Шестнадцатое декабря Классная работа Морфемика и словообразование
Обобщение изученного
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.
Морфема – наименьшая, далее неделимая, значимая часть слова.
Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.
Обобщение изученного
Модуль 1.
Морфемика.
Обобщение изученного
Корень – общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
К корню могут присоединяться другие морфемы, которые конкретизируют значение слова.
В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных: соб и рать – соб е ру, гро з ить – гро ж у.
Аффиксальные морфемы
Постфикс
– сь (-ся)
Приставка (префикс)
Соед.гласн. О, Е (интерфиксы)
Окончания (флексия)
Суффик с
Аффиксы
Словообразующие
- Употребляются для образования новых слов.
- Например :
- Учитель – учитель ниц а.
- Солдат – солдат ск ий.
Формообразующие
- Не меняют лексического значения слова, а используются для образования его грамматических форм.
- Эти аффиксы имеют только грамматическое значение.
- Например: стол□ (им.п.,ед.ч.) – стол а (род.п., ед.ч).
Формообразующие аффиксы
- 1. ФЛЕКСИИ служат для образования форм слова.
- 2. Формообразующие СУФФИКСЫ .
- I. У глаголов :
- А) суффиксы неопред. формы глагола: -ть, -ти, -чь .
- Б) суффикс прош. времени: -л- .
- В) суффикс формы повелит. наклонения: -и (бер и , нес и ), ø (брось).
- II. У прилагательных :
- А) суф. сравнительной степени: -ее (-ей), -ше, -е.
- Б) суффиксы превосходн. степени: -ейш-, -айш-.
- III. У наречий : суф. сравнит. степени –ее, -е, -ей (высоко-выш е )
Формообразующие аффиксы
IV. У причастий и деепричастий :
- - суф. действительных причастий наст. врем.: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- ;
- - суф. действительных причастий прош. врем.: -вш-, -ш- ;
- - суф. страдательных причастий наст. врем.: -ом-/-ем-, -им- ;
- - суф. страдательных причастий прош. врем.: -енн-, -нн-, -т- ;
- - суф. деепричастий несов. вида: -а, -я ;
- - суф. деепричастий сов. вида: -в, -ши, -вши .
- 3. Формообразующими ПРИСТАВКАМИ являются приставки по - и наи - , факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а по - , также и наречия ( по-выше , наи-высочайший ).
- 4. Формообразующими ПОСТФИКСАМИ принято считать морфему - ся со значением страдательного залога, которая выделяется как в не изучаемых с этой точки зрения в школьной грамматике спрягаемых глагольных формах ( дом строит-ся рабочими ), так и в изучаемых причастных ( строящий-ся рабочими дом ), и морфему -те в формах 1-го л. мн. ч. ( пойдем-те ).
Морфемы
- ПРЕФИКС – значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед другой приставкой) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
- СУФФИКС - значимая часть слова, стоящая после корня (или другого суффикса) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
- ИНТЕРФ И КСЫ – словообразующие аффиксы, выполняющие в слове функцию соединительных элементов (соединительные гласные о, е ).
- ФЛЕКСИЯ – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, т.к. выражает грамматическое значение.
- ПОСТФИКС – аффиксальная морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс): картина рисует ся (форма страдательного залога глагола) – рисовать ся («вести себя жеманно» - образовано новое слово).
Основа слова
- Основой называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса. Например: студентк- а , прекрасн- ый , забежа- л .
- Делится на производную и непроизводную .
- Непроизводная (нечленимая) основа состоит только из корневой морфемы, производная (членимая) включает, помимо, корня, приставки и суффиксы. Например:
- Вод- а , где вод- - непроизводная основа;
- подводн- ый , где подводн- - производная основа.
- Основа, от которой образовано слово, называется производящей .
- Простые основы содержат в своём составе один корень ( дом ишко, кресл о).
- Сложные основы включают два и более корней ( мусор -о- про вод , газ -о- нефт -е-про вод ).
Выполнение заданий
- Учебник Н.Г. Гольцовой.
- 1. Повторить алгоритм выполнения морфемного разбора слова (с. 72).
- 2. Устное выполнение упр. 71.
- 3. Письменное выполнение упр. 72, 73 (по заданию), упр. 132 (Л.М. Рыбченкова).
Обобщение изученного
Модуль 2.
Словообразование.
Морфологические способы образования
Образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или в производящему слову.
Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову.
Приставочный способ образования
Приставочный способ словообразования - образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи, при том производящее и производное слово всегда относятся к одной и той же части речи.
Например , брать - со брать, выполнить- недо выполнить. Город - при город, группа - под группа. Народный - анти народный, доказательный - без доказательный. Ныне - по ныне, вчера - поза вчера.
Необходимо помнить:
- Приставочный способ наиболее активно используется в словообразовании глаголов.
- Приставка присоединяется ко всему слову в целом: ходить - при ходить, у ходить; исторический - до исторический.
Суффиксальный способ образования
Суффиксальный способ словообразования - образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
- Строить – строи тель - стро ени е.
- Легкий - легк ость , белый- бел изн а.
- Болото - болот н ый, болот ист ый.
- Уверенный - уверенн о , блестящий - блестящ е , дружеский—дружеск и .
Нужно знать :
- Суффиксы используются в большинстве случаев для образования сущ., прил.
- Причастия и деепричастия как особые формы глагола являются производными и образуются только суффиксальным способом: доиграть- доигра вш ий, доигра в .
- При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи: мир - мир и ть; мир н ый.
Приставочно-суффиксальный способ образования
Приставочно – суффиксальный - способ словообразования - образование слов присоединением суффиксов к производящей основе одновременно приставки и суффикса. Наиболее характерен для таких частей речи, как наречие, имя существительные, имя прилагательное, глагол.
- Новый - по - нов ом у, первый - во - перв ых , в первы е .
- Служить - со служ ивец , нос - пере нос иц а.
- Избежать – не избеж н ый , за городом - за город н ый.
- Купить - по куп а ть, стрелять - вы стрел и ть.
Бессуфиксный способ образования
Бессуфиксный способ - образование существительных от глаголов и прилагательных при помощи нулевого суффикса: перенос ить - перенос, обрыв ать - обрыв, черн ый - чернь.
Сложение
Сложение – образование слов соединением двух и более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А ) Сложение слов : диван- кровать, летчик – космонавт.
Б ) Сложение основ с помощью соединительных гласных (интерфиксов)- летопись, нефтепровод.
В ) Сложение сокращенных слов, в результате получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Этот способ характерен только для сущ. Наиболее частые случаи - это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия ( универмаг, теракт ) и сложение начальной части слова с целым словом ( стенгазета, главврач, пол- арбуза ).
Неморфологические способы образования
Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например, прапорщик (знаменосец) – прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).
Неморфологические способы образования
Лексико-синтаксический способ – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов.
Например,
высококачественный – высоко+качественный;
тотчас – тот+час.
Морфолого-синтаксический способ
Переход в другую часть речи - неморфологический способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи.
- Больной (какой?) человек ( прилаг.)- проведать ( кого?)- больного ( сущ.).
- Пожертвовать ( чем?) вечером ( сущ.)- встретиться ( как?) вечером ( наречие).
Выполнение заданий
- Учебник Н.Г. Гольцовой.
- 1. Повторить алгоритм выполнения словообразовательного разбора слова (с. 81).
- 2. Письменное выполнение упр. 133 (Л.М.Рыбченкова).
- Домашнее задание: пар. 15, 16 (Г) повт., с. 68-71 (Р) повт., упр. 134 (задания 1,2,3 не выполняем).