СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика и словообразование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательные: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании.

Развивающие: развивать память, мышление, орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора.

Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову, привить интерес к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование.»

Технологическая карта урока русского языка


Класс: 6 «б».

Дата: 14.10.2016.

Тема: Морфемика и словообразование.

Тип урока: освоения новых знаний.

Цель урока: изучение морфемики как раздела лингвистики, учиться определять роль морфем в словообразовании.

Задачи урока:

Образовательные: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании.

Развивающие: развивать память, мышление, орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора.

Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову, привить интерес к русскому языку.

Литература: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. редактор Н.М. Шанский. – М., 2016.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Усвоение новых знаний.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Рефлексия.

  6. Информация о домашнем задании.

  7. Выставление оценок за урок.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята, садитесь!

Приветствуют учителя, стоя у парт. Проверяют свою готовность к уроку.


Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Личностные:

-положительное отношение к учению;

Познавательные: осознавать познавательную задачу


  1. Актуализация знаний.


- Запишите сегодняшнее число – четырнадцатое октября. Классная работа.

- Обратите внимание на доску. Что вы видите? (Изображение морфем: корень, суффикс, приставка, окончание)

- Как одним словом мы можем назвать эти части слова? (Морфемы)

- Как называется раздел языкознания, который изучает морфемы? (Морфемика)

- Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Морфемика)

- Запишите тему урока: Морфемика.

Выполняют задания учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради.

Регулятивные:

-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других.


  1. Усвоение новых знаний.


 - Давайте вспомним, что такое окончание (основа, корень, суффикс, приставка).

Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Основа – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.


Делают записи в тетради, выполняют задания, отвечают на вопросы.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;

личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?).

Регулятивные:

-осуществлять проверку; самооценку;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предметные:

- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.

  1. Закрепление изученного материала.

- Обратимся к учебнику. Стр. 89, упр. 157. Вам нужно сгруппировать слова по двум признакам: 1. Однокоренные слова; 2. Формы одного и того же слова. И ответить на вопрос: какие существительные с суффиксами обозначают людей, а какие – предметы?

Однокоренные формы слова

Мебель мебель

Мебельный мебели

Мебельщик подмету

Паркет подметет

Паркетный мести

Шкаф паркетный

Шкафчик паркетного

Натирает шкафчик

Натирка шкафчика

Окно натирает

Подоконник натирал

Уборка окно

Убирала окна

Уборщица убирала

убирает



- Мы разделили слова на две группы: однокоренные слова и формы слов. Какой мы можем сделать вывод после выполнения данного упражнения?

(Существует два вида морфем: одни служат для образования слов, другие – для образования форм слов)


Физкультминутка


Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



- Упражнение 158. В данном упражнении нужно расположить слова столбиком однокоренные слова. Обозначить в них значимые части слов, поставить ударение.

Пол-ов-ик_, пол_, под-пол_, Стен-н-ой, на-стен-н-ый,стен-а. Вод-о-провод_, вод-о-пой_, вод-а, за-водь_. Стекл-ышк-о, за-стекл-и-ть, стекл-о, стекл-о-тар-а.

- Какой мы можем сделать вывод после выполнения данного упражнения?

(Значимые части слова – это морфемы, они служат для образования новых слов и несут в себе лексическое значение слова)

- Упражнение 159. Нужно выписать группами однокоренные слова, выделить корни. Подчеркнуть в корнях чередующиеся гласные и согласные.

- Какой вывод мы сделаем после выполнения упражнения?

(Корень – главная значимая морфема, он несет в себе лексическое значение)


Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;


  1. Рефлексия.


- Давайте повторим. Чем мы сегодня занимались на уроке? (Повторяли морфемы)

- Давайте вспомним, что такое окончание (основа, корень, суффикс, приставка).

(Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. Основа – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов. Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов)

- Поднимите руки те, кто хорошо понял тему урока и справился со всеми упражнениями.

- Теперь те, у кого возникли некоторые затруднения в работе.

- У кого совсем ничего не получилось.


Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.


  1. Информация о домашнем задании.

- Дома вы должны будете сделать упражнение 161. Вам нужно будет составить словосочетания из предложенных вам слов: прилагательных и существительных.

& 31. Выучить определение морфем.



  1. Выставление оценок за урок.

- Всем, кто отвечал на уроке поставлю оценки.