СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфофункциональная характеристика системы органов пищеварения. Процесс пищеварения. Обмен веществ и энергии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Питательные вещества и пищевые продукты. Человек (как и другие млекопитающие) относится к гетеротрофным организмам (от греч. heteros — другой, иной; trophe — питаю), т.е. он не обладает способностью синтезировать из неорганических веществ необходимые для жизнедеятельности органические. Эти органические веще ства должны поступать в организм из внешней среды.

Питание   —   процесс   поступления, переваривания, всасывания и усвоения питательных веществ (нутриентов), необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, его рос­ та, развития, восполнения энерготрат и т.д.   Нутриенты поступают в организм в виде пищи, но для того чтобы питательные вещества перешли во внутреннюю среду, пищевые продукты должны быть подвергнуты предварительной механической и химической обработке.

Пищеварение процесс механической и химической обработки пищи, необходимый для выделения из нее простых компонентов, способных проходить через клеточные мембраны эпителия пищеварительного тракта и всасываться в кровь или лимфу. Следовательно, пищеварение — более узкое понятие, чем питание. Для организма пища играет роль источника: пластических веществ (белков, жиров, углеводов), необходимых для построения структурных компонентов клетки; веществ, способных при расщеплении выделять энергию в виде АТФ; веществ, необходимых для поддержания постоянства внутренней среды; витаминов, биологически активных веществ; клетчатки, которая, в основном не подвергаясь разрушению в пищеварительном тракте, обеспечивает нормальную работу желудочно- кишечного тракта и формирование каловых масс.

К основным питательным веществам относят белки, жиры и углеводы. Пищеварение — начальный этап обмена веществ.

Человек для своего питания может использовать пищу как животного, так и растительного происхождения. В продуктах питания нутриенты содержатся в разных соотношениях. Различают пищу, бога­ тую белками, жирами или углеводами.

Основной источник энергии для организма — углеводы — содержатся в таких продуктах как хлеб, картофель, рис и горох. Сахар на 98 % состоит из сахарозы. Она образуется при соединении углеводов глюкозы и фруктозы. Большинство растительных продуктов содержат преимущественно углеводы. Белками наиболее богаты сыры (до 25 %), мясо (до 20 %), горох, соя. Растительные продукты менее богаты белками, чем продукты животного происхождения. Больше все­ го жиров содержится в растительном (до 98 %) и сливочном (до 87 %) маслах, сале.

Функции пищеварительной системы. Пищеварение происходит в пищеварительной системе, которая выполняет ряд основных функций.

Механическая функция заключается в захвате пищи, ее измельчении, перемешивании, продвижении по пищеварительному тракту и выделении из организма не всосавшихся продуктов.

Секреторная функция состоит в выработке пищеварительными железами секретов — слюны, пищеварительных соков (желудочного, панкреатического, кишечного), желчи. Все они содержат большое количество воды, необходимой для размягчения, разжижения пищи, перевода содержащихся в ней веществ в растворенное состояние. В течение 1 сут все железы пищеварительной системы секретируют около 7 — 8 л соков.

В составе пищеварительных соков имеются особые белки — ферменты (энзимы). К ним относятся: пепсин желудочного сока, трипсин сока поджелудочной железы и др. Ферменты служат биологическими катализаторами. Они связываются с компонентами пищи, расщепляют их до более простых веществ, при этом сами не расходуются в процессе реакции. Мизерные количества энзимов способны расщепить огромное число молекул питательных веществ. Ферменты обладают строгой специфичностью, т. е. каждый энзим участвует в расщеплении определенного питательного вещества. Например, пепсин и трипсин расщепляют только белки, а на углеводы и жиры не действуют. Ферменты активны только в строго определенных условиях среды (оптимальная кислотность, температура и т.д.). Кислотность (pH) характеризует концентрацию ионов водорода в среде: pH нейтральной среды равна 7, кислой — менее 7, щелочной — более 7. В частности, пепсин желудочного сока активен только в кислой среде (pH 1 — 2).

Все пищеварительные ферменты являются гидролазами, так как

катализируют реакции гидролиза. Под ним подразумевается расщепление крупной молекулы вещества на более мелкие с присоединением воды.

Бактерицидная функция обеспечивается содержащимися в пищеварительных соках веществами, способными убивать болезнетворные бактерии, проникшие в желудочно-кишечный тракт (лизоцим слюны, соляная кислота желудочного сока).

Всасывательная функция заключается в проникновении воды, питательных веществ, витаминов, солей через эпителий слизистой оболочки из просвета пищеварительного канала в кровь и лимфу. Этот процесс происходит как в виде простой диффузии, так и за счет активного транспорта.

Диффузия — это движение веществ из растворов с большей концентрацией в растворы с меньшей концентрацией. В данном случае роль раствора с большей концентрацией играет содержимое пищеварительного канала, а раствора с меньшей концентрацией — кровь и лимфа. Для осуществления этого процесса не требуется затраты энергии АТФ.

Активное всасывание — процесс транспорта веществ через клеточные мембраны, происходящий с затратой энергии АТФ. В эпителии кишечника имеются специальные белки-переносчики. Они соединяются в просвете пищеварительного тракта с молекулой пита­ тельного вещества, расщепляют АТФ и, получая энергию, переводят присоединенную молекулу в цитоплазму эпителиальной клетки. В дальнейшем питательное вещество переходит через мембрану клет­ки и попадает в кровь или лимфу.

 

Просмотр содержимого документа
«Морфофункциональная характеристика системы органов пищеварения. Процесс пищеварения. Обмен веществ и энергии.»












Методическая разработка круглого стола

«Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»



































Круглый стол для педагогов

Тема «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»


Цель: психолого – педагогическое сопровождение педагогов ДОО в процессе внедрения ФГОС ДО.

Задачи: развивать профессиональную компетентность, активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики, умение работать в команде.

Рекомендации по проведению: круглый стол проводится в форме диалога, в процессе которого педагоги обсуждают актуальные проблемы развития дошкольного образования, выражают свою профессиональную позицию, вступают в дискуссию друг с другом, аргументировано отстаивают свою точку зрения, корректно возражают оппонентам.

Структура проведения:  обмен мнениями.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Приглашаю вас к разговору на тему изменений, которые происходят в образовании на современном этапе. Предлагаю начать круглый стол с поиска ответов на вопросы «Кто я как воспитатель?» и «Кто такой ребенок?».

Старший воспитатель: закончите фразу «Воспитатель это….» (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: подводя итог вашим высказываниям можно отметить, что «воспитатель» - специалист, на основе имеющейся у него квалификации и опыта, способный развивать растущего ребенка средствами своей развитой личности. Основные признаки воспитателя: результат деятельности (развитие ребенка), средства деятельности (опыт и образование) и главное условие (саморазвитая личность).

Перейдем ко второму вопросу: «Кто такой ребенок?» (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: таким образом, ребенок – активно развивающаяся и растущая личность, способная познавать мир с помощью взрослого.  Главная задача - дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.

Старший воспитатель: отправной точкой перемен в образовании с 2012 года на современном этапе стали нормативные правовые документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении САНПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08. 2013 г;

- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Старший воспитатель: Я думаю, вы согласитесь с мнением, что педагог в первую очередь должен понимать основополагающие принципы стандарта и его базовые положения. До тех пор пока педагог не будет понимать и реализовывать основные принципы и базовые положения стандарта, мы не можем сказать, что стандарт внедрен в практику.

Первый принцип, который разработчики заложили в стандарт - поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства.

Вопрос для обсуждения: как вы понимаете принцип сохранение уникальности и самоценности детства? Как вам удается разнообразить детство? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, тем самым не понимают, что лишают детей настоящего детства, всего того, что происходит «здесь и сейчас». Психолог В.Запорожец выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития. Т.Волосовец, одна из разработчиков ФГОС ДО, утверждает, что «ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после 7 лет. Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень. Сегодня дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период жизни ребенка.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

- создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства;

- развитие ребёнка в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать, решать примеры;

- личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка;

- сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают.


Старший воспитатель: Давид Иосифович Фельдштейн, вице-президент РАО, доктор психологических наук сказал: «Перед нами ребенок 2010 года – младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов …, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал ДРУГИМ!» В связи с этим хочется порассуждать.

Вопрос для обсуждения: Ребенок 21 века: какой он? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: на слайде вы видите значимые изменения современного ребенка и ситуации его развития (по материалам исследования РАО и РАМН).


Старший воспитатель: в октябре 2016 года в подмосковном Красногорье состоялся всероссийский съезд работников дошкольного образования, на котором обсуждались вопросы доступности детских садов, оснащении детсадов, а также о принятом федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию. Там же была обозначена проблема XXI века — низкая познавательная мотивация современных детей, снижение уровня любознательности. Проблема существует, нам, педагогам, прежде чем искать пути и способы повышения любознательности детей, надо сначала попытаться разобраться в чем причины.

Вопрос для обсуждения: каковы причины низкой познавательной активности и снижения уровня любознательности современных детей? Есть ли выход и какой? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: уважаемые коллеги, благодарю за ответы, нам удалось вспомнить основные особенности познавательного развития ребёнка – дошкольника. Итак, мы знаем, что под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Не случайно, познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. Никогда не принесет пользы познавательному развитию любая форма насилия. Практически бесполезно заставлять, ругать, наказывать. Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал взрослый. Лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В качестве важного условия познавательного развития названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.


Старший воспитатель: реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. Особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Вопрос для обсуждения: Что для вас является приоритетным: профессиональный или личностный рост? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: в докладе специалистов всемирного банка о развитии российского образования отмечалось, что главные качества педагога – это мобильность и профессиональная универсальность.

Вопрос: Что означают эти понятия? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: таким образом, универсальность – способность менять способы деятельности в режиме ускорения темпов развития общества, а профессиональная мобильность – это умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способность быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Старший воспитатель: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, надо постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.

Вопрос: Что для вас является мотивом к саморазвитию? Каков вектор вашего профессионального развития в ближайшей перспективе? (высказывания педагогов)

Старший воспитатель: надеюсь, что поиск ответов  на представленные вопросы положительно повлияет на Вашу личность и успешную профессиональную деятельность.

В заключение круглого стола процитирую мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Уважаемые коллеги, творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов!