Просмотр содержимого документа
«Мониторинг профессиональных потребностей и дефицитов педагогов дополнительного образования»
Цель: выявление уровня педагогических затруднений и проблемных зон и выстраивание дальнейших направлений деятельности по методическому сопровождению педагогов дополнительного образования.
Задачи:
-изучение уровня сформированности метапредметных компетенций, полноты и стабильности их проявления в профессиональной деятельности педагога;
-оказание методической помощи педагогам в осознании своих профессиональных дефицитов для определения индивидуальных задач повышения профессиональной компетентности;
-определение возможных путей совершенствования диагностируемых компетенций;
Методы диагностики: анкетирование, самоанализ личностных и профессиональных качеств педагогов.
Оценка профессиональных потребностей педагогов в рамках деятельности методического объединения
Определение уровня метапредметных компетенций педагогов тесно взаимосвязано с оценкой профессиональных потребностей педагогов.
Информация, полученная в ходе мониторинговых исследований профессиональных компетенций, оказывает непосредственное влияние на запрос педагогов в отношении методической помощи со стороны методической службы. Для получения сведений о профессиональных потребностях педагогов в рамках деятельности методических объединений проводится анкетирование на бумажных носителях или в электронном виде.
ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПЕДАГОГОВ
Уважаемый педагог!
Оцените степень проявления в Вашей педагогической деятельности представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по четырех балльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:
З балла-знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно;
2 6алла-знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно;
7 6аллов-знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и неполно;
06аллов-знание и умение не проявляется, отсутствует.
Методическая компетенция
№п/п | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1. | Осведомлен об основных тенденциях и изменениях в системе современного образования | | | | |
2. | Могу сформулировать и обосновать цели и задачи педагогической деятельности в соответствии с нормативными требованиями, уровнем развития обучающихся и спецификой конкретного предметного содержания, спроектировать условиях их реализации | | | | |
3. | Могу выделить методическую проблему в собственной профессиональной деятельности и своевременно внести изменения в дидактические и методические материалы для достижения новых образовательных результатов | | | | |
4. | Конструктивно реагирую на трудности, возникающие в процессе реализации поставленных целей и задач педагогической деятельности | | | | |
5. | Использую знания об индивидуальных возможностях и образовательных потребностях обучающихся в педагогической деятельности | | | | |
6. | Могу определить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося в процессе совместной деятельности | | | | |
7. | Способен конструировать фрагменты занятий, занятия, в целом связанные с работой над основными компонентами содержания для достижения запланированных результатов деятельности | | | | |
8. | Могу провести сравнительный анализ программ, учебнометодических комплектов, методических и дидактических материалов и обосновать их выбор для решения профессиональных задач в зависимости от ситуации | | | | |
9. | Могу выделить в содержании дисциплины предметную составляющую и определить формируемые на ее основе универсальные учебные действия | | | | |
10. | Выбираю методы и формы обучения под заданные цели и подобранное содержание образования | | | | |
И. | Выбираю средства образования в соответствии с формулировкой целей, подобранными содержанием, формами, методами и приёмами | | | | |
12. | Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать эффективность реализуемой общеразвивающей программы, используемых методических и дидактических материалов | | | | |
13. | Могу оценить эффективность собственных педагогических воздействий на развитие детей, соотнести результаты с поставленными целями | | | | |
14. | Сочетаю методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся для определения результатов освоения общеразвивающей программы | | | | |
15. | Умею выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, работать в составе групп, разрабатывающих и реализующих общеразвивающие программы, проекты, методические и дидактические материалы | | | | |
Технологическая компетенция
№п/п | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Осведомлен о сущности технологического подхода в образовании | | | | |
2 | Знаю структурные компоненты образовательной технологии, могу обосновать их логическую взаимосвязь | | | | |
3 | Знаю процедуру конкретных образовательных технологий, условия их реализации в образовательной деятельности | | | | |
4 | Могу проанализировать возможности конкретных образовательных технологий для достижения различных образовательных результатов | | | | |
5 | Выбираю образовательные технологии с учетом возрастных,индивидуально-личностных возможностей обучающихся, спецификой предмета, принципами и закономерностями образовательного процесса (в том числе с учетом метапредметного содержания образования) | | | | |
6 | Применяю технологии деятельностного типа, ориентированные на развитие системы УУД (технологии проблемного обучения, проектной, учебно-исследовательской деятельности т.п.) | | | | |
7 | Могу осуществить перенос конкретной технологии на содержание преподаваемой дисциплины | | | | |
8 | Реализую технологический процесс (задачи, этапы, способы организации обучения работы педагога и обучающихся) в строгом соподчинении каждого элемента и всей системы с целевой ориентацией технологии | | | | |
9 | Вношу коррективы в технологическую процедуру в случае, если не удается достичь поставленных целей | | | | |
10 | Разрабатываю технологические карты отдельных занятий или системы занятий, синхронизируя структуру управленческой деятельности педагоа с учебно познавательной деятельностью обучающихся в соответствии с задачами | | | | |
11 | Самостоятельно разрабатываю дидактические и методические материалы для обучающихся в процессе использования конкретных образовательных технологий | | | | |
12 | Подбираю показатели результативности и методы отслеживания промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целевой направленностью и задачами технологии | | | | |
13 | Могу проанализировать результативность использования конкретной образовательной технологии в достижении новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) | | | | |
14 | Могу творчески преобразовать структурные компоненты технологии, предложить свое авторское видение конкретного технологического процесса | | | | |
15 | Могу проанализировать личный педагогический опыт с позиции его технологичности | | | | |
Исследовательская компетенция
№п/п | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Осведомлен о методологическом аппарате исследования, понимаю логическую связь и взаимообусловленность его компонентов (проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет и т.д.) | | | | |
2 | Владею знаниями о научных методах познания, эвристических методах решения исследовательских задач, технологиях проектирования и реализации исследовательской деятельности | | | | |
3 | Ориентирован на поиски внедрение в личную практику новых педагогических идей, новых способов решения задач, стремлюсь реализовать их на практике по собственной инициативе | | | | |
4 | Могу проанализировать педагогическую ситуацию, предметное содержание, увидеть и сформулировать проблему исследования | | | | |
5 | Могу перевести проблему в исследовательскую задачу | | | | |
6 | Могу выдвигать гипотезу и определить способ решения исследовательской задачи | | | | |
7 | Могу составить план исследования в рамках выбранного способа решения исследовательской задачи | | | | |
8 | Умею выполнять экспериментальные исследования по заданной методике и обрабатывать их результаты | | | | |
9 | Владею навыками поиска дополнительной информации необходимой для решения исследовательской задачи в различных информационных источниках и ресурсах, в том числе в сети Интернет | | | | |
10 | Владею приемами самоорганизации исследовательской деятельности, могу контролировать и регулировать свои действия в процессе исследовательской работы | | | | |
11 | Могу рационально распределять время и объемы работы в процессе исследовательской работы | | | | |
12 | Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать результаты проведенного исследования | | | | |
13 | Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике | | | | |
14 | Могу организовать коллег, проявлять себя как член команды для проведения совместной исследовательской работы по внедрению инноваций в образовательный процесс | | | | |
15 | Могу обобщать и творчески использовать результаты исследовательской работы в своей профессиональной деятельности; представлять результаты исследовательской работы в различных формах (проект, презентация, творческий отчет, мастер-класс и т.п.) | | | | |
Проектная компетенция
1 | Умею выявлять и анализировать проблемы, связанные с педагогической практикой, находить людей, заинтересованных в их решении | | | | |
2 | Умею формировать систему целей, соответствующих проблемному полю | | | | |
3 | Владею способами постановки задач, необходимых и доста точных для достижения целей проекта | | | | |
5 | Обладаю достаточными знаниями для определения сроков реализации педагогических проектов | | | | |
6 | Умею осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для реализации педагогического проекта, пользоваться различными источниками | | | | |
7 | Обладаю достаточными знаниями для планирования проектной деятельности, интеграции отдельных подпроектов в основной проект | | | | |
8 | Владею методами прогнозирования (моделирование, регрессионный анализ, метод составления сценариев, метод экспертных оценок и др.), умею прогнозировать ожидаемые результаты всех участников проекта | | | | |
9 | Владею методами управления качеством (анализ чувствительности, сравнительный анализ проектов и др.) | | | | |
10 | Осведомлен(а) о процессе управления рисками проекта (планирование управления рисками, идентификации рисков, качественная оценка рисков, количественная оценка, планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков) | | | | |
11 | Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность(свою и участников) в рамках педагогического проекта | | | | |
12 | Умею вводить педагогический проект в деятельностное поле группы детей | | | | |
13 | Умею выстраивать субъектные взаимоотношения с участниками педагогического проекта (детьми, родителями, педагогами и др.), владею навыком делегирования прав, полномочий и ответственности в процессе проектной деятельности | | | | |
14 | Умею организовать презентацию полученных продуктов и результатов педагогического проекта | | | | |
15 | Имею опыт распространения результатов и продуктов проектной деятельности | | | | |
ИКТ-компетенция
№п/п | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Могу использовать средства ИКТ для диагностики, оценки образовательных достижений обучающихся | | | | |
2 | Могу помочь обучающимся применять знания по дисциплине в реальных условиях | | | | |
3 | Могу помочь обучающимся приобретать навыки поиска идей и информации, решения проблем в сфере деятельности, относящейся к преподаваемому предмету | | | | |
4 | Могу применять ИКТ для представления учебного материала с использованием различных видов и форм организации информации | | | | |
5 | Могу применять различные способы представления информации и методы работы с ней для формирования у обучающихся универсальных учебных действий | | | | |
6 | Могу применять современные информационные технологии для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся | | | | |
7 | Могу применять базовые инструменты ИКТ (для поиска информации, подготовки печатных материалов, представления презентаций, передачи информации и т.д.) | | | | |
8 | Могу применять инструменты для организации различных видов деятельности обучающихся (программы- конструкторы, инструменты сетевых технологий и т.д.) | | | | |
9 | Могу проектировать учебную среду с использованием как локальных, так и сетевых ресурсов | | | | |
10 | Могу использовать ИКТ для поддержки традиционного процесса обучения | | | | |
И | Могу организовать проектную деятельность обучающихся с использованием ИКТ | | | | |
12 | Могу организовать образовательную среду как сообщество обучающихся | | | | |
13 | Могу использовать цифровые ресурсы с целью узнать новое о преподаваемом предмете | | | | |
14 | Могу самостоятельно осваивать современные технические средства и технологии работы с различными видами информации | | | | |
15 | Могу консультировать коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в учебный процесс | | | | |
Коррекционно-развивающая компетенция
№п/п | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 | |
1 | Имею личную заинтересованность в осуществлении педагогической деятельности в условиях включения детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников | | | | |
2 | Знаю особенности познавательной деятельности и личностного развития разных категорий обучающихся с ОВЗ | | | | |
3 | Осведомлен об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ разных нозологических групп | | | | |
4 | Владею методами и технологиями дифференцированного и коррекционно-развивающего обучения | | | | |
5 | Владею педагогическими технологиями построения взаимодействия обучающихся | | | | |
6 | Могу адаптировать и (или) модифицировать общеразвивающие программы с учетом типологических индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ | | | | |
7 | Могу проектировать, корректировать и реализовывать программы индивидуального развития обучающегося с ОВЗ в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) | | | | |
8 | Могу создавать коррекционно-развивающую среду и использовать ресурсы и возможности образовательной организации для развития всех детей | | | | |
9 | Взаимодействую с другими специалистами в рамках психолого- педагогического консилиума | | | | |
10 | Понимаю документацию специалистов сопровождения (педагога-психолога, дефектолога, логопеда и т.д.) | | | | |
И | Могу составить (совместно со специалистами сопровождения) психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ОВЗ | | | | |
12 | Могу анализировать проблемы и затруднения в собственной педагогической деятельности в отношении образования детей с ОВЗ | | | | |
13 | Осуществляю профессиональное самообразование по вопросам организации совместного обучения детей с нормальным развитием и с ОВЗ | | | | |
14 | Провожу анализ существующих ресурсов и возможностей для проектирования и реализации совместного обучения детей с нормальным развитием и с ОВЗ | | | | |
15 | Оцениваю результаты организации образовательного процесса, ориентированного на развитие всех детей и социализацию детей с ОВЗ | | | | |
Просуммируйте баллы по каждой компетенции. от 36 до 45 б.-
- оптимальный уровень; от 25 до 35 б.
- допустимый уровень; от 15 до 24 6.
- пороговый уровень; от 0 до14 б - критический уровень.