СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг здровья школьников МКОУ "Липицкая СОШ"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль за состоянием здоровья учащихся школы.  

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг здровья школьников МКОУ "Липицкая СОШ"»

Система мониторинга здоровья школьника в МКОУ «Липицкая СОШ» 2015 – 2016 учебный год.




«Использование результатов мониторинга здоровья школьников и здоровьесберегающих технологий для повышения успешности учащихся, качества знаний и качества образования»


Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.


Задачи:

создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;

предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;

перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.


Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.


Задачи мониторинга:

Описание здоровьесберегающей деятельности.

Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.

Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Создание и распространение эффективных моделей здоровья.

Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.


Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.

С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:


1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:


1) состояние здоровья школьников;

2) пропуски уроков по болезни;

3) уровень тревожности;

4) охват горячим питанием;

5) занятия в спортивных секциях;

6) уровень адаптации и мотивации учащихся;

7) результаты обученности.


2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:


1) состояние здоровья педагогов;

2) применение новых технологий;

3) диагностика затруднений;

4) уровень невротизации.


Принципы здоровьесберегающей деятельности:


1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

2. Принцип ненанесения вреда

3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом

4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания

5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся

6. Принцип отсроченного результата

7. Принцип активной обратной связи


Гипотеза: повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,

предоставлены возможности для развития и самореализации,

включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность,

охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,

УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.


Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.


1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры:

Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья


Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности. Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Организация качественного горячего питания


Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).



– психолого-логопедическая служба


Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности применен «Тест школьной тревожности Филлипса».

Результаты диагностики показали, что к 16-летнему возрасту проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки в возрасте 12–13 лет. При благоприятных условиях и социальной поддержке со стороны окружения эти дети будут испытывать социальный комфорт. У учащихся начальной школы среди факторов тревожности преобладает страх ситуации проверки знаний и несоответствие ожиданиям окружающих. Наименее ярко выражены переживания социального стресса, что говорит о благоприятном эмоциональном климате.


– социально-правовая служба


Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный контроль за детьми. И в нашей школе данная проблема является остро стоящей.


– общественный совет «Здоровье»


2. Рациональная организация учебного процесса.


Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся

Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы

Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)


В начальной школе:

Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.

Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.


В средней и основной школе:

Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности


Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:


Медико-гигиенические технологии:

Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Проведение прививок.

Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.


Физкультурно-оздоровительные технологии:

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.


Экологические здоровьесберегающие технологии:

Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.

Обустройство пришкольной территории.

Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.


Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.


Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.


Компенсаторно-нейтрализующие

Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.

Витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.


Стимулирующие


Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

Физические нагрузки.

Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.


Информационно-обучающие


Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.

Проведение тематических классных часов.

Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.

Оформление тематических стендов на тему здоровья.


Таким образом, систему образования можно считать здоровьесберегающей, если она на каждом этапе созревания обеспечивает удовлетворение возрастных и психологических потребностей участников образовательного процесса.