Мониторинг
физической
подготовленности учащихся
Методические рекомендации
по проведению мониторинга физического развития обучающихся
Мониторинг физического развития обучающихся включает в себя ряд тестов по оценке физической подготовленности школьников, разработанных специалистами в ходе реализации проекта «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры» в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Для проведения сравнительного анализа тестирование проводится учителем физической культуры общеобразовательного учреждения в начале и в конце учебного года. В дальнейшем при помощи таблиц (с нормативами, различающимися в зависимости от пола и возраста ребенка) можно оперативно проанализировать данные физического развития обучающегося за разные годы обучения в школе. Интегральная оценка физической подготовленности обучающегося на основании результатов всех проведенных тестов выставляется учителем физической культуры.
Для проведения мониторинга физического развития обучающихся общеобразовательных учреждений взяты тесты, входящие в систему общероссийского мониторинга, оценочная шкала разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК).
Преимущество нижеследующих тестов заключается в том, что они сравнительно легко запоминаются и их выполнение не требует от школьников длительного разучивания.
При проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться
следующими требованиями.
1. Контрольные испытания должны проводиться в одинаковой для всех детей
обстановке и в одно и то же время.
2. Методика контрольных проверок должна обеспечивать минимальные затраты
времени на выполнение тестов.
3. Контрольные упражнения должны быть доступными для всех учащихся, независимо от их физической подготовленности и отличаться простотой измерения и оценки результатов.
4. Рекомендуемая последовательность контрольных упражнений для проверки уровня двигательной подготовленности может быть следующей: в первый
день – скоростные и скоростно-силовые качества, во второй – сила и выносливость.
5. Для получения предварительных данных, тестирование целесообразно проводить в начале учебного года (сентябрь), а итоговую проверку за 2-3 недели до окончания учебного года.
6. Прежде чем приступить к проведению тестовых испытаний, контрольные
упражнения должны быть разучены на уроке физической культуры.
Методика проведения тестирования физической подготовленности
Перед тем, как приступить к тестированию учащихся, необходимо провести разминку, которая должна включать в себя упражнения, близкие по структуре к упражнениям теста.
Тест 1 – «Бег 30 метров». Тест предназначен для выполнения физических 3качеств «быстрота».
Методика выполнения. С высокого старта на беговой дорожке стадиона или на ровной поверхности. Время фиксируется с точностью до 0,1 секунды в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт.
Тест 2 – «Прыжок в длину с места». Тест предназначен для оценивания скоростной силы ног.
Методика проведения. Прыжок выполняется из исходного положения стоя, стопы вместе или немного врозь. Учащийся делает взмах руками назад с одновременным полуприседом и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги. Лучший результат из трех попыток фиксируется с точностью до 1 см по пяткам в момент приземления.
Тест 3 – « Бег на 1000 метров». Тест предназначен для оценивания физических качеств «выносливость».
Методика выполнения. Бег на 1000 м. проводится на стадионе или ровной местности, по грунтовой дорожке. Время засекают в мин., сек. На дистанции по необходимости возможен переход на ходьбу.
Тест 4 – «Подтягивание». Тест оценивает силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса у мальчиков (юношей).
Методика выполнения. Упражнение выполняется хватом сверху, руки на ширине плеч. По команде «Упражнение начинай» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять упражнение нужно плавно, без рывков. Тело не выгибать, сгибание ног в коленях и дерганье ногами не допускается. В этом случае попытка не засчитывается. После разминки, предоставляется одна попытка.
Тест 5 – « Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой».
Методика выполнения. Учащаяся лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°. Партнер держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см от таза, спина плотно прижата к гимнастическому мату, руки за головой в замке и не отрываются от нее во время выполнения упражнения. Учащаяся поднимает туловище, так, чтобы локти касались бедер, затем опускается на мат, касаясь его лопатками. Фиксируется количество выполненных подниманий за 30 сек. Упражнение выполняется на гимнастическом мате в быстром темпе.
Оценка физического развития обучающихся 7-18 лет проводится согласно следующим нормативам:
Бег на 30 м., сек.
Мальчики, юноши
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | Средний | Низкий |
7,0-8,0 | 5,5 и ниже | 6,1-6,6 | 7,4 и выше |
8,0-9,0 | 5,3 и ниже | 5,9-6,3 | 7,0 и выше |
9,0-10,0 | 5,1 и ниже | 5,6-6,0 | 6,7 и выше |
10,0-11,0 | 5,0 и ниже | 5,5-5,8 | 6,5 и выше |
11,0-12,0 | 5,0 и ниже | 5,4-5,6 | 6,2 и выше |
12,0-13,0 | 4,9 и ниже | 5,3-5,5 | 6,0 и выше |
13,0-14,0 | 4,8 и ниже | 5,2-5,4 | 5,9 и выше |
14,0-15,0 | 4,6 и ниже | 5,0-5,2 | 5,7 и выше |
15,0-16,0 | 4,5 и ниже | 4,8-4,9 | 5,4 и выше |
16,0-17,0 | 4,4 и ниже | 4,7-4,8 | 5,2 и выше |
17,0-18,0 | 4,3 и ниже | 46,-4,7 | 5,1 и выше |
Девочки, девушки
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | средний | низкий |
7,0-8,0 | 5,8 и ниже | 6,4-6,7 | 7,6 и выше |
8,0-9,0 | 5,5 и ниже | 6,0-6,4 | 7,2 и выше |
9,0-10,0 | 5,3 и ниже | 5,8-6,2 | 6,9 и выше |
10,0-11,0 | 5,2 и ниже | 5,7-6,0 | 6,6 и выше |
11,0-12,0 | 5,1 и ниже | 5,5-5,7 | 6,3 и выше |
12,0-13,0 | 5,0 и ниже | 5,4-5,6 | 6,2 и выше |
13,0-14,0 | 5,0 и ниже | 5,4-5,6 | 6,1 и выше |
14,0-15,0 | 4,9 и ниже | 5,3-5,5 | 6,1 и выше |
15,0-16,0 | 4,9 и ниже | 5,3-5,5 | 6,1 и выше |
16,0-17,0 | 4,8 и ниже | 5,2-5,4 | 6,1 и выше |
17,0-18,0 | 4,8 и ниже | 5,2-5,4 | 6,1 и выше |
Бег на 1000 м.,мин., сек.
Мальчики, юноши
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | Средний | Низкий |
7,0-8,0 | 5,50 и ниже | 6,26-7,0 | 7,46 и выше |
8,0-9,0 | 5,25 и ниже | 5,59-6,31 | 7,16 и выше |
9,0-10,0 | 5,10 и ниже | 5,44-6,16 | 7,01 и выше |
10,0-11,0 | 4,55 и ниже | 5,29-6,01 | 6,46 и выше |
11,0-12,0 | 4,40 и ниже | 5,14-5,46 | 6,31 и выше |
12,0-13,0 | 4,25 и ниже | 4,59-5,31 | 6,16 и выше |
13,0-14,0 | 4,10 и ниже | 4,44-5,16 | 6,01 и выше |
14,0-15,0 | 4,0 и ниже | 4,34-5,06 | 5,51 и выше |
15,0-16,0 | 3,50 и ниже | 4,24-4,56 | 5,41 и выше |
16,0-17,0 | 3,40 и ниже | 4,14-4,46 | 5,31 и выше |
17,0-18,0 | 3,30 и ниже | 4,04-4,36 | 5,21 и выше |
Девочки, девушки
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | средний | низкий |
7,0-8,0 | 6,00 и ниже | 6,36-7,00 | 7,50 и выше |
8,0-9,0 | 5,47 и ниже | 6,21-6,53 | 7,38 и выше |
9,0-10,0 | 5,38 и ниже | 6,12-6,44 | 7,29 и выше |
10,0-11,0 | 5,26 и ниже | 6,00-6,32 | 7,17 и выше |
11,0-12,0 | 5,17 и ниже | 5,51-6,23 | 7,08 и выше |
12,0-13,0 | 5,08 и ниже | 5,42-6,14 | 6,59 и выше |
13,0-14,0 | 4,56 и ниже | 5,30-6,02 | 6,47 и выше |
14,0-15,0 | 4,45 и ниже | 5,19-5,51 | 6,36 и выше |
15,0-16,0 | 4,37 и ниже | 5,10-5,42 | 6,27 и выше |
16,0-17,0 | 4,26 и ниже | 4,59-5,31 | 6,16 и выше |
17,0-18,0 | 4,18 и ниже | 4,51-5,23 | 6,08 и выше |
Прыжки в длину с места, см.
Мальчики, юноши
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | Средний | Низкий |
7,0-8,0 | 127-139 | 114-126 | 97 и ниже |
8,0-9,0 | 142-154 | 129-141 | 112 и ниже |
9,0-10,0 | 149-161 | 136-148 | 119 и ниже |
10,0-11,0 | 162-174 | 150-161 | 132 и ниже |
11,0-12,0 | 171-183 | 159-170 | 141 и ниже |
12,0-13,0 | 180-192 | 168-179 | 150 и ниже |
13,0-14,0 | 192-204 | 180-191 | 162и ниже |
14,0-15,0 | 201-213 | 189-200 | 171 и ниже |
15,0-16,0 | 212-224 | 200-211 | 182 и ниже |
16,0-17,0 | 221-233 | 209-220 | 191 и ниже |
17,0-18,0 | 229-239 | 217-228 | 200 и ниже |
Девочки, девушки
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | средний | низкий |
7,0-8,0 | 127 и выше | 103-114 | 87 и ниже |
8,0-9,0 | 138 и выше | 112-124 | 95 и ниже |
9,0-10,0 | 150 и выше | 122-135 | 103 и ниже |
10,0-11,0 | 163 и выше | 133-147 | 113 и ниже |
11,0-12,0 | 166 и выше | 140-152 | 122 и ниже |
12,0-13,0 | 172 и выше | 150-160 | 135 и ниже |
13,0-14,0 | 184 и выше | 158-170 | 142 и ниже |
14,0-15,0 | 192 и выше | 164-177 | 147 и ниже |
15,0-16,0 | 196 и выше | 168-181 | 151 и ниже |
16,0-17,0 | 202 и выше | 178-189 | 161 и ниже |
17,0-18,0 | 206 и выше | 180-192 | 163 и ниже |
Подтягивание на перекладине, раз.
Мальчики, юноши
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | Средний | Низкий |
7,0-8,0 | 5 и выше | 3 | 1 и ниже |
8,0-9,0 | 6 и выше | 3-4 | 1 и ниже |
9,0-10,0 | 7 и выше | 4 | 1 и ниже |
10,0-11,0 | 8 и выше | 5 | 1 и ниже |
11,0-12,0 | 8 и выше | 5-6 | 1 и ниже |
12,0-13,0 | 9 и выше | 6-7 | 2 и ниже |
13,0-14,0 | 10 и выше | 6-8 | 2 и ниже |
14,0-15,0 | 11 и выше | 8-9 | 3 и ниже |
15,0-16,0 | 12 и выше | 8-9 | 4 и ниже |
16,0-17,0 | 12 и выше | 9 | 5 и ниже |
17,0-18,0 | 13 и выше | 9-10 | 5 и ниже |
Подъём туловища за 30 сек., раз
Девочки, девушки
Возраст | Уровень физической подготовленности |
высокий | средний | низкий |
7,0-8,0 | 15 и выше | 12-13 | 8 и ниже |
8,0-9,0 | 16 и выше | 12-13 | 9 и ниже |
9,0-10,0 | 17 и выше | 13-14 | 9 и ниже |
10,0-11,0 | 18 и выше | 15-16 | 10 и ниже |
11,0-12,0 | 19 и выше | 15-17 | 10 и ниже |
12,0-13,0 | 20 и выше | 17-18 | 11 и ниже |
13,0-14,0 | 21 и выше | 18-19 | 12 и ниже |
14,0-15,0 | 22 и выше | 19-20 | 13 и ниже |
15,0-16,0 | 24 и выше | 20-21 | 14 и ниже |
16,0-17,0 | 25 и выше | 20-22 | 14 и ниже |
17,0-18,0 | 26 и выше | 20-23 | 14 и ниже |