Морально-нравственное воспитание школьников.
(Е.В. Мальцева)
В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество, состоит в разрушении личности. У детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Наши дети, как "Иваны, не помнящие родства", не знают народных традиций, не интересуются историей Отчизны, не различают прекрасное и безобразное в жизни, не видят разницы между добром и злом.
Уберечь от этой опасности и есть наша с вами основная задача. Нельзя не согласиться со словами Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Безусловно, нравственность формируется на школьных мероприятиях, на классных часах различной эстетической, нравственной и патриотической направленности, посвященных, например, дню пожилых людей, дню матери или снятию блокады с Ленинграда, дню Победы. Затрагиваем мы на классных часах и проблему милосердия, обсуждая, что это такое и хорошо ли быть сегодня милосердным.
Но, на мой взгляд, морально-нравственное воспитание в школе – это ежедневный кропотливый труд педагога. Ведь нравственность формируется в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. И учитель, классный руководитель должен быть рядом, помочь понять, что хорошо, а что плохо, направить на верный путь. Именно так я и стараюсь вести себя со своими учениками.
Как учитель-словесник, не могу не отметить роль литературы. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности. «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.» (В.Распутин.)
Начиная с 5 класса, на каждом уроке стараюсь достучаться до сердец детей, заставить их задуматься о моральных и нравственных ценностях.
Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. А мир - это семья и отчий дом, друзья и " братья наши меньшие", след человека на земле. Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно "на перепутье - не перепутать, среди дорог - не заблудиться".
И здесь необходимо подвести ребенка к нужным выводам, задать проблемный вопрос, который поможет осознать ценность того или иного поступка. К примеру,
- Почему молодой Дубровский стал разбойником? Правильно ли он поступил?
- Почему Маша Троекурова не уходит с Владимиром, а остается со старым князем Верейским? Права ли она в своем выборе?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского".
- Почему Герасим ушел от барыни? Мог ли он поступить по-другому?
- Почему Юшка из одноименного рассказа А. Платонова всю свою жизнь делал выбор в пользу добра?
Все эти «почему» заставляют учащихся задуматься, осознать, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.
Обязательная характеристика моих уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры.
Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел. Поэтому видя зачастую блеснувшую в глазах учеников слезу, понимаю, что затронула нужную струну детской души, отвечающую за милосердие и сострадание.
Таким образом, изо дня в день, на уроках, во внеурочное время стремлюсь научить детей жить по законам добра. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".