СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемный и словообразовательный разбор слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфемный и словообразовательный разбор слов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет русский зык

Урок № ________

Тема урока: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Тип урока: Урок рефлексии

Цели: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.


«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра…»

В. Песков.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня на уроке я желаю всем успехов!

  1. Формулирование темы и целей урока

- Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

- Давайте вспомним, как этот раздел называется. Словообразование и морфемика.

- На прошлом уроке мы закончили изучать этот раздел. Значит, чем мы сегодня будем заниматься? Повторять изученное по теме «Морфемика и словообразование.

- Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

- Подумайте и сформулируйте цели урока.

Обобщить и углубить полученные знания по теме «Морфемика и словообразование». Повторить орфограммы, связанные с этим разделом.

  1. Работа с эпиграфом.

- Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

- Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка и один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

- Ребята, а что же такое морфема? Это значимые части слова.

- Какие морфемы вы знаете?

- Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете морфемы, приведем теоретический диктант. Я читаю определение морфем, а вам нужно записать только их название.

1. Изменяемая часть слова. окончание

2. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. суффикс

3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. корень

4. Часть слова без окончания. основа

5. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. приставка

- Проверка.

- Молодцы. С теоретическим заданием вы справились. Посмотрим, как вы справитесь с практическим заданием.

Перед вами на партах лежат карточки - приложение № 1, ответьте на вопросы в карточках.

1 Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

2 Какое окончание в слове “увлекательный”?

3 Какой корень в слове “прыгнешь”?

4 Какое окончание в слове “уснул”?

5 Какой суффикс в слове “глотка”?

6 Какой корень в слове “выбрать”?

7 Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?

8 Какой корень в слове “учитель”?


- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

– Поднимите руку, кто написал на 5, 4, 3

- Сложные были задания? .

- Напомните еще раз для чего служат такие морфемы, как суффикс и приставка? Для образования новых слов.

6. Способы образования слов.

Морфемы повторили, теперь давайте вспомним все изученные способы образования слов.

— Какие вы знаете способы образования слов? Приведите примеры.

1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

- Молодцы, теорию повторили. Приступаем к практике. Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются.

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

1)Читательский

2)Опилки

3)Пододеяльник

4)Переход

5)Самоварный

6)генерал-майор

7)Лесоруб

8)Пришкольный

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.


Проверка. Ученики читают вопросы и ответы.

Оцените свою работу. Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3.

Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо. Что ж посмотрим, что будет дальше.

Физминутка

7. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

1) Корни с чередованием гласной.

- Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

- Когда пишется корень -кос-, -кас-?

- Когда пишется корень -гар-, -гор-?

- Когда пишется корень –зар-, -зор-?

Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

- С теорией мы справились, приступаем к практике.

Задание: Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.

1. В ночном небе бл..стят далекие, недостижимые звезды.

2. Остров Мадагаскар распол..жен в Индийском океане..

3. В окошке соседнего дома заг..релся свет.

4. Мама приучает детей по утрам заст..лать кровать.

5. Детей из школы заб..рает бабушка.

6. В нашем городе очень много отр..слей промышленности..

7.Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.

- Проверяем по цепочке, выставляем оценки.

- Нужно ли при выполнении этого задания уметь определять морфемы? Почему?

В целях повторения запишем 1 предложение и выполним его синтаксический разбор. К доске пойдет… (если будет время)

- Являются ли однокоренными словами слова гореть и нагорный? А косить и коснуться? Почему? Какой раздел нам в этом поможет? Лексика.

2) Гласные в приставках пре- и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

- Итак, с теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

- Проверка с объяснением.

- Молодцы! Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет

- Что не повторили еще? Правописание Ы- И после приставок

3) Буквенный диктант

1)Предыстория, 2)сверхизысканный, 3) розыгрыш, 4)предыдущий, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюльский.

Проверка. Один человек у доски.

4) Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах?

Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.

  1. Специалист по разведению садов. садовод

  2. Локомотив с паровым двигателем. паровоз

  3. Канал для выхода дыма из трубы. дымоход

  4. Лес, поваленный бурей. Бурелом

  5. Отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на производстве мяса птицы и яиц. Птицефабрика

8. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

— морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

— Какой можно сделать вывод? Что такое словообразование? Нужно ли нам знать способы образования слов? Для чего?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

- Оценки за урок сегодня получают… и объясняю.

Домашнее задание: повторить материал (если это необходимо), выполнить упражнение 238.



























1Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________


2Какое окончание в слове “увлекательный”?


3Какой корень в слове “прыгнешь”?


4Какое окончание в слове “уснул”?


5Какой суффикс в слове “глотка”?


6Какой корень в слове “выбрать”?


7Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?






1Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________


2Какое окончание в слове “увлекательный”?


3Какой корень в слове “прыгнешь”?


4Какое окончание в слове “уснул”?


5Какой суффикс в слове “глотка”?


6Какой корень в слове “выбрать”?


7Какой (ие) суффиксы в слове «замечталась» ?







4