5 класс. Русский язык . Урок №49. Урок « Морфемный разбор слова»
Цель урока: Закрепить понятие о порядке морфемного разбора; развивать навыки устного и письменного морфемного разбора ; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Тип урока : Комбинированный урок
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Задачи: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем, отработать устный разбор слов, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между морфемикой и орфографией; проводить морфемный анализ слова, морфемный разбор; применять полученные знания и умения на практике.
I. Организационый момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация знаний. Целеполагание.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы его начнем с небольшой разминки.
Зима укутала деревья в шубы, развесила на заборах снежные ковры.
- фонетический разбор слова зима.
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
- Еще раз посмотрите на слово ЗИМА. Давайте разберем это слово по составу, то есть выделим приставку, корень, суффикс, окончание, если таковые здесь есть.
( ЗИМ А )
Совершенно верно. Вот именно об этом мы и будем сегодня говорить.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.
И целью урока является: научиться правильно делать морфемный разбор слов.
Ребята, давайте подумаем: А какая наука изучает состав (строение) слова? (Морфемика).
А для того, чтобы вспомнить основные теоретические моменты данной темы, мы повторим основные понятия. Я буду называть вам лексическое значение, а вам нужно узнать морфему и дать ей определение.
Наименьшая значимая часть слова. (морфема)
Главная значимая часть слова. (корень)
Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. (приставка)
Слова, имеющие один корень, называются … (однокоренными или родственными)
Морфема, стоящая после корня и служащая для образования слов(суффикс)
Часть слова без окончания. (основа)
- Что такое морфема?
-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
- С помощью каких морфем образуются новые слова? Приведите примеры.
- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? Приведите примеры.
III. Работа по теме урока.
Давайте еще раз повторим. Без чего не может существовать слово? (без корня). Что мы еще выделяем при разборе слова по составу (приставку, суффикс, окончание, основу).
Главное – запомните, что разбор слова по составу называется морфемным разбором.
Правильную последовательность морфемного разбора вы мне сами скажите, прочитав её в параграфе учебника. П.81 стр. 27. Давайте его прочитаем, выделим последовательность.
Запомните эту последовательность!
Формирование умений и навыков
А теперь закрепим нашу тему:
Морфемный разбор слов: беззаботный, подбежать, садик, игрушка
Задание на смекалку:
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | |
налетели | ученик | куст | молчит | |
коньки | мудрец | старость | домик | |
Проверка.
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОНЧАНИЕ | СЛОВО |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
Физкультминутка
- Разберите по составу слова устно: трактористы, привозим, вносишь, сварщик, синеватая (даль), парашютистка, и письменно : (в) сарафанчике,уходит, щерстяным (шарфом) , тихая, безлунная (ночь). К какой части речи относятся данные слова.
Образец рассуждения:
Сварщик - сварщика. В слове нулевое окончание. Основа – сварщик – указывает , что имя существительное стоит в Им.п. ед.ч. Суффикс –чик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка с-. Она имеет значение сближения, соединения, скрепления чего-либо.
Сварщик –варить , сварка, сваривать. Корень –вар -.
Комментарий
Детям необходимо напомнить, что корень в слове определяем в последнюю очередь. После выделения основы определяем суффикс и приставку, подбираем однокоренные слова с другими суффиксами и приставками, чтобы яснее выделить корень.
Работа в парах
Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.
Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.
V. Закрепление изученного материала.
Запишите любое существительное, прилагательное, глагол и произведите их морфемный разбор.( Самостоятельное выполнение с последующей проверкой).
Занимательная лингвистика.
а) от глагола ОБГОВОРИТЬ –приставку, от ДУМАТЬ – корень, от глагола ЧИТАТЬ – суффикс , от глагола ПЕТЬ –окончание.
(ОБДУМАТЬ)
б) от прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ –приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ –корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ- суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА –окончание.
( предполагала)
Рефлексия.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Расскажите о порядке морфемного разбора слова.
2. Какие части слов могут иметь разный звуковой состав?
4.Приведите примеры чередований при образовании слов.
5. Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? Если могут, приведите примеры.
(Звонкие и глухие согласные могут чередоваться: в снегу – снег, бегу-бег)
Домашнее задание
1. Пар.81.
2. 1 группа: Упр. 416 – устный и письменный разбор слов.
3. 2 группа: выполнить карточку в тетради
Укажи части слов |
| | | | |
пёрышко | | пёр | ышк | о |
зернышко | | | | |
загадка | | | | |
повар | | | | |
обед | | | | |
побегут | | | | |
осенний | | | | |
умная | | | | |
снежинка | | | | |