СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика и словообразование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Морфемика и словообразование". 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование.»

Шестнадцатое декабря  Классная работа  Морфемика и словообразование

Шестнадцатое декабря Классная работа Морфемика и словообразование

Обобщение изученного Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова. Морфема – наименьшая, далее неделимая, значимая часть слова. Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.

Обобщение изученного

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.

Морфема – наименьшая, далее неделимая, значимая часть слова.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов и законы образования слов.

Обобщение изученного Модуль 1. Морфемика.

Обобщение изученного

Модуль 1.

Морфемика.

Обобщение изученного Корень – общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения. К корню могут присоединяться другие морфемы, которые конкретизируют значение слова. В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных: соб и рать – соб е ру, гро з ить – гро ж у.

Обобщение изученного

Корень – общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.

К корню могут присоединяться другие морфемы, которые конкретизируют значение слова.

В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных: соб и рать – соб е ру, гро з ить – гро ж у.

Аффиксальные морфемы Постфикс – сь (-ся) Приставка (префикс) Соед.гласн. О, Е (интерфиксы) Окончания (флексия) Суффик с Аффиксы      Словообразующие Употребляются для образования новых слов. Например : Учитель – учитель ниц а. Солдат – солдат ск ий. Формообразующие Не меняют лексического значения слова, а используются для образования его грамматических форм. Эти аффиксы имеют только  грамматическое значение. Например: стол□ (им.п.,ед.ч.) – стол а (род.п., ед.ч).

Аффиксальные морфемы

Постфикс

сь (-ся)

Приставка (префикс)

Соед.гласн. О, Е (интерфиксы)

Окончания (флексия)

Суффик с

Аффиксы

Словообразующие

  • Употребляются для образования новых слов.
  • Например :
  • Учитель – учитель ниц а.
  • Солдат – солдат ск ий.

Формообразующие

  • Не меняют лексического значения слова, а используются для образования его грамматических форм.
  • Эти аффиксы имеют только грамматическое значение.
  • Например: стол□ (им.п.,ед.ч.) – стол а (род.п., ед.ч).
Формообразующие аффиксы 1. ФЛЕКСИИ  служат для образования форм слова. 2. Формообразующие СУФФИКСЫ . I. У глаголов : А) суффиксы неопред. формы глагола: -ть, -ти, -чь . Б) суффикс прош. времени: -л- . В) суффикс формы повелит. наклонения: -и (бер и , нес и ), ø (брось). II. У прилагательных : А) суф. сравнительной степени: -ее (-ей), -ше, -е. Б) суффиксы превосходн. степени: -ейш-, -айш-. III. У наречий : суф. сравнит. степени –ее, -е, -ей (высоко-выш е )

Формообразующие аффиксы

  • 1. ФЛЕКСИИ служат для образования форм слова.
  • 2. Формообразующие СУФФИКСЫ .
  • I. У глаголов :
  • А) суффиксы неопред. формы глагола: -ть, -ти, -чь .
  • Б) суффикс прош. времени: -л- .
  • В) суффикс формы повелит. наклонения: (бер и , нес и ), ø (брось).
  • II. У прилагательных :
  • А) суф. сравнительной степени: -ее (-ей), -ше, -е.
  • Б) суффиксы превосходн. степени: -ейш-, -айш-.
  • III. У наречий : суф. сравнит. степени –ее, -е, -ей (высоко-выш е )
Формообразующие аффиксы IV. У причастий и деепричастий : - суф. действительных причастий наст. врем.: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- ; - суф. действительных причастий прош. врем.: -вш-, -ш- ; - суф. страдательных причастий наст. врем.: -ом-/-ем-, -им- ; - суф. страдательных причастий прош. врем.: -енн-, -нн-, -т- ; - суф. деепричастий несов. вида: -а, -я ; - суф. деепричастий сов. вида: -в, -ши, -вши . 3. Формообразующими ПРИСТАВКАМИ  являются приставки  по - и  наи - , факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а  по - , также и наречия ( по-выше ,  наи-высочайший ). 4. Формообразующими  ПОСТФИКСАМИ  принято считать морфему - ся  со значением страдательного залога, которая выделяется как в не изучаемых с этой точки зрения в школьной грамматике спрягаемых глагольных формах ( дом строит-ся   рабочими ), так и в изучаемых причастных ( строящий-ся рабочими дом ), и морфему -те в формах 1-го л. мн. ч. ( пойдем-те ).

Формообразующие аффиксы

IV. У причастий и деепричастий :

  • - суф. действительных причастий наст. врем.: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- ;
  • - суф. действительных причастий прош. врем.: -вш-, -ш- ;
  • - суф. страдательных причастий наст. врем.: -ом-/-ем-, -им- ;
  • - суф. страдательных причастий прош. врем.: -енн-, -нн-, -т- ;
  • - суф. деепричастий несов. вида: -а, -я ;
  • - суф. деепричастий сов. вида: -в, -ши, -вши .
  • 3. Формообразующими ПРИСТАВКАМИ являются приставки  по - и  наи - , факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а  по - , также и наречия ( по-выше наи-высочайший ).
  • 4. Формообразующими ПОСТФИКСАМИ принято считать морфему - ся  со значением страдательного залога, которая выделяется как в не изучаемых с этой точки зрения в школьной грамматике спрягаемых глагольных формах ( дом строит-ся   рабочими ), так и в изучаемых причастных ( строящий-ся рабочими дом ), и морфему -те в формах 1-го л. мн. ч. ( пойдем-те ).
Морфемы ПРЕФИКС – значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед другой приставкой) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова. СУФФИКС - значимая часть слова, стоящая после корня (или другого суффикса) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова. ИНТЕРФ И КСЫ  – словообразующие аффиксы, выполняющие в слове функцию соединительных элементов (соединительные гласные о, е ). ФЛЕКСИЯ  – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, т.к. выражает грамматическое значение. ПОСТФИКС  – аффиксальная морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс): картина рисует ся (форма страдательного залога глагола)  –  рисовать ся («вести себя жеманно» - образовано новое слово).

Морфемы

  • ПРЕФИКС – значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед другой приставкой) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
  • СУФФИКС - значимая часть слова, стоящая после корня (или другого суффикса) и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
  • ИНТЕРФ И КСЫ – словообразующие аффиксы, выполняющие в слове функцию соединительных элементов (соединительные гласные о, е ).
  • ФЛЕКСИЯ – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, т.к. выражает грамматическое значение.
  • ПОСТФИКС – аффиксальная морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс): картина рисует ся (форма страдательного залога глагола) – рисовать ся («вести себя жеманно» - образовано новое слово).
Основа слова Основой называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса. Например: студентк- а , прекрасн- ый , забежа- л . Делится на производную и непроизводную . Непроизводная  (нечленимая) основа состоит только из корневой морфемы, производная (членимая) включает, помимо, корня, приставки и суффиксы. Например: Вод- а , где  вод-  - непроизводная основа; подводн- ый , где подводн- - производная основа. Основа, от которой образовано слово, называется производящей . Простые основы содержат в своём составе один корень ( дом ишко, кресл о). Сложные основы включают два и более корней ( мусор -о- про вод , газ -о- нефт -е-про вод ).

Основа слова

  • Основой называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса. Например: студентк- а , прекрасн- ый , забежа- л .
  • Делится на производную и непроизводную .
  • Непроизводная (нечленимая) основа состоит только из корневой морфемы, производная (членимая) включает, помимо, корня, приставки и суффиксы. Например:
  • Вод- а , где вод- - непроизводная основа;
  • подводн- ый , где подводн- - производная основа.
  • Основа, от которой образовано слово, называется производящей .
  • Простые основы содержат в своём составе один корень ( дом ишко, кресл о).
  • Сложные основы включают два и более корней ( мусор -о- про вод , газ -о- нефт -е-про вод ).
Выполнение заданий Учебник Н.Г. Гольцовой. 1. Повторить алгоритм выполнения морфемного разбора слова (с. 72). 2. Устное выполнение упр. 71. 3. Письменное выполнение упр. 72, 73 (по заданию), упр. 132 (Л.М. Рыбченкова).

Выполнение заданий

  • Учебник Н.Г. Гольцовой.
  • 1. Повторить алгоритм выполнения морфемного разбора слова (с. 72).
  • 2. Устное выполнение упр. 71.
  • 3. Письменное выполнение упр. 72, 73 (по заданию), упр. 132 (Л.М. Рыбченкова).
Обобщение изученного Модуль 2. Словообразование.

Обобщение изученного

Модуль 2.

Словообразование.

Морфологические способы образования Образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или в производящему слову. Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову.

Морфологические способы образования

Образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или в производящему слову.

Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову.

Приставочный способ образования Приставочный способ словообразования - образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи, при том производящее и производное слово всегда относятся к одной и той же части речи. Например , брать - со брать, выполнить- недо выполнить. Город - при город, группа - под группа. Народный - анти народный, доказательный - без доказательный. Ныне - по ныне, вчера - поза вчера. Необходимо помнить: Приставочный способ наиболее активно используется в словообразовании глаголов. Приставка присоединяется ко всему слову в целом: ходить - при ходить, у ходить; исторический - до исторический.

Приставочный способ образования

Приставочный способ словообразования - образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи, при том производящее и производное слово всегда относятся к одной и той же части речи.

Например , брать - со брать, выполнить- недо выполнить. Город - при город, группа - под группа. Народный - анти народный, доказательный - без доказательный. Ныне - по ныне, вчера - поза вчера.

Необходимо помнить:

  • Приставочный способ наиболее активно используется в словообразовании глаголов.
  • Приставка присоединяется ко всему слову в целом: ходить - при ходить, у ходить; исторический - до исторический.
Суффиксальный способ образования Суффиксальный способ словообразования - образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Строить – строи тель - стро ени е. Легкий - легк ость , белый- бел изн а. Болото - болот н ый, болот ист ый. Уверенный - уверенн о , блестящий - блестящ е , дружеский—дружеск и . Нужно знать : Суффиксы используются в большинстве случаев для образования сущ., прил. Причастия и деепричастия как особые формы глагола являются производными и образуются только суффиксальным способом: доиграть- доигра вш ий, доигра в . При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи: мир - мир и ть; мир н ый.

Суффиксальный способ образования

Суффиксальный способ словообразования - образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова всех самостоятельных частей речи.

  • Строить – строи тель - стро ени е.
  • Легкий - легк ость , белый- бел изн а.
  • Болото - болот н ый, болот ист ый.
  • Уверенный - уверенн о , блестящий - блестящ е , дружеский—дружеск и .

Нужно знать :

  • Суффиксы используются в большинстве случаев для образования сущ., прил.
  • Причастия и деепричастия как особые формы глагола являются производными и образуются только суффиксальным способом: доиграть- доигра вш ий, доигра в .
  • При помощи разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи: мир - мир и ть; мир н ый.
Приставочно-суффиксальный способ образования Приставочно – суффиксальный - способ словообразования - образование слов присоединением суффиксов к производящей основе одновременно приставки и суффикса. Наиболее характерен для таких частей речи, как наречие, имя существительные, имя прилагательное, глагол. Новый - по - нов ом у, первый - во - перв ых , в первы е . Служить - со служ ивец , нос - пере нос иц а. Избежать – не избеж н ый , за городом - за город н ый. Купить - по куп а ть, стрелять - вы стрел и ть.

Приставочно-суффиксальный способ образования

Приставочно – суффиксальный - способ словообразования - образование слов присоединением суффиксов к производящей основе одновременно приставки и суффикса. Наиболее характерен для таких частей речи, как наречие, имя существительные, имя прилагательное, глагол.

  • Новый - по - нов ом у, первый - во - перв ых , в первы е .
  • Служить - со служ ивец , нос - пере нос иц а.
  • Избежать – не избеж н ый , за городом - за город н ый.
  • Купить - по куп а ть, стрелять - вы стрел и ть.

Бессуфиксный способ образования Бессуфиксный способ - образование существительных от глаголов и прилагательных при помощи нулевого суффикса: перенос ить - перенос, обрыв ать - обрыв, черн ый - чернь.

Бессуфиксный способ образования

Бессуфиксный способ - образование существительных от глаголов и прилагательных при помощи нулевого суффикса: перенос ить - перенос, обрыв ать - обрыв, черн ый - чернь.

Сложение Сложение – образование слов соединением двух и более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: А ) Сложение слов : диван- кровать, летчик – космонавт. Б ) Сложение основ с помощью соединительных гласных (интерфиксов)- летопись, нефтепровод. В ) Сложение сокращенных слов, в результате получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Этот способ характерен только для сущ. Наиболее частые случаи - это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия ( универмаг, теракт ) и сложение начальной части слова с целым словом ( стенгазета, главврач, пол- арбуза ).

Сложение

Сложение – образование слов соединением двух и более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:

А ) Сложение слов : диван- кровать, летчик – космонавт.

Б ) Сложение основ с помощью соединительных гласных (интерфиксов)- летопись, нефтепровод.

В ) Сложение сокращенных слов, в результате получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Этот способ характерен только для сущ. Наиболее частые случаи - это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия ( универмаг, теракт ) и сложение начальной части слова с целым словом ( стенгазета, главврач, пол- арбуза ).

Неморфологические способы образования Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например, прапорщик (знаменосец) – прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).

Неморфологические способы образования

Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например, прапорщик (знаменосец) – прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).

Неморфологические способы образования Лексико-синтаксический способ – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов. Например, высококачественный – высоко+качественный; тотчас – тот+час.

Неморфологические способы образования

Лексико-синтаксический способ – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов.

Например,

высококачественный – высоко+качественный;

тотчас – тот+час.

Морфолого-синтаксический способ Переход в другую часть речи - неморфологический способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Больной (какой?) человек ( прилаг.)- проведать ( кого?)- больного ( сущ.). Пожертвовать ( чем?) вечером ( сущ.)- встретиться ( как?) вечером ( наречие).

Морфолого-синтаксический способ

Переход в другую часть речи - неморфологический способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи.

  • Больной (какой?) человек ( прилаг.)- проведать ( кого?)- больного ( сущ.).
  • Пожертвовать ( чем?) вечером ( сущ.)- встретиться ( как?) вечером ( наречие).
Выполнение заданий Учебник Н.Г. Гольцовой. 1. Повторить алгоритм выполнения словообразовательного разбора слова (с. 81). 2. Письменное выполнение упр. 133 (Л.М.Рыбченкова). Домашнее задание: пар. 15, 16 (Г) повт., с. 68-71 (Р) повт., упр. 134 (задания 1,2,3 не выполняем).

Выполнение заданий

  • Учебник Н.Г. Гольцовой.
  • 1. Повторить алгоритм выполнения словообразовательного разбора слова (с. 81).
  • 2. Письменное выполнение упр. 133 (Л.М.Рыбченкова).
  • Домашнее задание: пар. 15, 16 (Г) повт., с. 68-71 (Р) повт., упр. 134 (задания 1,2,3 не выполняем).