Оргмомент | В жизни многое зависит и от слов… Всё от слов… от ласковых и грубых… От одних пересыхают губы… От других заледенеет кровь… Да, дела, конечно же, всему мерилом. Делом мы самим себе даём ответ. Только слово — дело предварило, Если мыслей нет из слов — и дела нет. Дело основательней всего иного Нас приводит к нужной высоте… Но вначале всё равно бывает слово, Что рождает это дело в голове. Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими творцами слов. Согласны? Мы будем учиться анализировать, делать выводы, замечать закономерности, а также давать оценку своим достижениям. Я уверена, что вы уже умеете все это делать. Проверим? Для начала предлагаю размяться и выполнить следующее задание. | |
Языковая разминка | Замени букву Если в глаголах заменить ё буквой е, то можно образовать имена существительные. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд. Берет-берет, мел-мел, шлем-шлем, запрет-запрет…. Добавь букву К названным учителем словам добавить одну или несколько букв так. Чтобы получились новые слова. Рот (крот,ротик),вал (овал,валик), том (атом,томный),овцы (ловцы), рубка (трубка,зарубка) | |
Актуализация знаний, определение темы урока Целеполагание | - Ребята, вы только что закончили изучать слово и его лексическое значение. Как изменилось лексическое значение слов? А теперь рассмотрим, как слова делятся на части. Например, разделите слова, которые вы записали на слоги. Крот, о-вал, а-том ,лов-цы, труб-ка А как ещё можно разделить эти слова? Ответ – на морфемы. - Чем отличаются одни части слова от других? Ответ - ͡ , ˄, □ – есть значение, смысл, а в слоге нет. Вывод: Значит, в слове можно выделить значимые части слова. Вот их мы и исследуем на нашем уроке. Кто сформулирует тему урока? Запишите тему нашего урока: «Значимые части слова. Изменение и образование слов». - Как вы думаете какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке? Ответ – узнать зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова. | Личностные УУД положительно относиться к учению, познавательной деятельности, стремиться приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока. 3. Планировать необходимые действия. Познавательные УУД Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. |
Изучение нового материала | Откройте учебники на с. 4, внимательно прочитайте теоретический материал. Как назвать значимые части слова одним словом? Как называется раздел науки о языке, который их изучает? Ответ – значимые части слова называются морфемами. Раздел науки о языке, изучающий морфемы называется морфемика. - Запишите термины в тетрадь. - Какие морфемы можно выделить в слове? Ответ- корень, приставку, суффикс, окончание. 2.Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Отгадайте шарады. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание) Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка) 3. – Почему морфема является значимой частью слова? Докажите, используя слова рука – рукав – нарукавник. - Что вы должны для этого сделать? Ответ - Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова. Ответ рук-а – часть тела; рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку, смысл слова изменился из-за суффикса –ав-; на-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-. Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением). А какое значение имеет окончание? Может ли оно образовывать новые слова? Понаблюдаем рука рукав нарукавник руки рукава нарукавника руке рукаву нарукавнику руку рукавом нарукавником - Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания? Ответ – нет - А что изменилось? Ответ – падеж, т.е. грамматическое значение. Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова. | Личностные УУД Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Строить рассуждения, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Задавать вопросы. 2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
| 4. Прочтём § 71 с. 5. (П.)Сформулируйте самостоятельно вопросы по § 71 и задайте их товарищам. Ответ подкрепите примерами - - Чем отличаются однокоренные слова от форм слова? - Как образуются однокоренные слова? - Как образуются формы слова? - Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова? Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами. Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний. | Познавательные УУД Извлекать необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
Закрепление изученного | «Разные слова или формы слова»(устно) Однокоренные слова или формы: Гулять – прогулка - однокоренные слова Свистеть – свистит - формы Дом- домовой - однокоренные слова Карта- карту - формы Книга- книжный - однокоренные слова Дождь- дожди - формы Ходить- походка - однокоренные слова Написать по 1 однокоренному слову и по одной форме слова: Стол, стул, кресло, диван, пол, потолок, окно, стена, книга, ковёр, карандаш, банка, свеча, ручка, ваза, телефон, солнце, дом. а) Подобрать однокоренные слова к существительным, образовать формы одного из слов. Есть в травах и в цветах Целительная сила. Для всех, Умеющих их тайну разгадать. ( Р. Рождественский) в) Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из слов. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. ( С. Есенин) Упражнение 376 (самостоятельно с взаимопроверкой) Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные. Ответ – Уборка – уборкой Хлебный – хлебная Украсят – украсит Принесли – принесла Говорливы – говорливого Заколка – укол Безветренный – ветер Земляной – земля Надрежут – резать Приберегли – беречь Резерв Упражнение 377. Укажите в какой форме употреблены выделенные слова. Ответ: С Юрой – сущ., в форме тв.п., ед.ч.; Приходим – глаг., в форме наст.вр., в 1-м л., во мн.ч.; Красят - глаг., в форме наст.вр., в 3-м л., во мн.ч.; Лестничную – прилаг., в форме вин.п., ед.ч., ж.р.; Клетку – сущ., в форме вин.п., ед.ч. | Познавательные УУД Приобретать новые умения и совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД Контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки. |