
Муниципальное образование – Ряжский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ряжская средняя школа № 2»

Региональный конкурс
юных исследователей окружающей среды
Номинация «Экологический мониторинг»
Тема: « Изучение состояния окружающей среды и её влияние на здоровье человека»
Выполнила: Бабкина Александра Игоревна,
10.11.2003 года рождения, ученица 9Б-го класса,
проживающий по адресу: 391964, г.Ряжск, Рязанской области,
улица Красная д.5 кв.2
Руководитель: Киселева Наталья Николаевна, учитель химии
МОУ «Ряжская средняя школа №2», проживающая по адресу
391962 г. Ряжск, Рязанской области, ул. Луговая д.4, т. 89105685015
Ряжск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Практическая работа № 1.
Определение степени загрязненности снега в различных местах…………4-5
3. Практическая работа № 2
Определение кислотности почвы на пришкольном участке………………5-6
4. Практическая работа № 3
Определение влияния шумового фона и выхлопных газов на самочувствие человека………………………………………………………………………..6-7
5. Практическая работа № 4
Свойства натурального меда. Определение примесей в меде………………..8
6. Практическая работа № 5
Определение освещенности помещения……………………………………8-10
7. Практическая работа № 6
Оценка мутагенности окружающей среды. Простейшая тест- система…..10
8. Практическая работа № 7
Состояние природной среды в Ряжском районе…………………………...10-11
9.Используемая литература………………………………………………….12
10. Тезисы…………………………………………………………………….13-16
11. Рецензия руководителя…………………………………………………..17
12. Фотоотчет…………………………………………………………………18-20
Введение
Понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность для человечества в целом и для каждого человека в отдельности помогает экологическое образование. Оно возможно при условии, если содержание учебных предметов и внеурочной деятельности способствует осознанию, что природа представляет собой непреходящую ценность для человека.
Мы, учащиеся должны понимать, что человек – это часть природы, его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами. Кроме этого, мы должны осознать истину – окружающий мир и здоровье человека взаимосвязаны. И знание этой взаимосвязи помогает в той или иной мере сохранить здоровье, основное богатство человека.
Все это невозможно без исследовательской деятельности. В рамках школьных занятий и внеурочной деятельности мы стремимся познавать природу не теоретически, а практически.
С этой целью мы используем такие методы и формы обучения, которые :
- стимулируют нас к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- обеспечивают развитие исследовательских знаний;
- вовлекают нас в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Целью данной исследовательской работы является проведение исследований в области экологии человека и растений, урбоэкологии и как это влияет на здоровье человека.
Задачи:
Обучение навыкам исследовательской деятельности;
Развитие знаний об экологических факторах , их влиянии на жизнь и здоровье людей;
Воспитание умения работать в коллективе, общаться друг с другом;
Формирование природоохранной деятельности.
Практические задачи данной исследовательской работы:
Определения уровня загрязненности снежного покрова тяжелыми металлами и механическими примесями;
Определение кислотности почв пришкольного участка;
Определение уровня освещенности классных кабинетов;
Определение свойств натуральных продуктов;
Определение влияния шума и загрязняющих веществ на организм человек;
Оценка мутагенности окружающей среды.
Методика исследования – проведение практических работ, наблюдение, описание.
Раздел 1 Урбоэкология.
Практическая работа № 1.
Определение степени загрязненности снега в различных местах.
Информация: Большой урон окружающей среде наносят химические загрязнители (промышленные предприятия, автотранспорт).
Цель: Изучить состояние снежного покрова на берегу реки Хупта , на пришкольной территории, вблизи автомобильной дороги улицы Высотной.
Оборудование: колба 250 мл., воронка, фильтры, бумага индикаторная универсальная со шкалой значений рН, штатив с пробирками, стаканы, реактивы.
Ход работы:
1. Взятие проб.
1. Взяли 3 одинаковые навески снега :
1) около реки Хупта:
2) на пришкольной территории;
3) вблизи автодороги улицы Высотной.
Примечание: Из каждого места берется 3 пробы – сверху, на глубине 5 см, на глубине 20 см.
Принесли навески в школу, снег растаял, сняли показатели:
Мутность
Описание - берутся все навески и сравниваются с дистиллированной водой
Результат: снежная вода с берега р. Хупта – прозрачная, с пришкольной территории- слабо мутная , вблизи дороги – мутная.
Определение РН раствора
Описание – используется универсальная индикаторная бумага
Результат: с берега р. Хупта – 6.0 (слабощелочная), около школы РН -8.0 (щелочная), у дороги – 7.0 (слабощелочная)
Вывод: среда слабощелочная.
3) Определение степени загрязненности твердыми частицами.
Описание - из каждого стакана налить воду в воронку, куда вставлен фильтр
Результат: с берега р. Хутпа – осадка практически нет, около школы – на фильтре осадок, около дороги - осадок обильный, темный.
Вывод: по степени загрязненности твердыми частицами самый грязный снег у автодороги.
4) Проведение качественных реакций.
Описание - берем примерно 100 г воды, выпариваем досуха. Растворяем в 5,6 мл 1н р-ра HNO3. Определяем катионы металлов.
Для определения солей Ca и Mg добавили NaOH и фенолфталеин
Ca(NO3)2 + 2 NaOH = Ca(OH)2+ 2NaNO3
белый осадок
Для определения солей Fe2+. Fe3+ добавили NaOH , K4(Fe(CN)6)
Fe(NO3)3 + 3 NaOH= Fe(OH)3+3 NaNO3
Зеленый осадок
4Fe(NO3)3+ 3 K4(Fe(CN)6)=Fe4(Fe(CN)6)+ 12KNO3
темно-синий
осадок
Для определения солей Pb2+ добавили AgNO3
PbCl2+ AgNO3= Pb(NO3)2+ AgCl
белый творожистый осадок
Результат: в растворах с берега реки и около школы - слабо мутные белые осадки в незначительном количестве, фенолфталеин - слабо- розовый.
При определении солей железа и свинца, осадки не выпали
В навеске, взятой у дороги, обнаружены соли кальция и магния в небольшом количестве, а соли железа и свинца в достаточном.
Вывод: в 1(с берега реки), во 2 пробе (около школы) – ионы Ca. Mg., отсутствуют ионы железа. В третьей пробе (у дороги)- Ca. Mg. Fe. Pb.
Общий вывод: Из трех взятых проб наиболее загрязненным оказался снег, взятый вблизи автомобильной дороги. Основным загрязнителем является автотранспорт, так как в выхлопных газах автомобилей содержатся соли тяжелых металлов.
Практическая работа № 2
Определение кислотности почвы на пришкольном участке
Информация: Многие культурные растения не любят закисленные почвы.
Цель : Определить кислотность почвы на пришкольном участке
Оборудование: бур, полиэтиленовые пакеты с навесками, колбы и химические стаканы, стеклянная палочка, индикаторная бумажка, реактивы, весы.
Ход работы.
Взяли 2 навески:
с пришкольного участка;
с клумбы около школы.
Исследовали показатели:
1)РН среды.
Описание- отмерили на весах 10 г, высушили, поместили в стакан , добавили 100мл воды, размешали стеклянной палочкой. Полученная взвесь оседает. Индикатором определяем кислотность почвы.
Результат: РН почвы с пришкольного участка равна -6 , с клумбы – 4-5
Вывод: более закисленная почва на клумбе, это объясняется близостью автодороги. На пришкольной территории почва слабокислая, что объясняется нахождением школы в многонаселенном месте (много жителей, транспорта)
2)Влажность
Описание- взяли 100 г.почвы, высушили на чистом листе бумаги. Сравнили массы почвы до и после. Масса воды – влажность.
Кроме этого, положили образцы в фильтровальную бумагу и сжали примерно с одинаковой силой.
Результат: влажность почвы с пришкольного участка составила – 30г, с клумбы -50 г. Фильтровальная бумага с почвой пришкольного участка оказалась более влажной.
Вывод: Более влажная почва на пришкольном участке, т.к. он более затенен, клумба располагается на открытом, солнечном месте.
Общий вывод: Более закисленная почва на клумбе, это объясняется близостью автодороги, более влажная почва на пришкольном участке, т.к. участок затенен деревьями.
Раздел 2.
Экология человека
Практическая работа № 3
Определение влияния шумового фона и выхлопных газов на самочувствие человека.
Информация: Шум –беспорядочное сочетание различных по силе и чистоте.
Шум способен оказывать неблагоприятное воздействие но организм и является одним из наиболее распространенных вредных физических факторов окружающей среды, приобретающих важное социально-гигиеническое значение в связи с урбанизацией, механизацией, автоматизацией, развитием транспорта. Длительное воздействие шума на организм приводит к развитию утомления, раздражительности.
Нормой допустимого уровня шума является 30-40 дб
Шкала децибел | Характеристика источника звука |
70 | Шум мотора грузового автомобиля |
80 | Шумная улица с автотранспортом |
100 | Автомобильная сирена |
Неблагоприятное влияние на организм человека оказывают выхлопные газы, которые содержат крайне ядовитые вещества в превышающих норму количествах: диоксидин, бензпирен, угарный газ , соли тяжелых металлов и т.д.
Цель работы: выявить влияние шума и выхлопных газов на организм человека
Оборудование: индивидуальные повязки.
Ход работы:
Методика проведения.
Формируются 3 группы испытуемых количеством 5 человек. Выбираются пункты исследования:
1 группа – шумный перекресток около районной больницы,
2 группа – улица Высотная, около школы где движение транспорта не очень интенсивное.
3 группа – территория берега реки Хупта.
Испытуемые в течении 20 минут должны находиться на своих постах, при этом подсчитать какое количество автотранспорта пройдет за это время.
Фиксировать состояние своего самочувствия.
Пункт | Количество автомобилей | Состояние самочувствия | Вывод |
грузовых | легковых |
1. Шумный перекресток около районной больницы, | 56 | 127 | Через 10 минут у 2 испытуемых наблюдалось ухудшения самочувствия: стало тяжелее дышать, шум в ушах. Через 20 минут все испытуемые отметили ухудшения своего состояния: у 4-х появилась головная боль, головокружение, все отметили, что дышать стало тяжелее. У 3-х испытуемых наблюдалось учащение пульса. | Испытуемые почувствовали ухудшение самочувствия из-за того, что было очень шумно и прошло много машин. |
2. Улица Высотная | 3 | 31 | Через 20 минут, 2-ое испытуемых отметили, что стало дышать труднее. Пульс у всех в норме. | Улица не очень оживленная, практически все испытуемые не отметили особого ухудшения здоровья. |
3. Берег реки Хупта (в районе детского пляжа) | - | - | Самочувствие у всех осталось прежним. Пульс в норме. | Территория лишена автомобильного движения, тихо. Все испытуемые чувствуют себя хорошо, отмечают приятное влияние пения птиц и звуков реки. |
Общий вывод: Влияние шумового фона и продуктов переработки автотранспорта негативно сказывается на здоровье человека.
Практическая работа № 4
Свойства натурального меда. Определение примесей в меде.
Информация: Мед- это добытый рабочими пчелами нектар цветков. Он гораздо полезнее для человеческого организма, нежели сахар. Целебные свойства меда известны с глубокой древности.
Физические свойства натурального меда
Имеет однородный состав и не расслаивается при хранении. Запах приятный.
Быстро засахаривается.
При переливании течет непрерывной струйкой, если в натуральный мед подмешан сахар, то полученная смесь вытекает по каплям.
Если смазать медом лист бумаги, то черта, проведенная шариковой ручкой не растекается. В меде с добавками- черта расплывается.
Цель :выявить свойства натурального меда.
Оборудование: стаканы химические, стеклянная палочка, штатив с пробирками, раствор йода, разведенный до цвета чая, раствор уксусной кислоты, фильтр, мед с примесью мела, мед с примесью крахмала.
Ход работы.
Растворили мед в 100 мл воды, оставили на 3-4 минуты.
Результат: мед без примесей, т.к. образует мутный раствор без осадка.
Добавили к 100 мл раствора каплю йода.
Результат: Цвет остался прежним.
Для сравнения взяли мед с примесью крахмала,
Результат: Раствор окрасился в синий цвет.
Отфильтровали осадок. Стеклянной палочкой капнули на осадок уксусной кислотой.
Результат: Осадок без изменения.
Для сравнения капнули на мед, в котором подмешан мел.
Результат: Происходит вспенивание и выделение пузырьков газа.
Общий вывод: В домашних условиях достаточно легко можно определить качество натурального меда, с помощью простых реакций
Практическая работа № 5
Определение освещенности помещения
Информация: недостаточное освещение снижает работоспособность, приводит к ухудшению зрения. Запыленные окна снижают освещение на 30-40%. При искусственном освещении используют источники света, обеспечивающие рассеянное освещение без изменения физико-химических свойств воздуха.
При направленности окон на юг рекомендуются холодные тона окрашивания стен, а при направлении на север- более теплые.
В классном помещении световой коэффициент должен составлять 0,166-0,25.
Коэффициент искусственной освещенности (КИО) равен 400-500 лк
Цель: определить освещенность кабинетов химии и технологии.
Оборудование: рулетка.
Ход работы.
Определили материал стен- крашенные акриловой краской спокойного салатового цвета.
В кабинете химии окна направлены на запад. Окраска стен – светло-зеленая, что не соответствует ориентации к сторонам горизонта.
В кабинете технологии окна направлены на восток, окраска стен – бежевая, что более подходит ориентации к сторонам горизонта.
2. Потолок, рамы, подоконники в обоих кабинетах пластиковые белого цвета, двери деревянные, белого цвета.
3. Окраска мебели в кабинетах светлая, гармонирует с окраской стен.
4. Бликов на мебели и классной доске нет, что благоприятно сказывается на наших глазах.
5. Определили величину естественной освещенности по формуле:
СК = So|Sn,
где СК- световой коэффициент, So- площадь окон, Sn – площадь пола.
Результат:
Для кабинета химии площадь одного окна равна 2,0* 1.7=3,4 кв. м, для 4 окон- 3,4* 4= 13,6 кв. м. Площадь остекления 13.6-1.36=12,24 кв.м.
СК = 12.24/ 87= 0,14
Для кабинета технологии площадь 5 окон =17 кв.м, площадь остекления 15.3 СК= 15.3/ 94=0,16.
Вывод: световой коэффициент в в кабинете химия чуть ниже нормы в кабинете технология соответствует норме.
6.Определение искусственного освещение
В качестве источников искусственного освещения используются люминесцентные лампы «белого» света (типа СБ). Люминесцентные светильники рассеянного света подвешены в классах, где высота потолка составляет 3,5 м. В кабинете химия 18 светильников, в кабинете технология 20 светильников. Мощность каждого светильника 130 Вт. Площадь кабинета химия 87 кв. м, кабинета технологии – 94 кв.м. Определяем коэфициент искусственного освещения по формуле:
КИО= М*П/Sn,
где М –мощность лампы в ваттах, П – количество ламп, Sn – площадь пола.
Результат:
Для кабинета химии - КИО= 130*18/ 87 =26 вт на 1 кв.м.
Для кабинета технологии - КИО= 130*20/ 94 =28 вт на кв.м, что соответствует освещенности в 500 лк.
Вывод: Искусственная освещенность в пределах нормы.
Общий вывод: Освещенность как естественная, так и искусственная в кабинетах школы достаточн о хорошая и практически соответствует норме..
Раздел 3 .
Экология растений.
Практическая работа № 6
Оценка мутагенности окружающей среды. Простейшая тест- система.
Информация: Мутагены изменяют наследственность органических свойств жизни, что нередко приводит к снижению жизнеспособности особи ( на отдельных этапах и в целом).
Цель: Сравнить жизнеспособность семян, учитывая критерии- энергию прорастания и всхожесть, при замачивании семян в воде из различных источников.
Оборудование: семена гороха, овса, чашки Петри, белая ткань,
Методика проведения:
Берем 10 семян гороха и овса (2 пробы).
Замачиваем 1 пробу в водопроводной воде, вторую – в воде из реки Хупта.
Проращиваем семена, следя за всхожестью и энергией прорастания.
Результат:
Во 2-ой пробе семена проросли быстрее (у гороха на 5 день, у овса – на 7-ой.
Всхожесть у гороха – 100%, у овса – 80 %
В 1 –ой пробе семена проросли позже, у гороха на 8-ой день, у овса – на 12 ый. Всхожесть – у гороха – 90%, у овса- 80 %.
Общий вывод: Жизнеспособность семян в воде из реки Хупта несколько выше, чем в обычной водопроводной воде. В водопроводной воде больше неблагоприятных факторов, влияющих на прорастание семян.
Практическая работа № 7
Состояние природной среды в Ряжском районе.
1. Основными загрязнителями воздуха и воды являются промышленные предприятия «Асфальто- бетонный завод», АОО «Ряжская печатная фабрика», автотранспорт, очистные сооружения.
2. Почвы подвержены эрозии. Для защиты сажают зеленые насаждения, вносят органические и минеральные удобрения, проводят противоэрозионные мероприятия.
3. Сокращается численность лесов. Не соблюдаются нормы санитарной вырубки. Много леса пострадало во время пожара 2010 года, особенно Шуваловский лес
4. Радиоционный обстановка: наиболее загрязненными являются села:
С.Введеновка – 2,57 кюри\км2;
С. Куровщино – 2,48 кюри\км2;
С. Самарино – 2,65 кюри \ км2
Г. Ряжск – 1, 28 кюри\км2.
Наиболее чистые до 1 кюри/км2
села Старое Еголдаево, Петрово, Подвислово, Большая Алешня, поселок Утро.
По материалам статистических данных.
Используемая литература:
1. Учебник «Экология» 9 класс, из-во «Дрофа»,2004 г.
2. Учебник. Под редакцией А.И. Батуева. Биология . Человек. 9 класс.
3. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М. Педагогика,1981
4. В.А.Кривцов «География Рязанской области» - М. Спортакадемпресс, 2001
5. Н.А.Пугал, Е.В.Волошина, Р.Д.Маш, В.И.Беляев. Практикум по гигиене. М. 2007 г.
6. Интернет ресурсы- nfourok.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-predmeta-po-ekologii-dlya-obuchayuschihsya-h-klassov-ekologicheskiy-praktikum-shkolnika-741362.html
7. https://nashol.com/2014012175409/ekologicheskii-praktikum-muravev-a-g-pugal-n-a-lavrova-v-n-2012.html.
8. https://oxisrnd.ru/normativy-osveshcheniya-v-shkole
9. Величковская Б.Т. Здоровье и окружающая среда. Учебное пособие для учащихся 9 класса. М. Экология и образование, 2001
10. Журналы «Биология в школе № 1,3,5 – 2005,2016 г.
Тезисы
Мы, учащиеся должны понимать, что человек – это часть природы, его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами. Кроме этого, мы должны осознать истину – окружающий мир и здоровье человека взаимосвязаны. И знание этой взаимосвязи помогает в той или иной мере сохранить здоровье, основное богатство человека.
Все это невозможно без исследовательской деятельности. В рамках школьных занятий и кружковой деятельности мы стремимся познавать природу не теоретически, а практически.
С этой целью мы используем такие методы и формы обучения, которые :
- стимулируют нас к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- обеспечивают развитие исследовательских знаний;
- вовлекают нас в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Целью данной исследовательской работы является обучение учащихся основам проведения исследований в области экологии человека и растений, урбоэкологии и как это влияет на здоровье человека.
Задачи:
Обучение навыкам исследовательской деятельности;
Развитие знаний об экологических факторах , их влиянии на жизнь и здоровье людей;
Воспитание гармонически развитого человека, живущего в ладу с природой и самим собой;
Воспитание умения работать в коллективе, общаться друг с другом;
Формирование природоохранной деятельности.
Практические задачи данной исследовательской работы:
Определения уровня загрязненности снежного покрова тяжелыми металлами и механическими примесями;
Определение кислотности почв пришкольного участка;
Определение уровня освещенности классных кабинетов;
Определение свойств натуральных продуктов;
Определение влияния шума и загрязняющих веществ на организм человек;
Оценка мутагенности окружающей среды.
Методика исследования – проведение практических работ, наблюдение, описание.
Раздел 1 Урбоэкология.
Практическая работа № 1.
Определение степени загрязненности снега в различных местах.
Информация: Большой урон окружающей среде наносят химические загрязнители (промышленные предприятия, автотранспорт).
Ход работы:
1. Взятие проб.
1. Взяли 3 одинаковые навески снега :
1) около реки Хупта:
2) на пришкольной территории;
3) вблизи автодороги улицы Высотной.
Принесли навески в школу, снег растаял, сняли показатели:
1)Мутность
2)Определение РН раствора
3) Определение степени загрязненности твердыми частицами 4) Проведение качественных реакций.
Общий вывод:
Из трех взятых проб наиболее загрязненным оказался снег, взятый вблизи автомобильной дороги. Основным загрязнителем является автотранспорт, так как в выхлопных газах автомобилей содержатся соли тяжелых металлов.
Практическая работа № 2
Определение кислотности почвы на пришкольном участке
Ход работы.
Взяли 2 навески:
с пришкольного участка;
с клумбы около школы.
Исследовали показатели:
РН среды.
Влажность
Общий вывод:
более закисленная почва на клумбе, это объясняется близостью автодороги. На пришкольной территории почва слабокислая, что объясняется нахождением школы в многонаселенном месте (много жителей, транспорт.
Раздел 2.
Экология человека
Практическая работа № 3
Определение влияния шумового фона и выхлопных газов на самочувствие человека.
Общий вывод: Влияние шумового фона и продуктов переработки автотранспорта негативно сказывается на здоровье человека.
Практическая работа №4
Свойства натурального меда. Определение примесей в меде.
Общий вывод: В домашних условиях достаточно легко можно определить качество натурального меда, с помощью простых реакций
Практическая работа № 5.
Определение освещенности помещения
В классном помещении световой коэффициент должен составлять 0,166-0,25. В наших классах он равен 0,14 и 0,16, что практически соответствует норме.
Коэффициент искусственной освещенности (КИО) равен 24Вт и 26Вт, что соответствует освещенности в 500лк .
Определили величину естественной освещенности по формуле:
Определили искусственное освещение по формуле
Общий вывод: Освещенность как естественная, так и искусственная в кабинетах школы достаточно хорошая .
Раздел 3 .
Экология растений.
Практическая работа № 6
Оценка мутагенности окружающей среды. Простейшая тест- система.
Методика проведения:
Берем 10 семян гороха и овса (2 пробы).
Замачиваем 1 пробу в водопроводной воде, вторую – в воде из реки Хупта.
Проращиваем семена, следя за всхожестью и энергией прорастания.
Общий вывод: Жизнеспособность семян в воде из реки Хупта несколько выше, чем в обычной водопроводной воде. В водопроводной воде больше мутагенов
Практическая работа № 7
Состояние природной среды в Ряжском районе.
1. Основными загрязнителями воздуха и воды являются промышленные предприятия «Асфальто- бетонный завод», АОО «Ряжская печатная фабрика», автотранспорт, очистные сооружения.
2. Почвы подвержены эрозии. 3. Сокращается численность лесов. Не соблюдаются нормы санитарной вырубки. Много леса пострадало во время пожара 2010 года, особенно Шуваловское лесничество.
4. Радиоционный обстановка: наиболее загрязненными являются села:
С.Введеновка – 2,57 кюри\км2;
С. Куровщино – 2,48 кюри\км2;
С. Самарино – 2,65 кюри \ км2
Г. Ряжск – 1, 28 кюри\км2.
Наиболее чистые до 1 кюри/км2- села Старое Еголдаево, Петрово, Подвислово, Большая Алешня, поселок Утро.
По материалам статистических данных.
Рецензия
руководителя Киселевой Натальи Николаевны, учителя химии муниципального общеобразовательного учреждения «Ряжская средняя школа № 2» на исследовательскую работу по теме
«Изучение состояния окружающей среды и её влияние на здоровье человека»
Отмечено:
Большая практическая направленность;
Умение поставить цели и задачи;
Умение правильно сформулировать выводы;
Правильное использование оборудование;
Использование приемов исследования в домашних условиях, т.е. доступность приемов;
Логическое построение материала;
Использование научно-популярной литературы;
Применение навыков исследования на практике;
Решение поставленных задач.
К трудностям можно отнести отсутствие некоторых химических реактивов для определения загрязненности снегового покрова.
К недостаткам работы можно отнести:
Отсутствие комплексного подхода;
Разрозненность исследовательского материала;
Мало наглядного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ – ФОТООТЧЕТ
Практическая работа № 1.
Определение степени загрязненности снега в различных местах.



Практическая работа № 4
Свойства натурального меда. Определение примесей в меде.



Практическая работа № 5
Определение освещенности помещения


Практическая работа № 3
Определение влияния шумового фона и выхлопных газов на самочувствие человека.

21