СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мониторнг учебных достижений предназначен для определения уровня подготовки учеников 10 класса по биологии.
РАЗРАБОТКА И СТРУКТУРИРОВАНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений для проведения мониторинга учебных достижений по БИОЛОГИИ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений для проведения мониторинга учебных достижений по биологии составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089). За основу был взят имеющийся кодификатор ЕГЭ по биологии, но учитывая программу 10 класса, из него были исключены разделы, которые не изучаются в 10 классе. Работа по переработке кодификатора для ЕГЭ необходима, так как это позволит показать учащимся наиболее объективные знания, которые они получили в 9 классе при входном тестировании и знания 10 класса при текущем и итоговом тестировании. Представленный кодификатор отличается от кодификатора ЕГЭ тем, что из него исключены следующие элементы содержания - «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье», «Эволюция живой природы» и «Экосистемы и присущие им закономерности». Исключены эти разделы по причине того, что «Многообразие живой природы» изучается в 6-7 классах, «Организм человека и его здоровье» в 8 классе и знания этих разделов проверяются у выпускников 9 классов ГИА, сдающих по выбору предмет биологию. А такие разделы как «Эволюция живой природы» и «Экосистемы и присущие им закономерности» изучаются в 11 классе.
Раздел 1. Перечень элементов содержания учебных достижений учащихся, проверяемых на мониторинге по биологии
Перечень элементов содержания, проверяемых мониторингом учебных достижений учащихся по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни). В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код элемента | Элемента содержания, проверяемые мониторингом учебных достижений | |
1 |
| Биология как наука. Методы научного познания. |
| 1.1 | Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мир |
| 1.2 | Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
|
| 1.3 | Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция |
2 |
| Клетка как биологическая система |
| 2.1 | Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы
|
| 2.2 | Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
|
| 2.3 | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека
|
| 2.4 | Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности |
| 2.5 | Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле
|
| 2.6 | Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
|
| 2.7 | Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза |
3 |
| Организм как биологическая система |
| 3.1 | Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни
|
| 3.2 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение
|
| 3.3 | Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов |
| 3.4 | Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме |
| 3.5 | Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания |
| 3.6 | Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции |
| 3.7 | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм |
| 3.8 | Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных |
| 3.9 | Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома)
|
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 10 классов, достижение которых проверяется по биологии
Перечень требований к уровню подготовки учащихся 10 классов, достижение
которых проверяется мониторингом, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов
основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).
В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем –
требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых
проверяется мониторингом.
Код требования | Требования к уровню подготовки выпускников, освоение которых проверяется в работе | |
1 |
| ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ: |
| 1.1 | основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез: |
| 1.1.1 | основные положения биологических теорий (клеточной, хромосомной) |
| 1.1.2 | основные положения учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений) |
| 1.1.3. | сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); |
| 1.1.4 | сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); |
| 1.1.5 | Сущность гипотезы чистоты гамет |
| 1.2 | строение и признаки биологических объектов: |
| 1.2.1 | клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов; |
| 1.2.2 | генов, хромосом, гамет; |
| 1.2.3 | вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека; |
| 1.3 | сущность биологических процессов и явлений: |
| 1.3.1 | обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, пластический и энергетический обмен, питание, фотосинтез, хемосинтез, дыхание, брожение, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост |
| 1.3.2 | митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных; |
| 1.3.3 | оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез); |
| 1.3.4 | взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора; |
| 1.4 | современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике;
|
2 |
| УМЕТЬ |
| 2.1 | объяснять: |
| 2.1.1 | роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира |
| 2.1.2 | единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; |
| 2.1.3 | отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; |
| 2.1.4 | причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций |
| 2.2 | устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул, органоидов клетки; органов и систем органов; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; |
| 2.3 | решать: задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания); |
| 2.4 | распознавать и описывать: |
| 2.4.1 | клетки растений и животных |
| 2.4.2 | биологические объекты по их изображению; |
| 2.5 | выявлять: |
| 2.5.1 | отличительные признаки отдельных клеток и организмов |
|
| источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); |
| 2.6 | сравнивать (и делать выводы на основе сравнения): |
| 2.6.1 | биологические объекты (клетки, ткани, организмы растений, животных, грибов и бактерий); |
| 2.6.2 | процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез) |
| 2.6.3 | митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; |
| 2.7 | определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); |
| 2.8 | анализировать: |
| 2.8.1 | различные процессы и явления, происходящие на клеточном и организменном уровнях |
| 2.8.2 | состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; |
| 2.8.3 | результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию; |
3 |
| ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ |
| 3.1 | для обоснования: |
| 3.1.1 | мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); |
| 3.1.2 | оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; |
| 3.1.3 | способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга учебных достижений по БИОЛОГИИ
1. Назначение КИМ
Оценить учебные достижения в предметной области биология у учащихся 10 классов на предмет соответствия содержания подготовки обучающихся требованиям ФГОС или федеральным государственным требованиям и соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС или федеральным государственным требованиям.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание контрольных измерительных материалов определяется на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) и кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений для проведения мониторинга учебных достижений по БИОЛОГИИ.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Основу разработки КИМ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в стандарте 2004 г. для базового и профильного уровня, различных учебных программах по биологии, рекомендованных Минобрнауки России для использования в общеобразовательных учреждениях.
Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение школьниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Содержание КИМ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому
учебнику ведется преподавание в школе. В работе задания по разделу «Общая биология» обобщают фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, законы наследственности и изменчивости. Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у школьников научного мировоззрения и биологическую компетентность.
4. Структура КИМ
Работа состоит из трех частей.
Часть 1 (А) содержит 30 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 20 – базового и 10 – повышенного уровня.
Часть 2 (В) включает 6 заданий повышенного уровня: 2 – с выбором нескольких верных ответов из шести; 2 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 2 – на определение последовательности явлений и процессов.
Часть 3 (С) включает 4 задания со свободным развернутым ответом: 1 – повышенного и 3 – высокого уровня.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Работа включает 3 содержательных блока, представленных в кодификаторе. Содержание этих блоков направлено на проверку знания учащихся основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков
биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; современной биологической терминологии и символики.
В работе контролируется сформированность у школьников различных общеучебных умений: использовать биологическую терминологию; узнавать объекты живой природы; обосновывать процессы и явления; устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, обобщение, формулировать выводы; решать биологические задачи;
использовать теоретические знания в практической деятельности.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания»
включает материал о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах; об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях; о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки; защите среды от загрязнения мутагенами; наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; селекции организмов и биотехнологии; выявляет уровень
овладения умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления; применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
В работе, кроме того, предусматривается проверка различных видов умений и способов действий: объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; решать биологические задачи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую в практической деятельности и повседневной жизни.
Варианты КИМ разрабатываются на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений для проведения мониторинга учебных достижений по БИОЛОГИИ.
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Работа по биологии предусматривает проверку
содержания биологического образования и различных видов умений и
способов деятельности учащихся на разных уровнях сложности (таблица).
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий
| Интервал Выполнения заданий | ||||
Всего | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |||
Базовый | 20 | 20 | - | - | 60-90% | |
Повышенный | 17 | 10 | 6 | 1 | 30-60% | |
Высокий | 3 | - | - | 3 | 5-30% | |
Итого | 40 | 30 | 6 | 4 |
|
На базовом уровне проверяются наиболее существенные элементы содержания курса биологии основной и средней (полной) школы, сформированность у школьников научного мировоззрения и биологической компетентности:
- владение биологической терминологией и символикой;
- знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;
- понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;
- умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности. Основным критерием для отбора заданий базового уровня являются
статистические характеристики выполнения каждого задания и мера их
трудности (более 65%).
На повышенном уровне проверяется овладение учащимися более сложными и разнообразными видами учебной деятельности:
- знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;
- умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
- умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений;
выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы генетических задач ; применять знания в измененной ситуации.
Основным критерием для отбора заданий повышенного уровня
являются статистические характеристики выполнения каждого задания и мера их трудности (30–60%).
Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку:
- умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
- умений применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;
- умений решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
Основным критерием для отбора заданий высокого уровня являются статистические характеристики выполнения заданий с развернутым свободным ответом и мера их трудности (10–30%).
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается 1 баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2 баллов. Задание части 3 С1 повышенного уровня оценивается от 0 до 2 баллов, С2–С6 высокого уровня – от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальное число баллов за всю работу – 53.
Ответы на задания проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят опытные учителя биологии. Оценка заданий проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.
Баллы, переводятся в оценку:
До 16 баллов - «2» - менее 30% правильно выполненных заданий
От 17 до 27 - «3» - от 30 % до 50% правильно выполненных заданий
От 28 до 42 - «4» - от 50% 80% правильно выполненных заданий
От 43 до 53 - «5». - более 80% правильно выполненных заданий
8. Продолжительность работы по биологии
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
1) для каждого задания части 1 (А) – 1–2 минуты;
2) для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут;
3) для каждого задания части 3 (С) – 10–20 минут.
Обобщенный план КИМ
Обозначения заданий в работе: А – задания с выбором ответа (ВО), В – задания с кратким ответом (КО), С – задания с развернутым ответом (РО).
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный процент выполнения – 60–90%), П – повышенный (примерный процент выполнения – 30–60%), В – высокий (примерный процент выполнения – 10–30%).
Поряд- ковый номер зада-ния | Обозна- чение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору) | Коды требований к уровню подготовки учащихся | Уровень сложности задания | Максималь-ный балл за выполне- ние задания |
Часть 1 | ||||||
1 | А1 | Биология как наука. Методы научного познания. | 1.1,1.2,1.3 | 1.4, 2.1.1 | Б | 1 |
2 | А2 | Признаки живого. | 1.3 | 1.3.1 | Б | 1 |
3 | А3 | Уровни организации природы. | 1.2 | 2.6.1 | Б | 1 |
4 | А4 | Клеточная теория. Многообразие клеток | 2.1, 2.2 | 1.1.1, 1.2.1, 2.1.2, 2.4.1 | Б | 1 |
5 | А5 | Клетка: химический состав. | 2.3 | 1.2.1, 2.2 | Б | 1 |
6 | А6 | Клетка: строение, функции органоидов | 2.4 | 2.5.1 | Б | 1 |
7 | А7 | Клетка – генетическая единица живого | 2.7 | 1.2.2, 1.4 | Б | 1 |
8 | А8 | Деление клеток | 2.7 | 1.3.2, 1.4 | Б | 1 |
9 | А9 | Разнообразие организмов. Бактерии. | 3.1 | 1.2.3 | Б | 1 |
10 | А10 | Разнообразие организмов. Вирусы | 3.1 | 1.2.3, 3.1.1 | Б | 1 |
11 | А11 | Воспроизведение организмов. Типы размножения | 3.2 | 1.3.2, , 1.3.3, 1.4, | Б | 1 |
12 | А12 | Онтогенез | 3.3 | 1.4, 1.3.3 | Б | 1 |
13 | А13 | Генетика, ее задачи и методы | 3.4 | 1.1.1 | Б | 1 |
14 | А14 | Основные генетические понятия. | 3.4 | 1.4 | Б | 1 |
15 | А15 | Закономерности наследственности при моногибридном скрещивании | 3.5 | 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5 | Б | 1 |
16 | А16 | Закономерности наследственности при дигибридном скрещивании | 3.5 | 1.1.3, 1.1.4 | Б | 1 |
17 | А17 | Генетика человека | 3.5 | 1.1.3, 1.1.4 | Б | 1 |
18 | А18 | Закономерности изменчивости. | 3.6 | 1.1.4, 2.1.4 | Б | 1 |
19 | А19 | Виды изменчивости | 3.6 | 1.1.4, 2.1.4 | Б | 1 |
20 | А20 | Селекция как наука | 3.8, 3.9 | 1.1.2, 1.4, 3.1.3 | Б | 1 |
21 | А21 | Химическая организация клетки | 2.3 | 2.2 | П | 1 |
22 | А22 | Структурно-функциональная организация клетки | 2.4 | 2.2 | П | 1 |
23 | А23 | Метаболизм клетки. Биосинтез белка | 2.5 | 2.2 | П | 1 |
24 | А24 | Метаболизм клетки. Фотосинтез | 2.5 | 2.2 | П | 1 |
25 | А25 | Метаболизм клетки. Энергетический обмен | 2.5 | 2.2 | П | 1 |
26 | А26 | Деление клетки. | 2.7 | 1.3.2 | П | 1 |
27 | А27 | Воспроизведение организмов | 2.7,3.2, 3.3 | 1.3.3 | П | 1 |
28 | А28 | Генетические закономерности | 3.4-3.6 | 2.1.3, 2.1.4, 2.3 | П | 1 |
29 | А29 | Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. | 3.7 | 2.1.4, 3.1.1 | П | 1 |
30 | А30 | Методы селекции | 3.8, 3.9 | 1.3.4 | П | 1 |
Часть 2 | ||||||
31 | В1 | Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни | 2.1-2.7, 3.1-3.9 | 2.5.1, 2.6.1 | П | 2 |
32 | В2 | Обобщение и применение знаний о многообразии организмов | 3.1 | 1.3.1, 2.6.1 | П | 2 |
33 | В3 | Сопоставление биологических объектов, процессов и явлений, проявляющихся на клеточном уровне | 2.1-2.7 | 2.5.1, 2.6.1 | П | 2 |
34 | В4 | Сопоставление биологических объектов, процессов и явлений, проявляющихся на организменном уровне | 3.1-3.9 | 1.2.3, 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 2.1.2,2.5.1, 2.6.1, 2.8.1, | П | 2 |
35 | В5 | Установление последовательности биологических объектов | 2.1-2.7, 3.1-3.9 | 2.1.1, 2.1.2, 2.2, 2.5.1, 2.7 | П | 2 |
36 | В6 | Установление последовательности биологических процессов и явлений | 2.1-2.7, 3.1-3.9 | 2.1.2, 2.2, 2.6.2, 2.6.3 | П | 2 |
Часть 3 | ||||||
37 | С1 | Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) | 2.1-2.7, 3.1-3.9 | 3.1.1, 3.1.2,.3.1.3 | П | 2 |
38 | С2 | Работа с текстом или рисунком | 2.1-3.9 | 2.2 ,2.5, 2.6,2.7,2.8 | В | 3 |
39 | С3 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | 2.1-2.7 | 2.3 | В | 3 |
40 | С4 | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации | 3.5 | 2.3 | В | 3 |
40 | А – 30 В- 6 С - 4 |
| ВО – 30 КО – 6 РО - 4 |
| Б – 20 П – 17 В - 3 | 40 |
Мониторинг учебных достижений по БИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 6 заданий (B1 – B6): 2 – с выбором трёх верных ответов из шести, 2 – на соответствие, 2 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 4 задания со свободным ответом (С1 – С4).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
Часть 1
При выполнении задания этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания (А1-А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами задания.
А1 Антропогенное влияние на биосферу изучает наука
генетика
антропология
биотехнология
экология
А2 Все живые организмы
обладают наследственностью и изменчивостью
являются автотрофами
обладают сложным строением
состоят из клеток
А3 Изменение фенотипа в процессе индивидуального развития происходит на уровне
организации
организменом
популяционно-видовом
биоценотическом
молекулярном
А4 Сходство эпителиальной и нервной клеток одного организма заключатеся в
наличии одинакового набора хромосом
одинаковой интенсивности обмена веществ
однотипности их формы
одинаковых размерах
А5 В состав хромосом входит
углеводы и жиры
углеводы и липиды
АТФ и жиры
нуклеиновые кислоты и белки
А6 Контакт и взаимодействие клеток друг с другом осуществляется
гликокаликсом
микроворсинками
билипидным слоем
белками-переносчиками
А7 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа.
Определите процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле.
15% 2) 30% 3) 35% 4) 85 %
А8 В отличии от гаметы зигота образуется в результате
I деления мейоза
II деления мейоза
оплодотворения
партеногенеза
А9 Способность к хемоавтотрофному типу питания характерна для
бактерий 3) растений
животных 4) грибов
А10 У вирусов отсутствует
обмен веществ
размножение
наследственость
изменчивость
А11 Половое размножение сходно с бесполым тем, что
начало одному организму дают несколько клеток родительской особи
потомство приобретает новую наследственную информацию
начало новому организму дает одна клетка
оба являются способами размножения
А12 Сперматогенез происходит в период
эмбрионального развития
образования гаструлы
репродуктивной активности
дробления зиготы
А13 Нарушение обмена веществ у человека, приводящее к возникновению сахарного
диабета, выявляют методом
близнецовым 3) цитогенетическим
генеалогическим 4) биохимическим
А14 Место положения гена на участке ДНК
аллель 3) локус
фенотип 4) генотип
А15 Соотношением в потомстве признаков по фенотипу 3:1 иллюстрируется
правило доминирования
закон расщепления
сцепленное наследование признаков
множественое действие генов
А16 Генотип организма, гомозиготного по двум парам рецессивных аллелей
АаВВ 3) ААВв
АаВв 4) аавв
А17 Изучение генетики человека имеет большое значение для здравохранения, так как
позволяет
установить характер наследования внешних признаков
выяснить влияние среды на психику человека
определить природу инфекционных заболеваний
выявить характер наследственных заболеваний
А18 Пределы нормы реакции определяются
генотипом
модификациями
фенотипом
мутациями
А19 Вид изменчивости, который возникает у организмов под влиянием мутагенов
соотносительная
генотипическая
сезонная
возрастная
А20 В клеточной инженерии, в отличии от генной, проводят исследования, связанные с
получением и выращиванием безъядерных клеток
пересадкой генов от бактерий злакам
введением генов человека в клетки бактерий
перествройкой генотипов организмов
А21 Функция липидов в мембранах хлоропластов растительных клеток
энергетическую
запасающую
защитную
строительную
А22 Связь между органоидами клетки обеспечивается
комплексом Годьджи
эндоплазматической сетью
плазматической мембраной
лизосомами
А23 Схема биосинтеза белка
ДНК-рРНК-белок
белок-тРНК-ДНК
иРНК-ДНК-белок
ДНК-иРНК-белок
А24 В клетках многоклеточных животных отсутствуют хлоропласты, поэтому в них
не может преобразовываться
химическая энергия в световую
химическая энергия в тепловую
световая энергия в химическую
тепловая энергия в химическую
А25 Биологическое окисление бывает
полное и неполное
анаэробное и аэробное
растительное и животьное
световое и темновое
А26 Клетки, возникшие в результате мейоза, содержат вдвое меньше ДНК, чем
соматические клетки того же организма так как
между двумя делениями мейоза не происходит удвоения ДНК
половина молекул ДНК расходуется на получение АТФ
клетки перед мейозом не проходят интерфазу
в мейозе участвуют только клетки, имеющие гаплоидный набор хромосом
А27 В результате двойного оплодотворения в семязачатке образуются
плоды
два зародыша
яйцеклетка и два спермия
эндосперм и зародыш
А28 Определите генотип особи, не дающей расщепления по данной паре аллелей
аавв 3) АаВВ
АаВв 4) ааВв
А29 Клетки млекопитающих, в которых мутации наиболее опасны для потомства
соматических 3) половых
эпителиальных 4) нервных
А30 Сорт яровой пшеницы Новосибирская 67 был создан при использовании метода
1) искусственного мутагенеза 3) отдаленной гибридизации
2) генной инженерии 4) клеточной инженерии
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В6. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк № 1 без пробелов и других символов.
мьбдижавадбжэ
Бьтбюьдлжэдщхщзхьторасапмиодлжолодэжджэдэ
Хж
Эх
эжэлтлтбльдбьбдюьььб
роолллддж
рдолдоролрлдодж
В1 Клетка – единица строения и жизнедеятельности
вируса табачной мозаики
возбудителя СПИДа
бактерии кишечной палочки
белой планарии
обыкновенной амебы
бактериофага
В2 Грибы как и растения
автотрофные организмы
имеют клеточное строение
растут всю жизнь
всасывают воду и минеральные вещества из почвы
питаются готовыми органическими веществами
содержат в клетках хлоропласты
При выполнении заданий В3 – В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В3 Установите соответствия между органоидами эукариотической клетки и особенностью их строения
ОРГАНОИДЫ ОСОБЕННОСТЬ ИХ СТРОЕНИЯ
хлоропласты А) двумембранные
ЭПС Б) одномембранные
лизосомы В) немембранные
митохондрии
комплекс Гольджи
рибосомы
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
В4 Установите соответствие между признаком организмов и царством, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК ЦАРСТВО
по способу питания в основном автотрофы А) Растения
имеют вакуоли с клеточным соком Б) Животные
клеточная стенка отсутствует
в клетках имеются пластиды
большинство способно передвигаться
по способу питания преимущественно гетеротрофы
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
При выполнении заданий В5 – В6 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В5 Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина
прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
проникновение ДНК вируса в клетку
растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
синтез вирусных белков
встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина
формирование новых вирусов
|
|
|
|
|
|
В6 Установите последовательность процессов, происходящих во время фотосинтеза
образование глюкозы
синтез АТФ
фотолиз воды
образование кислорода
возбуждение молекул хлорофилла кванта солнечного света
|
|
|
|
|
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С4 – полный развернутый ответ.
С1 Какую роль в круговороте веществ в природе играют бактерии-сапротрофы?
С2 Назовите мономер, изображенный на представленной схеме. Что обозначено буквами А, Б, В? Каковы функции биополимеров, в состав которых он входит?
Углевод
У
А Б В
А Б
С3 Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который кодируется этим геном?
С4 Кареглазая женщин-правша вышла замуж за мужчину с таким же фенотипом (признаки наследуются независимо). У них родился голубоглазый ребенок - левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребенка. Дети с какими фенотипами и генотипами могут появиться у них в дальнейшем?
ВАРИАНТ 2
Часть 1
При выполнении задания этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания (А1-А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами задания.
А1 Движение цитоплазмы в растительной клетке можно наблюдать
в световой микроскоп
в электронный микроскоп
с помощью ручной лупы
с помощью штативной лупы
А2 Обмен веществ
присущ только животным организмам
нарушает постоянство внутренней среды организма
совокупность протекающих в организме химических превращений
не связан с превращением энергии в клетке
А3 Индивидуальное развитие пресноводной гидры проявляется на уровне организации
популяционо-видовом
биосферном
клеточном
организменом
А4 Клетки, которые являются свободноживущими организмами
лейкоцит
хламидомонада
яйцеклетка
клетки эпидермиса
А5 Жиры в клетках подкожного слоя тюленей, моржей, китов выполняют функции
структурную
защитную
каталитическую
сигнальную
А6 Внутриклеточное движение цитоплазмы обеспечивается
микротрубочками
ресничками
жгутиками
центриолями
А7 Аминокислотный остаток белка кодируется
триплетом нуклеотидов
аминокислотой
одним нуклеотидом
парой нуклеотидов к каждой из комплементарных цепей
А8 Цитокинез происходит во время
профазы 3) анафазы
метафазы 4) телофазы
А9 Молочнокислые бактерии по способу питания
паразиты 3) автотрофы
сапрофиты 4) голозои
А10 К ретровирусам относят
вирус гриппа
вирус табачной мозайки
ВИЧ
вирус гепатита
А11 Бесполое размножение позволяет
увеличить генетическое разнообразие
сохранять генотип обоих родителей
приспособиться к изменившимся условиям среды
быстро увеличить численность вида
А12 Гаструла онтогенеза является аналогом стадии филогенеза
хордовых
одноклеточных
колониальных организмов
кишечнополостных
А13 Одной из задач генетики является
выявление причин наследственных болезней
лечение наследственных болезней
лечение инфекционных заболеваний
выявление причин сердечно-сосудистых заболеваний
А14 Организм, имеющий разные аллельные гены называется
гетерозигота 3) гибридный
гомозигота 4) чистая линия
А15 При моногибридном скрещивании гетерозиготного организма с гомозиготным
доля гомозигот в потомстве составит
0% 3) 50%
25% 4) 75%
А16 При независимом наследовании признаков наблюдается соотношение по
фенотипу
1:2:1 3) 1:1
9:3:3:1 4) 3:1
А17 Определение генетических заболеваний на эмбриональной стадии развития
возможно только на последних стадиях беремености
невозможно
возможно благодаря исследованию амниотической жидкости
провидится с помощью близнецового метода
А18 Значение наследственной изменчивости для эволюции велико, так как
вызывается различными причинами
дает материал для естественного отбора
обостряет борьбу за существование
приводит к наследованию благоприятных признаков
А19 Вид изменчивости, который лежит в основе различий по фенотипу у однояйцевых близнецов
генная
геномная
модификационная
мутационная
А20 Близкородственное скрещивание животных называется
полиплоидия
инбридинг
мутагенез
аутбридинг
А21 Вещества, способные вступать с водой в электростатическое взаимодействие
нейтральными
щелочными
гиброфобными
гидрофильными
А22 Митохондрии и хлоропласты относят к полуавтономным клеточным структурам,
так как
у них имеется собственое ядро и рибосомы
они способны к самостоятельному делению
их обмен веществ не связан с клеточным
они отделены от других органоидов одинарной мембраной
А23 В трансляция участвуют
рибосомы, ДНК, ферменты
ДНК, иРНК, рРНК, рибосомы
иРНК, тРНК, рибосомы, ферменты
иРНК, тРНК, ДНК
А24 Темновая фаза фотосинтеза
происходит с потреблением энергии АТФ
характеризуется образованием кислорода
происходитв гранах хлоропласта
идет только в темноте
А25 Гликолиз
происходит в митохондриях
дает 32 молекулы АТФ
полностью обеспечивает организм энергией
идет без участия кислорода
А26 Количество наследственого материала в дочерних при митозе такое же, как в
материнских, потому что
хромосомы спирализуются
центриоли образуют нити веретена деления
наследственный материал удваивается в интерфазе
хромосомы в метафазу выстраиваются в полости экватора клетки
А27 Во время эмриогенеза у каждого позвоночного животного наблюдается
развитие вторичных половых признаков
формирование органов взрослого организма
образование зародыша, похожего на родителей
краткое повторение эволюции предков
А28 Определите соотношения фенотипов в F 2 при скрещивании крупного рогатого
скота красной (АА) и белой (аа) масти, если их гибриды (Аа) имеют
промежуточную чалую окраску
1:1 3) 1:2:1
3:1 4) 1:1:1:1
А29 Важное условие для снижения риска появления у людей наследственных
заболеваний
выявление химического состава косметических и лекарственных средств
регулярное употребление витаминов
физическая тренировка и закаливание организма
проверка на «генетическую вредность» косметических и лекарственных средств
А30 Кормовая культура - тритикале создана при использовании методов
1) отдаленной гибридизации и полиплоидии
2) близкородственного скрещивания и полиплоидии
3) искусственного мутагенеза и полиплоидии
4) генной инженерии и искусственного мутагенеза
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В6. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк № 1 без пробелов и других символов.
мьбдижавадбжэ
Бьтбюьдлжэдщхщзхьторасапмиодлжолодэжджэдэ
Хж
Эх
эжэлтлтбльдбьбдюьььб
роолллддж
рдолдоролрлдодж
В1 Комбинативная изменчивость обусловлена
расхождением хроматид в митозе
случайной встречей гамет при оплодотворении
рекомбинацией генов при перекресте хромосом
сближением негомологичных хромосом в митозе
репликацией ДНК в интерфазе
независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе
В2 Какие признаки присущи только бактериям
дышат, питаются, растут, размножаются
их ядерное вещество расположено в цитоплазме
имеют фотосинтезирующую ткань
не содержат митохондрий, ЭПС
образуют на свету органические вещества из неорганических
имеют одну кольцевую молекулу ДНК
При выполнении заданий В3 – В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В3 Установите соответствия между признаками половых клеток и их видом
ПРИЗНАКИ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ
форма удлиненная, со жгутиком А) яйцеклетка
форма округлая Б) сперматозоид
содержит запас питательных веществ
имеет акросому
неподвижна
способна к передвижению
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
В4 Установите соответствия между законом наследования признаков и его характеристикой
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА НАЗВАНИЕ ЗАКОНА
установлен для моногибридного скрещивания А) расщепления
соотношение по фенотипу в F2 3:1 Б) независимого наследования
установлен для дигибридного скрещивания
соотношение по фенотипу в F2 9:3:3:1
это 2 закон Менделя
это 3 закон Менделя
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
При выполнении заданий В5 – В6 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В5 Установите последовательность закладки органов в эмбриогенезе у хордовых животных, отражающую их принадлежность к систематической категории
признаки вида
признаки класса
признаки отряда
признаки типа
признаки царства
признаки семейства
|
|
|
|
|
|
В6 Установите последовательность этапов работы селекционера при создании новой породы животных
скрещивание производителей для создания новой породы
индивидуальный подбор родительских форм для скрещивания по внешним признакам
методический отбор особей среди полученного потомства
оценка наследственных качеств родительских форм по их родословной
|
|
|
|
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С4 – полный развернутый ответ.
С1 Объясните значение партеногенеза (развития организма из неоплодотворенной клетки) в природе.
С2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Впервые закономерности наследования признаков описал Мендель. 2. В качестве объекта исследований он использовал горох. 3. Мендель создал хромосомную теорию наследственности. 4. Морган также проводил опыты на горохе. 5. Морган сформулировал гипотезу чистоты гамет.
С3 Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы гликогена, состоящего из 20 остатков глюкозы?
С4 При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью и черных морских свинок с мохнатой шерстью получено потомство6 25% черных гладких, 25% белых мохнатых, 25% черных мохнатых, 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки.
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ МАТЕРИАЛАМ
Вариант 1
Часть А
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | 4 | 11 | 4 | 21 | 4 |
2 | 1 | 12 | 3 | 22 | 2 |
3 | 1 | 13 | 4 | 23 | 4 |
4 | 1 | 14 | 3 | 24 | 3 |
5 | 4 | 15 | 2 | 25 | 2 |
6 | 1 | 16 | 4 | 26 | 1 |
7 | 3 | 17 | 4 | 27 | 4 |
8 | 3 | 18 | 1 | 28 | 1 |
9 | 1 | 19 | 2 | 29 | 3 |
10 | 1 | 20 | 1 | 30 | 1 |
Часть В
Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
№ задания | Ответ |
В1 | 345 |
В2 | 234 |
В3 | АБББААВ |
В4 | ААБАББ |
В5 | 132546 |
В6 | 53421 |
Часть С
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
С 1 Какую роль в круговороте веществ в природе играют бактерии-сапротрофы?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) бактерии-сапротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями; 2) простые минеральные вещества вовлекаются вновь в биогенный круговорот веществ |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2 Назовите мономер, изображенный на представленной схеме. Что обозначено буквами А, Б, В? Каковы функции биополимеров, в состав которых он входит?
Углевод
У
А Б В
А Б
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С3 Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который кодируется этим геном?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4 Кареглазая женщин-правша вышла замуж за мужчину с таким же фенотипом (признаки наследуются независимо). У них родился голубоглазый ребенок - левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребенка. Дети с какими фенотипами и генотипами могут появиться у них в дальнейшем?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 2
Часть А
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | 1 | 11 | 4 | 21 | 4 |
2 | 3 | 12 | 4 | 22 | 1 |
3 | 4 | 13 | 1 | 23 | 3 |
4 | 2 | 14 | 1 | 24 | 1 |
5 | 2 | 15 | 3 | 25 | 4 |
6 | 1 | 16 | 2 | 26 | 3 |
7 | 1 | 17 | 3 | 27 | 4 |
8 | 4 | 18 | 2 | 28 | 3 |
9 | 2 | 19 | 3 | 29 | 4 |
10 | 3 | 20 | 2 | 30 | 1 |
Часть В
Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
№ задания | Ответ |
В1 | 236 |
В2 | 246 |
В3 | БААБАБ |
В4 | ААББАБ |
В5 | 542361 |
В6 | 4213 |
Часть С
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
С1 Объясните значение партеногенеза (развития организма из неоплодотворенной клетки) в природе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
С 2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Впервые закономерности наследования признаков описал Мендель. 2. В качестве объекта исследований он использовал горох. 3. Мендель создал хромосомную теорию наследственности. 4. Морган также проводил опыты на горохе. 5. Морган сформулировал гипотезу чистоты гамет.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С3 Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы гликогена, состоящего из 20 остатков глюкозы?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4 При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью и черных морских свинок с мохнатой шерстью получено потомство6 25% черных гладких, 25% белых мохнатых, 25% черных мохнатых, 25% белых гладких. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть - рецессивные признаки.