«Мониторинг учебной деятельности как современная форма учета знаний учащихся»
Подготовила: учитель английского языка
МБОУ СОШ №4
Кравченко А.В.
Мониторинг ( от лат. monitor – напоминающий, надзирающий ) – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Мониторинг в образовании –
это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или её отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития.
(Алексей Николаевич Майоров)
Цель мониторинга:
- отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
- определение эффективности управления качеством обучения.
Задачи мониторинга:
- непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;
- своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
- предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
- осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
- оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Основные объекты мониторинга
Педагогический коллектив
Качественная характеристика
Уровень профессиональной компетентности
Эффективность школьной системы повышения квалификации
Личность школьника
- Уровень развития
- Уровень учебных достижений
- Уровень воспитанности
- Уровень здоровья
Педагогическая
система
Организация процесса обучения
- Учебные планы
- Образовательные программы
- Реализуемые педагогические технологии
- Психологические основы образовательного процесса
- Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса
Родители и социум.
Предмет мониторинга – оценка соответствия результатов образовательной деятельности школы поставленным целям на каждом этапе обучения; оценка эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса (ученик и учитель).
Виды мониторинга в образовании
- Педагогический (ведется заместителями директора, курирующими то или иное направление и собственно учителями) - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
- Социологический (проводится социальными педагогами) - форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации в школе;
- Психологический (ведется психологом) - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей;
- Медицинский (проводится фельдшером школы) - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников;
- Экономический (ведется директором школы).
Педагогический мониторинг
– это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Формы оценки качества
Текущий контроль
Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.
Рубежный
(промежуточный контроль)
контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся.
Итоговый контроль
направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Уровни успешности ученика
- Первый уровень успешности - учащиеся, обладающие высоким потенциалом и высоким уровнем знаний в области иностранного языка.
- Второй уровень - учащиеся со средними способностями, стремящиеся освоить базовые знания.
- Третий уровень - относятся учащиеся, проявляющие нежелание к учению, не имеющие строгой мотивации и стремления к изучению языка.
Портфолио -
это современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся, накопительной системы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.
Основные задачи
ведения портфолио
- Повышение качества образования в школе;
- Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
- Формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- Создание ситуации успеха для каждого ученика;
- Содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Преимущества
ведения портфолио:
- Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
- Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;
- Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося;
- Органически интегрирует преподавание, учение и оценивание.
Недостатки:
- требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей;
- требует от учителя и учащихся новых организационных и познавательных умений;
- требует больше времени для организации, чем традиционная система оценки.
Интегрированные
и ситуационные задания -
задания, направленные на вовлечение в активную практическую деятельность учащихся, развитие у них умений и навыков в оперировании языковыми средствами (терминологией) в коммуникативных целях и совершенствование коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении и письме) с применением игровой, компьютерной технологии и мультимедийных средств, а также с использованием сети Internet.
panda
monkey
hippo
elephant
What animal is this?
It’s a panda.
Тестирование -
это метод исследования, предусматривающих выполнение испытуемым специальных заданий.
Виды тестовых заданий:
- Перекрестный выбор (matching)
- Альтернативный выбор (true-false)
- Множественный выбор (multiple choice)
- Упорядочение (rearrangement)
- Завершение (completion)
- Подстановка (substitution)
- Внутриязыковое перефразирование
- Межъязыковое перефразирование
- Клоуз-тесты (cloze test)
Help the babies to find their parents
- dog cat rabbit duck pig cow
- bunny piglet puppy kitten calf duckling
Where are the following cities? Tick the right box. Multiple choice
Cities
Countries
Moscow
□ in Germany
Los Angeles
□ in Italy
□ in Hungary
Oslo
□ in Spain
□ in Russia
□ in Finland
Sydney
□ in the USA
□ in Norway
□ in Japan
Paris
Amsterdam
□ in Sweden
□ in Australia
□ in Portugal
Wellington
□ in the Netherlands
□ in China
□ in France
□ in Switzeriand
□ in Belgium
□ in Canada
□ in Greece
□ in New Zealand
□ in Denmark
Rearrangement
- Example: You'll see: is he a teacher You'll rearrange the words to make a sentence: he is a teacher
Decode the names of the animals
fox
bear
rbae
xof
monkey
crocodile
myneko
cordocile
cat
dog
odg
tca
mouse
mesuo
hare
rahe
Close tests
Преимущества тестового контроля:
- объективность контроля;
- развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции, самоконтроля;
- формирование положительной мотивации у детей;
- возможность выстроить рейтинг учащихся;
- создается система подготовки учащихся к урокам;
- творческий рост учителя.
Недостатки:
- страдает развитие устной и письменной речи;
- проверяется конкретность знаний, а не глубина их;
- большая трудоемкость в составлении тестов;
- значительный процент угадывания правильных ответов.
Система электронных журналов – это удобный, мощный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.
Функции и возможности электронного журнала:
- контроль посещаемости занятий и опозданий на уроки;
- контроль дисциплины;
- регистрация оценок, получаемых на уроках;
- регистрация оценок за выполнение заданий, в том числе зачетных по темам;
- регистрация тем и контроль выполнения домашних заданий;
- контроль нагрузки ученика в течение учебной недели;
- представление информации о расписании и темах уроков;
- обмен сообщениями между педагогами, учащимися и родителями
Преимущества
мониторинга в образовании
Мониторинговая система работы позволяет:
- Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
- Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
- Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;
- Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс;
- Проводить своевременно обработку полученных результатов;
- Определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения; насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н.Толстой
Благодарю за внимание!