СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг учебного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение  непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг учебного процесса»

Мониторинг учебного процесса (Слайд 1)

Урбан И. М., учитель английского языка

МОУ СОШ №8, г. Раменское, Московская область

(Слайд 2) Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто

желает к ним приобщиться, должен достигнуть

этого собственной деятельностью, собственными

силами, собственным напряжением.
(Адольф Дистервег)



Всем известно, что эффективное управление любым сложным динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о состоянии и процессах этого объекта. Таким образом, для осознания процессов, происходящих в образовании, для действенного управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы. Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования. Итак, современному учителю важно не только овладеть надежными и объективными методиками контрольно-оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в современное понятие «мониторинг учебного процесса».

(Слайд 3) Во второй половине ХХ века процесс слежения за состоянием плодородного слоя почвы стал назваться мониторингом (от английского следить — вести наблюдение). Термин стал распространяться на другие области науки и практической деятельности.

(Слайд 4) Основные сферы, проявляющие интерес к мониторингу как способу научного исследования:

  • Биология

  • Экология

  • Экономика

  • Социология

  • Педагогика

  • Психология

  • Теория управления

Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

(Слайд 5) Мониторинг – это целостный инструмент.

(Слайд 6) Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, о качестве образовательного процесса, обеспечение непрерывного развития образовательной системы, корректировка и прогнозирование развития.

(Слайд 7) Выделим составные части мониторинга учебного процесса:

- Получение и накопление информации

- Обработка результатов

- Анализ

- Прогноз

Чем больше информации, тем полнее анализ результатов.

(Слайд 8) Таким образом, мониторинг учебного процесса как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

(Слайд 9) Задачи мониторинга:

– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;

–своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;

– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;

–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;

– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса. (Слайд 10) Основные функции мониторинга:

*Информационная:

- выявление результативности педагогического процесса;

- получение сведений о личности учащихся.

*Мотивационная:

- побуждение к более глубокому изучению детей;

- самоанализ своего педагогического труда.

*Формирующая:

- воздействие на «зону ближайшего развития»;

- выявление сильных и слабых сторон личности ученика;

- индивидуальный подбор методов и приёмов воздействия на каждого ученика.

*Коррекционная:

- принятие мер по усилению положительного и одновременно ослаблению отрицательного воздействия на учеников;

- обнаружение и фиксирование непрогнозируемых результатов.


(Слайд 11) Виды образовательного мониторинга:


Дидактический

Воспитательный

Социально-психологический

Управленческий

слежение за различными сторонами образовательного процесса

слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп

слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях

(в системах: руководитель – педагогический коллектив; руководитель – коллектив родителей; руководитель – внешняя среда ОУ; педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – семья)





(Слайд 12) Этапы мониторинга.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.

Второй этап основной (практический). Он включает методы сбора и систематизации информации:

- наблюдения,

- анализ документов,

- посещение уроков,

- контрольные срезы,

- анкетирования,

- тестирование;

- экспертный опрос;

- анкетирование.

Третий этапаналитический. На данном этапе информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.

(Слайд 13) Объекты мониторинга.

Объекты мониторинга: учащиеся, учителя, родители, руководство школы, социум микрорайона, материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса.

(Слайд 14) Это также:

  • изучение реальных учебных возможностей школьника;

  • изучение качества знаний по предметам;

  • выявление типичных дидактических причин слабой успеваемости школьников;

  • выявление удовлетворенности учащихся образовательным процессом;

  • анализ типологии дидактических средств, используемых учителем;

  • рациональность режима функционирования школы;

  • характеристика педагогического мастерства учителя.


(Слайд 15) Принципы проведения мониторинга:

Целостность

Оперативность

Приоритет управления

Принцип соответствия (целей мониторинга средствам его организации)

Научность

Разнообразие.

(Слайд 16) Для обеспечения эффективности мониторинга становится ряд необходимых требований:

  • полнота;

  • адекватность;

  • объективность:

  • точность;

  • своевременность:

  • структурированность;

  • непрерывность;

  • релевантность (смысловое соотношение между полученными данными и информационными запросами);

  • специфичность мониторинга каждого уровня.


(Слайд 17) Мониторинг учебного процесса тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы, приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

(Слайд 18) Выводы

Изучение мониторинга учебного процесса позволяет сделать следующие выводы:

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых целей.

Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса. Располагая информацией, необходимо разделить ее на несколько составляющих:

- информация¸ сообщаемая ученику для адекватной самооценки, для работы по воспитанию необходимых качеств характера;

- информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки способностей ребенка;

- информация, сообщаемая педагогам, вовлеченным в совместное обучение и воспитание ученика, для координирования совместных действий, направленных на итоговый результат.

По результатам мониторинга предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой. 




Литература

  1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.

  2. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. –– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.

  3. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5.

  4. Горб В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности //Стандарты и мониторинг. – 2000, № 5.

  5. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. М.: Б.и., 1999.

  6. Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1.

  7. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005.