СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мифы Древней Греции по сей день являются базой для современного мифотворчества.  Чтобы разобраться в нравственных аспектах языческих богов и героев и правильно расставить акценты в мифомирах XXI века, нужно научиться видеть чёткие нравственные ориентиры, заданные человечеством ещё тысячи лет назад. Этот урок поможет во всём разобраться.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»







Урок по литературе для учащихся 6 класса

по теме:



«Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов».


Подготовила учитель русского языка и литературы Маслакова Н.А.











































ОБЩАЯ ЧАСТЬ





Предмет

Литература

Класс

6

Учитель


Тема урока

Маслакова Наталья Александровна


Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ознакомление с новыми литературоведческими терминами, развитие образного и логического мышления учащихся, совершенствование их навыков пересказа и выразительного чтения.


Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, словаря; определять понятия, создавать обобщения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; строить монологические высказывания; оценивать свои достижения на уроке.

Формировать собственное отношение к мифам Древней Греции, приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой культуры;

проявлять готовность к саморазвитию.


Решаемые педагогические задачи

  1. Способствовать формированию представления о мифах Древней Греции.

Время

  1. 45 минут

Основные понятия, изучаемые на уроке

Миф, мифология

Вид используемых на уроке средств ИКТ и т. д..

Персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, экран, листы-тесты,

Толковый словарь С.Ожегова; Рабочая тетрадь «Литература.6 класс, 1 часть», автор Р.Г.Ахмадуллина

Методическое назначение средств ИКТ

Демонстрационные, обучающие.

Образовательные интернет-ресурсы

  1. Российской государственной детской библиотеки http: www.bibliogid.ru

  2. Афоризмы, цитаты http: www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_leaming.html

  3. Виртуальный музей литературных героев http//: www.likt590.ru/project/museum

  4. Сайт газеты «Первое сентября». Литература. Методические материалы http://lit.1september.ru

  5. Электронная библиотека http://www.lit.ru






Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Представьте, что мы находимся в школе магии и волшебства Хогвартс.

Вас распределит по факультетам распределяющая шляпа, а Вам надлежит зарабатывать баллы, чтобы выиграть в командном зачёте.

Школа волшебников Хогвартс — школа из современной литературной сказки о Гарри Поттере. Огромное количество литературных сказок, написанных в XX веке, наполнено магией и фантастическими существами: кентаврами, пегасами, гидрами, церберами, единорогами, химерами, сатирами и фениксами. ( См. : «Гарри Поттер и ….», «Перси Джексон и ….», «Часодеи», «Хроники Нарнии» и т. д.)

  1. Постановка учебной задачи.

?Неужели их породила фантазия современных сказочников? ( Конечно, нет. Они позаимствованы из мифов разных народов.)

В том числе мифы Древней Греции стали источниками, которые обогащают современные сказки и фэнтези. По словам Д.С. Лихачёва, знаменитого российского учёного: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны». Огромное количество художников, поэтов и композиторов на протяжении столетий черпают вдохновение в мифах Древней Греции. - (См. Атлас мира)

    1. Самоопределение к теме

?В чём притягательность древнегреческих мифов? Сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. А для начала надо разобраться с понятием «миф». (Миф — от гр. mythos, предание, сказание, передающие представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях)

? Когда появились мифы? ( до письменности, это сближает мифы с УНТ)

? Кто являлся распространителем М.? ( аэды и рапсоды) — запись на доске

? Какова задача М.? (объяснять, осмысливать то, что происходит в мире; учит, как вести себя в этом мире, определять нравственные ориентиры людей)

? Как, например, объясняется миропорядок на Земле? (Олимп + боги)

Творческая работа. ? Чтобы вспомнить пантеон древнегреческих богов, поработаем с РТ , упр. № 83 (работа в парах)

Мифы — это не только рассказы о богах, это ещё и поучительные истории о простых людях. А раз поучительные, то наверняка выполняющие какую-то нравственную задачу. Мы подходим к определению темы нашего урока.

? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов)

V. Работа со словарём. ? Объясните значение слов нравственность и мораль? (Работа со словарём: нравственность — внутренние, духовные качества, этические нормы; правила поведения, определяемые этими нормами; мораль — нравственные нормы поведения; поучительность)

VI. Работа с текстами. Определить нравственные нормы древнего общества нам помогут наши рассказчики.

  1. Миф об Арахне.

  2. Миф о Нарциссе.

  3. Миф о Мидасе.







? Чему учат данные мифы? ( Они учат определенным нравственным нормам древнего общества: уважать богов, не быть эгоистичным и самоуверенным, иначе боги накажут непокорных и неблагодарных)

Но боги бывают милостивы к людям скромным, честным и богобоязненным. Какие мифы это подтверждают?

    1. Миф о Пигмалионе.

    2. Миф об Икарии.

Комментарий к мифу об Икарии: это была бы незначительная история, если бы не концовка мифа, в которой объясняется происхождение объектов вселенского масштаба. Обратите внимание на Карту звёздного неба. Перед вами созвездия Эридан, Дева, Волопас, Большой Пес. И Икарий, и его дочь, и великий герой Эллады Геркулес (одно из самых ярких созвездий), и Персей были взяты богами на небеса - это одна из наград, на которую способны боги ( 47 созвездий названы в древности, в том числе греками; Гидра — самое большое созвездие, Центавр — самое яркое созвездие).

Большое количество созвездий, названия звезд и планет на небе связаны с древнегреческой мифологией. По ним ориентировались путешественники древности.

? А какую задачу выполняют мифы? (мифы дают нравственные ориентиры людям, понимание того, что плохие поступки порицаются, а хорошие - вознаграждаются).


VII. Групповая работа ( по 3 человека из каждого факультета).

Предлагаю поучаствовать в мифотворчестве: зная, что такое миф, его особенности и возможные сюжетные линии, продолжите своими вариантами текст по данному началу.


Результаты групповой работы оценивают гости-жюри; баллы, полученные за задание, приплюсовываются к факультетским.


Работа для всего класса (кроме творческих групп) : РТ №86 (разгадать кроссворд), с использованием текста учебника стр.177-183


VIII. Итоги. Наш урок закончу эпизодом из мифа о Геракле:

Гераклу явились две нимфы: Порочность и Добродетель, они предложили ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путем трудов и подвигов. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути следующими словами: «Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы: хочешь, чтобы боги были к тебе милостивы, надо чтить богов; хочешь быть любимым друзьями, надо делать добро друзьям; желаешь пользоваться почётом в каком-нибудь городе, надо приносить пользу городу, хочешь возбуждать восторг всей Эллады своими достоинствами, надо стараться делать добро Элладе».

А я перефразирую это мудрое напутствие: «Надо стараться делать добро своей Родине!»


IX. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в листе учёта знаний и сдайте с дневниками.









Результаты групповой работы оценивают гости-жюри; баллы, полученные за задание, приплюсовываются к факультетским. Делается расчёт по факультетам и называются победители в общем зачёте.


X. Во время подсчётов жюри, даётся Д/з: стр.176-187, вопросы на стр.183-185 (уточнить по новым учебникам 2016 года)


Объявляются результаты межфакультетского конкурса.





Лист учёта знаний ученика(-ца) _______класса __________________________ дата___

по теме « Морально-нравственная сторона древнегреческих мифов»

Вид работы

0 баллов

1балл (выполнено частично)

2 балла (выполнено всё задание правильно)

1

Работа с понятиями Миф, аэды, нравственность, мораль




2

Пересказ мифов.




3

Ответы на вопросы учителя.




4

Работа с упр. №83 (таблица)




5

Работа с упр. №86 (кроссворд) и текстом учебника




6

Мифотворчество (продолжить текст по данному началу)




7

Сообщения или доклады




Самооценка:

Итоговая оценка учителя:


Приложение №1


Из 88 созвездий только 47 являются древними, известными западной цивилизации уже несколько тысячелетий. Они охватывают область неба, доступную наблюдениям с юга Европы. Остальные современные созвездия были введены в XVII—XVIII веках в результате изучения южного неба (в эпоху великих географических открытий) и заполнения «пустых мест» на северном небе. Названия созвездий могут быть связаны с реальными или вымышленными животными (Большая Медведица, Лев, Дракон и т. д.), героями греческих мифов (Кассиопея, Андромеда, Персей и т. д.), а также с названиями предметов, очертания которых образуют яркие звёзды созвездий (Северная Корона, Треугольник, Весы, Южный Крест и др.)

12 созвездий традиционно называют зодиакальными — такими, через которые проходит центр Солнца при годичном обороте по эклиптике. Созвездие Змееносца тоже зодиакальное, но в астрологии его к зодиакальным не причисляют.

Гидра — самое большое созвездие на небе, Центавр (Кентавр) — самое яркое созвездие.













Оценка гостей-жюри

(баллы за выполненные задания)

Факультеты


Слизерин

Пуффендуй

Гриффиндор

Устные ответы

( 1 балл)




Работа с упражнениями

( от 1 до 2)





Творческая работа

( от 1 до 6)




Итог





Критерии оценки мифотворческих работ

  1. Приближенность к исходному мифу 0-1-2 баллы

  2. Оригинальность концовки 0-1 баллы

  3. Понимание специфических особенностей мифов(речь, терминология; в композиции: особенности развязки и т.п.) 0-1-2 баллы