качества
1 годы обучения.
1. Низкий уровень – терпения обучающегося хватает менее чем на 0,5 занятия, ребёнок не способен побуждать себя к практическим действиям, не способен оценивать себя самостоятельно, избегает участия в коллективных работах.
2. Средний уровень – терпения обучающегося хватает более чем на 0,5 занятия, ребёнок иногда не способен побуждать себя к практическим действиям, не способен адекватно оценивать себя самостоятельно (самооценка завышенная или заниженная), участвует в коллективных работах при побуждении извне.
3. Высокий уровень - терпения обучающегося хватает на всё занятие, ребёнок способен самостоятельно побуждать себя к практическим действиям, способен оценивать себя самостоятельно адекватно реальным достижениям, активно участвует в коллективных работах, инициативен.
Протокол результатов итогового (годового) мониторинга
обучающихся по общеобразовательной программе "Я моделист"
2017-2018 учебный год
Вид аттестации (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая) | итоговая |
Отдел | технической направленности |
Детское объединение | "Умелые ручки" |
Образовательная программа | Модифицированная общеобразовательная программа "Я моделист", рассчитанная на 1 год обучения |
Всего групп | одна |
Количество воспитанников, принявших участие в аттестации | 12 |
Дата проведения | |
Форма проведения | Наблюдение, опрос, тестирование, собеседование |
Форма оценки результатов | Уровни - высокий, средний, низкий |
ФИО педагога | Кочергина С.А. |
РЕЗУЛЬТАТ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ от______________
№ группы
№ | Фамилия, имя обучающегося | Этап (год) обучения | Результат аттестации (на начало года) | Результат аттестации (промежуточный) | Результат аттестации (конец года) |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
| Итого по группе: | | Высокий уровень - О (красный) - чел. -% | Высокий уровень - О (красный) - чел. -% | Высокий уровень - О (красный) - чел. -% |
| | | Средний уровень - О (синий) - чел. - % | Средний уровень - О (синий) - чел. - % | Средний уровень - О (синий) - чел. - % |
| | | Низкий уровень - О (зеленый) - чел. – % | Низкий уровень - О (зеленый) - чел. – % | Низкий уровень - О (зеленый) - чел. – % |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговый мониторинг результатов обучения детей по модифицированной общеобразовательной программе "Я моделист"
2017-2018 учебный год.
№ п. п. | ____ группа ______ год обучения | Теоретическая подготовка обучающегося | Практическая подготовка обучающегося | | | | Общеучебные умения и навыки. | | Организационно – волевые качества, поведенческие и ориентационные качества | Общий уровень |
| Ф.И. обучающегося | | Работа с разными видами бумаги | Навык работы с ножницами | Работа по шаблону | Изготовление динамических деталей игрушек | Самостоятельная творческая деятельность | Выполнение правил ТБ, организация рабочего места | Самооценка адекватно реальным достижениям, инициативность и активность участия в коллективных работах. | |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | |
Высокий уровень – (красн) - _______чел. ______%
Средний уровень – (синий) - _______чел. ______%
Низкий уровень - (зеленый) - _______чел. ______%
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерные вопросы и задания для итоговой аттестации. (Возраст -7-8 лет)
1. Вопросы по разделу «Теоретическая подготовка обучающегося»:
Какие виды бумаги вы знаете?
Чем они отличаются друг от друга?
Какие инструменты необходимы для работы с бумагой?
Что такое аппликация?
Что такое панно?
Какие способы соединения бумаги вы знаете?
Какие способы хранения природных материалов вы знаете?
2. Вопросы и задания по разделу «Практическая подготовка обучающегося»:
а). Работа с раздичными видами бумаи и картона:
Что такое бумага, картон?
Соединить несколько видов бумаги и картона между собой.
Изготовить небольшое панно из бумаги разных видов, картона..
б). Навык работы с ножницами:
Как правильно держать и передавать ножницы?
Вырезать из квадрата круг.
Вырезать из прямоугольника овал.
Вырезать картинку по шаблону.
в). Работа по шаблону:
Правильно расположить шаблон.
Обвести шаблон по контуру.
Понимать и объяснять условные обозначения на шаблоне.
г). Изготовление динамических деталей игрушек:
Поделить проволоку (деревянную шпажку) на 2, 3, 4 части.
Закрутить проволоку с одного конца в колечко.
Проколоть шилом места соединения по меткам.
Соединить несколько деталей.
Сделать фигурку игрушки, используя основные формы.
3. Задания по разделу «Общеучебные умения и навыки».
а). Самостоятельная творческая деятельность:
Придумать и выполнить небольшую аппликацию на тему «Орнамент»
Придумать и выполнить небольшое панно на картоне с использованием различных материалов: бумаги, картона,нитей, летны.
б). Выполнение правил ТБ, организация рабочего места.
4. «Организационно – волевые качества, поведенческие и ориентационные качества».
Умение работать в коллективе.
Адекватная оценка своей работы
Инициативность
Активность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
________(дата)____года было аттестовано _______ обучающихся объединения. Из них по результатам аттестации всего по объединению:
высокий уровень показали - _____% ( ______чел.)
средний уровень показали -________ % (_____чел.)
низкий уровень показали – _______% (_______ чел.)
Для сравнения, на середину учебного года промежуточная аттестация от ________(дата предыдущей аттестации) дала такие результаты:
высокий уровень показали - _____% ( ______чел.)
средний уровень показали -________ % (_____чел.)
низкий уровень показали – _______% (_______ чел.)
Вывод: Следовательно, количество обучающихся, показавших высокий уровень подготовки значительно увеличился. Опираясь на результаты мониторингов, видно, что произошел рост уровня развития детей (по сравнению с показателями на начало и середину учебного года) по всем направлениям.
Наблюдается повышение количества аттестуемых, показавших средний уровень знаний и умений, и, соответственно, количество обучающихся, показавших при аттестации низкий уровень сократилось в целом по объединению. Во всех группах наблюдается рост показателей от низкого к среднему и высокому соответственно. В частности хочется выделить прогресс в работах __________________________и др. обучающихся.
В следующем году целесообразно создать условия для развития у детей навыка работы с ножницами, выделяя больше времени на самостоятельную работу по шаблону, а также для мотивации активного участия в творческих заданиях.
Образовательная программа на _____________ учебный год
выполнена полностью.
Педагог дополнительного образования _____________