Урок по литературе для учащихся 6 класса
по теме:
«Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов».
Подготовила учитель русского языка и литературы Маслакова Н.А.
|
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|
| | | |
Предмет | Литература | Класс | 6 |
Учитель Тема урока | Маслакова Наталья Александровна Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ознакомление с новыми литературоведческими терминами, развитие образного и логического мышления учащихся, совершенствование их навыков пересказа и выразительного чтения. | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, словаря; определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; строить монологические высказывания; оценивать свои достижения на уроке. | Формировать собственное отношение к мифам Древней Греции, приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой культуры; проявлять готовность к саморазвитию. |
Решаемые педагогические задачи | Способствовать формированию представления о мифах Древней Греции. |
Время | 45 минут |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Миф, мифология |
Вид используемых на уроке средств ИКТ и т. д.. | Персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, экран, листы-тесты, Толковый словарь С.Ожегова; Рабочая тетрадь «Литература.6 класс, 1 часть», автор Р.Г.Ахмадуллина |
Методическое назначение средств ИКТ | Демонстрационные, обучающие. |
Образовательные интернет-ресурсы | Российской государственной детской библиотеки http: www.bibliogid.ru Афоризмы, цитаты http: www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_leaming.html Виртуальный музей литературных героев http//: www.likt590.ru/project/museum Сайт газеты «Первое сентября». Литература. Методические материалы http://lit.1september.ru Электронная библиотека http://www.lit.ru |
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Представьте, что мы находимся в школе магии и волшебства Хогвартс.
Вас распределит по факультетам распределяющая шляпа, а Вам надлежит зарабатывать баллы, чтобы выиграть в командном зачёте.
Школа волшебников Хогвартс — школа из современной литературной сказки о Гарри Поттере. Огромное количество литературных сказок, написанных в XX веке, наполнено магией и фантастическими существами: кентаврами, пегасами, гидрами, церберами, единорогами, химерами, сатирами и фениксами. ( См. : «Гарри Поттер и ….», «Перси Джексон и ….», «Часодеи», «Хроники Нарнии» и т. д.)
Постановка учебной задачи.
?Неужели их породила фантазия современных сказочников? ( Конечно, нет. Они позаимствованы из мифов разных народов.)
В том числе мифы Древней Греции стали источниками, которые обогащают современные сказки и фэнтези. По словам Д.С. Лихачёва, знаменитого российского учёного: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны». Огромное количество художников, поэтов и композиторов на протяжении столетий черпают вдохновение в мифах Древней Греции. - (См. Атлас мира)
Самоопределение к теме
?В чём притягательность древнегреческих мифов? Сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. А для начала надо разобраться с понятием «миф». (Миф — от гр. mythos, предание, сказание, передающие представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях)
? Когда появились мифы? ( до письменности, это сближает мифы с УНТ)
? Кто являлся распространителем М.? ( аэды и рапсоды) — запись на доске
? Какова задача М.? (объяснять, осмысливать то, что происходит в мире; учит, как вести себя в этом мире, определять нравственные ориентиры людей)
? Как, например, объясняется миропорядок на Земле? (Олимп + боги)
Творческая работа. ? Чтобы вспомнить пантеон древнегреческих богов, поработаем с РТ , упр. № 83 (работа в парах)
Мифы — это не только рассказы о богах, это ещё и поучительные истории о простых людях. А раз поучительные, то наверняка выполняющие какую-то нравственную задачу. Мы подходим к определению темы нашего урока.
? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов)
V. Работа со словарём. ? Объясните значение слов нравственность и мораль? (Работа со словарём: нравственность — внутренние, духовные качества, этические нормы; правила поведения, определяемые этими нормами; мораль — нравственные нормы поведения; поучительность)
VI. Работа с текстами. Определить нравственные нормы древнего общества нам помогут наши рассказчики.
Миф об Арахне.
Миф о Нарциссе.
Миф о Мидасе.
? Чему учат данные мифы? ( Они учат определенным нравственным нормам древнего общества: уважать богов, не быть эгоистичным и самоуверенным, иначе боги накажут непокорных и неблагодарных)
Но боги бывают милостивы к людям скромным, честным и богобоязненным. Какие мифы это подтверждают?
Миф о Пигмалионе.
Миф об Икарии.
Комментарий к мифу об Икарии: это была бы незначительная история, если бы не концовка мифа, в которой объясняется происхождение объектов вселенского масштаба. Обратите внимание на Карту звёздного неба. Перед вами созвездия Эридан, Дева, Волопас, Большой Пес. И Икарий, и его дочь, и великий герой Эллады Геркулес (одно из самых ярких созвездий), и Персей были взяты богами на небеса - это одна из наград, на которую способны боги ( 47 созвездий названы в древности, в том числе греками; Гидра — самое большое созвездие, Центавр — самое яркое созвездие).
Большое количество созвездий, названия звезд и планет на небе связаны с древнегреческой мифологией. По ним ориентировались путешественники древности.
? А какую задачу выполняют мифы? (мифы дают нравственные ориентиры людям, понимание того, что плохие поступки порицаются, а хорошие - вознаграждаются).
VII. Групповая работа ( по 3 человека из каждого факультета).
Предлагаю поучаствовать в мифотворчестве: зная, что такое миф, его особенности и возможные сюжетные линии, продолжите своими вариантами текст по данному началу.
Результаты групповой работы оценивают гости-жюри; баллы, полученные за задание, приплюсовываются к факультетским.
Работа для всего класса (кроме творческих групп) : РТ №86 (разгадать кроссворд), с использованием текста учебника стр.177-183
VIII. Итоги. Наш урок закончу эпизодом из мифа о Геракле:
Гераклу явились две нимфы: Порочность и Добродетель, они предложили ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путем трудов и подвигов. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути следующими словами: «Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почётом в каком-нибудь городе, надо приносить пользу городу, хочешь возбуждать восторг всей Эллады своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе».
А я перефразирую это мудрое напутствие: «Надо стараться делать добро своей Родине!»
IX. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в листе учёта знаний и сдайте с дневниками.
Результаты групповой работы оценивают гости-жюри; баллы, полученные за задание, приплюсовываются к факультетским. Делается расчёт по факультетам и называются победители в общем зачёте.
X. Во время подсчётов жюри, даётся Д/з: стр.176-187, вопросы на стр.183-185 (уточнить по новым учебникам 2016 года)
Объявляются результаты межфакультетского конкурса.
Лист учёта знаний ученика(-ца) _______класса __________________________ дата___
по теме « Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов»
№ | Вид работы | 0 баллов | 1балл (выполнено частично) | 2 балла (выполнено всё задание правильно) |
1 | Работа с понятиями Миф, аэды, нравственность, мораль | | | |
2 | Пересказ мифов. | | | |
3 | Ответы на вопросы учителя. | | | |
4 | Работа с упр. №83 (таблица) | | | |
5 | Работа с упр. №86 (кроссворд) и текстом учебника | | | |
6 | Мифотворчество (продолжить текст по данному началу) | | | |
7 | Сообщения или доклады | | | |
Самооценка: |
Итоговая оценка учителя: |
Приложение №1
Из 88 созвездий только 47 являются древними, известными западной цивилизации уже несколько тысячелетий. Они охватывают область неба, доступную наблюдениям с юга Европы. Остальные современные созвездия были введены в XVII—XVIII веках в результате изучения южного неба (в эпоху великих географических открытий) и заполнения «пустых мест» на северном небе. Названия созвездий могут быть связаны с реальными или вымышленными животными (Большая Медведица, Лев, Дракон и т. д.), героями греческих мифов (Кассиопея, Андромеда, Персей и т. д.), а также с названиями предметов, очертания которых образуют яркие звёзды созвездий (Северная Корона, Треугольник, Весы, Южный Крест и др.)
12 созвездий традиционно называют зодиакальными — такими, через которые проходит центр Солнца при годичном обороте по эклиптике. Созвездие Змееносца тоже зодиакальное, но в астрологии его к зодиакальным не причисляют.
Гидра — самое большое созвездие на небе, Центавр (Кентавр) — самое яркое созвездие.
Оценка гостей-жюри
(баллы за выполненные задания)
Факультеты
| Слизерин | Пуффендуй | Гриффиндор |
Устные ответы ( 1 балл) | | | |
Работа с упражнениями ( от 1 до 2) | | | |
Творческая работа ( от 1 до 6) | | | |
Итог | | | |
Критерии оценки мифотворческих работ
Приближенность к исходному мифу 0-1-2 баллы
Оригинальность концовки 0-1 баллы
Понимание специфических особенностей мифов(речь, терминология; в композиции: особенности развязки и т.п.) 0-1-2 баллы