СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моральный выбор

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Моральный выбор - это ответственность.»

Просмотр содержимого документа
«Моральный выбор»

Дата_____________________

Класс____________________


Тема: «Моральный выбор - это ответственность.»

Цель: познакомить с проблемой морального выбора; определить соотношение свободы и ответственности в практическом поведении личности.

Планируемые результаты:

  • предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий моральный выбор, свобода, ответственность; характеризовать ответственное поведение; анализировать ситуации морального выбора; в результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что свобода - это не вседозволенность, а ответственность за свои поступки; развивать навыки самооценки;

  • метапредметные УУД - 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к моральным проблемам общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственного отношения к своим словам и поступкам.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма организации деятельности: работа в группах; дискуссия.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  • Что такое мораль?

  • Что такое нравственность?

  • Как называется наука изучающая мораль и нравственность?

  • Что такое долг?

  • Что такое объективные обязанности?

  • Что такое моральный долг?

  • Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

  • Что такое совесть?

(Ответы учеников)


  1. Введение в новый материал

Многие философы утверждают, что человек постоянно находится в разногласии с самим собой. В нем - как бы два независимых существа (две природы); внутреннее и внешнее, из которых внутреннее недовольно тем, что делает внешнее, а внешнее не делает того, что хочет внутреннее. Эта особенность по-разному проявляется в людях, но она присутствует в каждом человеке.

Почему в одних ситуациях человек может быть добрым, великодушным, милосердным, а в других - способен на неблаговидные поступки? Одни руководствуются в жизни идеалами, стремятся поступать по совести, отвергая расчетливость и цинизм. Другие же, достигая свою цель, «идут по головам».

Почему мы поступаем так или иначе? Чем руководствуемся в своем выборе? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока «Моральный выбор — это ответственность».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Моральный выбор.

2. Свобода - это ответственность.

3. Моральные знания и практическое поведение личности.

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Проблемные вопросы

  • Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?

  • Способен ли человек творить себя?

IV. Работа по теме урока

Наш сегодняшний урок особенный, ведь он играет большую роль не только в изучении темы, но и в жизни каждого из нас. Вместе мы попробуем решить непростой для каждого человека вопрос: как жить? Тема урока тесно связана с ранее изученным материалом, нам предстоит вновь обратиться к таким понятиям, как «добро» и «зло», «нравственные нормы и принципы», «моральные идеалы», «аморальные поступки».

1. Моральный выбор

Моральные нормы дают образцы правильного поведения. Но человек в своей жизни не всегда поступает в соответствии с моральными нормами. Часто он действует под влиянием обстоятельств и вынужден каждый раз делать моральный выбор. Человек может быть добрым, великодушным, милосердным, но он способен и на подлость, ложь, предательство, жестокость. У людей верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Всё, что человек сделал против морали, любое зло - это грех, говорят они.

Мы часто сталкиваемся в жизни с проблемой выбора. Например, утром вы думаете, как одеться в школу, а после окончания занятия задаетесь вопросом: делать ли уроки сейчас или отложить их на потом? С этими незначительными проблемами большинство справляется довольно легко. Затем вам придется задуматься о том, куда пойти учиться, где начать работать, как определить свой жизненный путь. Эти вопросы намного сложнее.

Однако самые сложные вопросы мы решаем тогда, когда перед нами стоит проблема морального выбора. Вспомните повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, какой бывает проблема морального выбора в жизни человека. Андрий предал свою семью и своих товарищей-казаков, перешел на сторону врага из-за любви к польской панночке.

Противоположный путь - путь самопожертвования избрал Данко - герой произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ценой своей жизни он спас людей.

  • Могли ли герои этих произведений поступить иначе?

  • Почему человек в одном случае выбирает путь предательства, а в другом - поступает честно, морально, по-доброму?

(Ответы учеников.)


Трудно не согласиться со словами известного поэта.

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Д. Левитанский)

Таким образом, можно сказать, что моральный выбор – это не только внутренне осознанный выбор между добром и злом, но и действие в соответствии со своим выбором. Моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

2. Свобода - это ответственность

Познакомьтесь с притчей на с. 73 учебника. Какие выводы вы можете сделать после прочтения этой притчи?

(Ответы учеников.)

Вывод. Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия - добрые или злые - и, конечно, нести ответственность за результат. На каждом из нас, хотим мы того или не хотим, всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Быть человеком ответственным - это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самая главная - ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Запись в тетради

Ответственность - способность действовать сознательно, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью: « Направо пойдешь…. Налево… Прямо…» Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

Работая с п. 2 § 9 учебника стр. 74 – 75, проследите взаимосвязь понятий «свобода» и «ответственность».

Вопросы к тексту

  • Что такое свобода?

  • Как связана свобода с моральным выбором?

  • Что влияет на выбор?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить осознанный выбор?

(Ответы учеников.)

Запись в тетради

Свобода – есть возможность действовать по своему усмотрению, возможность выбора между добром и злом, плохим и хорошим.

Свобода – способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д.

Вот в каком сложном положении находится человек. Слова Иисуса Христа, произнесенные им в Нагорной проповеди и изложенные в Евангелии от Матфея, остаются актуальными: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


3. Моральные знания и практическое поведение личности

Предположим, человек знает, как надо правильно поступить в том или ином случае.

  • Обязательно ли он будет поступать строго в соответствии с установленными правилами?

  • Почему?

(Ответы учеников.)

Народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по словам, а по его поступкам». Предположим, человек, твердо уверенный в истинности таких моральных норм, как «человек человеку друг», «сам пропадай, но товарища выручай», попадает в кораблекрушение. На корабле только одна спасательная шлюпка и воспользоваться ей может только половина пассажиров корабля. Что победит в этой ситуации? Чувство самосохранения или моральные знания о том, что спасать надо в первую очередь тех, кто сам о себе позаботиться не может?

Работая с п. 3 § 9 учебника, ответьте на вопросы.


Вопросы классу:

  • Может ли знание моральных норм стать гарантией обязательного их исполнения?

  • Можно ли обеспечить выполнение моральных норм, если превратить их в государственные законы?

  • Может ли преодоление имущественного неравенства в обществе стать гарантией выполнение всех моральных норм?

  • Можно ли утверждать, что высокое материальное обеспечение приведёт к исчезновению морального зла (ложь, воровство, обман и т.д.)?

  • Что же всё-таки является подлинной гарантией соблюдения моральных норм?

(Ответы учеников.)

Нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Единственной гарантией морального поведения служит высоко развитая нравственность, совесть человека, личное умение каждого отдельного человека поступать морально. Это означает, что моральная ответственность лежит на каждом из нас персонально. Других гарантий морального поведения не существует.

Попробуем провести анализ различных ситуаций.

Алгоритм анализа

1. Обсудить в группе данную ситуацию

2. Определить проблему выбора.

3. Определить варианты решения проблемы (свобода выбора и моральная ответственность).

4. Выбрать и представить единственно возможный для вас вариант.

5. Обосновать свое решение.

Задание для 1 группы: прочитайте текст и выполните критический анализ ситуации.

В фильме выдающегося режиссера Алексея Германа «Проверки на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него взлетает немецкий состав с оружием…

Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт….

Задание для 2 группы: прочитайте текст и выполните критический анализ ситуации.

Альберт Швейцер - выдающийся немецкий философ и врач. Окончив университет, благодаря трудолюбию и упорству А. Швейцер довольно быстро добился признания, стал известным в Европе философом и музыкантом. Будучи уже знаменитым и богатым человеком, он неожиданно для всех резко изменил свою жизнь….

Однажды в газете он прочитал призыв о помощи, в котором говорилось, что в далёкой Африке нужны врачи. Швейцер решил ехать туда, но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым и успешным человеком, поступил на медицинский факультет, а выучившись, поехал в Африку, где в маленькой деревушке Ламбарена на свои средства открыл больницу для бедняков и до конца свой жизни лечил их.

Поздними вечерами, когда уходил последний больной, А. Швейцер садился писать свои труды по философии. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами - благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только человеческой.

Задание для 3 группы: прочитайте текст и выполните критический анализ ситуации.

Выдающийся отечественный учёный- генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский в 1925 г. был командирован Совнаркомом для исследовательской работы в Германию, где условия для экспериментальных исследований были неизмеримо лучше, чем в Советской России. Вначале он работал научным сотрудником, но вскоре стал руководителем отдела генетики и биофизики в Институте исследований мозга в пригороде Берлина. В русле идей В. И. Вернадского и В. Н. Сукачева разрабатывал биосферно-экологические проблемы. Исследования Тимофеева-Ресовского в 30-х годах дали толчок формированию молекулярной биологии.

В Германии в это время усиливалось господство национал-социалистического режима, тем не менее, там он мог продолжать заниматься своими научными исследованиями. Весной 1937 года советское консульство настоятельно предлагает Тимофееву-Ресовскому вернуться в СССР. Он, однако, зная о том, что в Советском Союзе в это время генетика объявлена «буржуазной лженаукой» и происходили массовые репрессии, отказался вернуться в Советский Союз и продолжал жить и работать в фашистской Германии до 1945 г. За это время он внес огромный вклад в развитие генетики. В 1946 вернулся в СССР, будучи всемирно известным ученым, был осужден за измену Родине как невозвращенец и провел несколько лет в тюрьмах и лагерях. В 1992 году был посмертно реабилитирован. Герой романа Д. А. Гранина «Зубр».

Задание для 4 группы: прочитайте текст и выполните критический анализ ситуации.

Януш Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1898 г. Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. 23 марта 1905 г. получил диплом врача.

В 1910 году Януш Корчак принимает важнейшее решение - он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей в Варшаве. Заниматься еврейскими сиротами Корчак стал неслучайно - в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым.

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак оказался на фронте в качестве военного врача. Среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». После окончания Первой Мировой войны Корчак вернулся в свой «Дом сирот».

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу - началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы.

Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба - борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Несмотря ни на что, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Однако даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Януш Корчак самоотверженно присоединился к своим сиротам, несмотря на то, что его приглашали остаться в Палестине. Он продолжал мужественно отказываться всякий раз, когда ему предлагали укрытие на арийской стороне. Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Но даже в этих условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены.

6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шёл ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны - Старый доктор с больной девочкой на руках.

В момент погрузки в вагон к Корчаку подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь, однако Корчак категорически отказался. Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

(Проверка выполнения заданий. Проведение мини-дискуссии. Обсуждение итогов работы.)


4. Критический анализ собственных помыслов и поступков

Способен ли человек критически анализировать собственные помыслы и поступки? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Работая с п. 4 § 9 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

  • Как надо оценивать человека - по словам или по его поступкам? Почему?

  • Как вы поняли смысл высказывания Ж.-П. Сартра?

  • Что для вас сложнее - суд собственной совести или порицание окружающих?

(Ответы учеников.)


V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?

1) Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все- таки выбираю (Ж-П. Сартр).

2) Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один (Ф. Искандер).

3) Нравственность - это разум сердца (Г. Гегель).

4) Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни (П. Бауст).

5) Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И. С. Кон).

(Ответы учеников.)

Подведем итоги нашей работы. Продолжите фразы.

• Моральный выбор для меня — это...

• На этом уроке я узнал (а), что...

• Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 9 учебника.

2. Выполнить задания 3-5 рубрики «В классе и дома» на с. 78 учебника (на выбор).



























Дополнительные материалы для работы в группах

Д.С. Лихачёв (28.11.1906-30.09. 1999) - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры; пропагандист нравственности и духовности.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром»

Письмо первое

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения - Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом - нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям - к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.


Письмо третье

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость - всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде-истине и правде-справедливости.


Письмо четвертое

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ

«Вдох - выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».

Жизнь - это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер - прежде всего - «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» - это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово - сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», - но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором - границами. Расширять пределы жизни - не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.


Письмо седьмое

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем - матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую - не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота - объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство - это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т.п.- все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.


Альберт Швейцер, (14.01.1875–04.09.1965) - лауреат Нобелевской премии мира в 1952 году, немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский теолог и миссионер, врач и музыковед. Основой его мировоззрения было преклонение перед жизнью, являющееся возможностью нравственного обновления человечества.

Цитаты и афоризмы Альберта Швейцера

  • Лишь путем глубокого благоговения перед жизнью мы можем установить духовные и гуманные отношения как с людьми, так и со всеми окружающими нас живыми существами.

  • Любая религия или философия, в основе которой не лежит уважение к жизни, не является истинной религией или философией.

  • Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

  • Катастрофическая черта нашей цивилизации заключается в том, что ее материальное развитие многократно превышает духовное. Ее баланс нарушен.

  • Абстракция - это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни.

  • В двадцать лет каждый из нас имеет лицо, дарованное нам Богом; в сорок - лицо, которое дала нам жизнь; в шестьдесят - лицо, которое мы заслужили.

  • Все люди наделены способностью к состраданию, поэтому дух гуманизма будет развиваться и впредь.

  • Всегда ищи способ сделать добро.

  • Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни.

  • Единственный выход из убогого существования для человека заключается в том, чтобы стать достойным доверия другого человека.

  • Если вы живете поверхностной жизнью, ваша душа страдает.

  • Знание - ничто, и действия могут приносить плоды и вызывать изменения лишь тогда, когда они воодушевлены жертвой.

  • Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.

  • Каждый из нас должен отдать необычный долг: за жизнь заплатить жизнью.

  • Каждый поступок, идущий вразрез с нашим внутренним «я», это рана, которую мы наносим собственной душе.

  • Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ.

  • Лишь в любви мы способны достичь единения с Богом.

  • Мы рождаемся из жизней других людей. Мы обладаем способностью вызвать к существованию другие жизни.

  • Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность.

  • Не из чувства доброты по отношению к другому я кроток, миролюбив, терпелив и приветлив - я таков потому, что в этом поведении обеспечиваю себе глубочайшее самоутверждение.

  • Не существует какого-то особого времени для правды. Час истины - сейчас и всегда.

  • Нет более высокой религии, чем служение человечеству. Величайшее кредо - труд ради общего блага.

  • Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.

  • Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности.

  • Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной.

  • Тот, кто призывает к добру, не должен рассчитывать на то, что люди очистят его путь от валунов, но обязан кротко принять свою судьбу даже тогда, когда кто-нибудь положит на его пути лишние валуны.

  • Цель человеческой жизни - служение, проявление сострадания и готовность помогать людям.

  • Цивилизация - это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление.

  • Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.

  • Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.

  • Человечество всегда нуждалось в нравственных идеалах, которые помогали бы ему находить верный путь и наилучшим образом использовать свои силы.

  • Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь - это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе.

  • Этика - это безграничная ответственность за все живые существа.

  • Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы, кто искал и нашел способ служить людям.


Януш Корчак - (22.07.1878 – 07.08.1942) - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий. Во второй раз - когда отказался бежать из варшавского гетто. А в третий - когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил: - Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны. А дети? Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон. Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы.

Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

  5. Не унижай!

  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

  8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.