СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Морфология и орфография"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфология и орфография, порядок морфологического разбора

Просмотр содержимого документа
«"Морфология и орфография"»

21.09.2016Г.

Тема: Морфология и орфография.


Ход урока


1. Орг. момент.


2. Проверка домашнего задания.


(Просклоняйте числительные: 547, 190. Составьте с ними (3-4) словосочетания.)

И.
есть что? пятьсот сорок семь рублей
Р.
нет чего? пятисот сорока семи рублей
Д.
рад чему? пятистам сорока семи рублям
В.
вижу что? пятьсот сорок семь рублей
Т.
оплачу чем? пятьюстами сорока семью рублями
П.
думаю о чём? о пятистах сорока семи рублях

3. Вопросы к классу.


На какие группы делятся части речи?


Перечислите самостоятельные и служебные части речи,

приве­дите примеры междометий.


При выполнении какого вида разбора мы указываем постоян­ные

и непостоянные признаки?


Какие части речи не являются членами предложения?


Назовите изменяемые и неизменяемые самостоятельные части речи.


У каких частей речи нет грамматических признаков?


4. Повторение глагола.


Задание1.


  • Придумайте предложения, в которых глаголы харак­теризуются следующими признаками:


1) Совершенный вид, 1-е спряжение, переходный, изъявительного наклонения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, сказуемое


2) несовершенный вид, 2-е спряжение, переходный, повелительного наклонения, множественного числа, 3-е лица, сказуемое.


Задание 2.


  • Заполните таблицу морфологических признаков гла­гола.




Каких признаков нет у глагола в неопределённой форме?



Глагол

Начальная форма

Постоянные признаки

Непостоянные признаки (если есть)

Смотрю

Возвратила Прочитайте

Принёс бы

Буду писать Уронить

Беречь

Советуем

Кричать



Задание 3.


  • Глаголы, указанные в таблице, разберите по составу


Задание 4.


  • Чем отличаются эти слова (слова записаны на дос­ке), запишите их в тетрадь, выделите окончания, составьте два пред­ложения с любой парой слов.


Вылетите, вылетите; пишете, пишите; посадите, посадите;

вы­сохнете, высохните.


Задание 5. Упр. 33 (устно); упр. 34, 37 (письменно).


  • В это время трое работают по карточкам.

……………………………………………………………………………………………………

Карточка № 1.


  • Спишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.

  • Выделенное слово разберите по составу, составьте и запиши с ним сложное предложение.

Урок 12 (3)

(7 класс)






  • Выполните синтаксический разбор.

  • Составь схему предложения.


Ста.шь, зна..шь, звуч..ть, кле..ть. стелг.шь, вид..м, потерпеть, расстел..шься, слышишь, смотрим, та..шь, опротиветь, ворот..шь, держ..м, гон..шъ, бре..шь.

…………………………………………………………………………………………………….


Карточка №2.


  • Спишите слова, выделите основу, определите спряжение.

  • Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица множественного числа настоящего времени и формы множественного числа повелительного наклонения.


Образец. Стелить I cnp.: вы стелете вы стелите.


Шептать, повязать, писать, видеть, вытрясти, найти, запереть, по­смотреть, ненавидеть, выйти, слышать, выбрать, резать, присесть, шаг­нуть, крикнуть.

………………………………………………………………………………………………….


Карточка №3.


  • Приведите к данным глаголам (если это возможно) видовую пару.

  • Со­ставьте словосочетания со всеми образовавшимися видовыми парами.

  • Обо­значьте главное слова в каждом словосочетании.


Исследовать, недоумевать, сделать, ссыпать, поспорить, жалеть, обу­чить, петь, слагать, предчувствовать, покрыть, сжать, сказать, свернуть, проглотить, лечить, миновать, очнуться, хлынуть.


…………………………………………………………………………………………………..






Урок 12 (3)

(7 класс)




Задание 6.


  • Найдите лишнее слово. (Слова записываются в тетрадь и на доску)


1. Ругается, смотрится, смеркается (смеркается безличный глагол).

2. (Не) читал, (не)здоровится, (не)здоровался (нездоровитсяслитно).

3. Ут..реть, приб..ратъ, зам..рать (утереть — буква в корне).

4. Наде..тъся, скле..тъ. зависать (надеяться — буква -я перед -ть).

5. Ход..те, боремся, стро..шъ (боремся 1 спр.)

6. Сердить, заехать, спеть (сердить несов. вид).

7. Рассчитывал, записывал, приветствовал

(приветствовал — суф­фикс -ова-).

8. Сходили бы, будьте, была бы (будьте повелит, накл.).

9. Висеть, встречать, видеть (висеть неперех. глагол).

………………………………………………………………………………………


5. Выводы по уроку.


Что называется глаголом?


  • Перечислите постоянные и непостоянные глагольные призна­ки.


Какие орфограммы мы сегодня повторили?


………………………………………………………………………………………………










  1. Домашнее задание. § 6, Упр. 38, 39.





Карточка № 1.

  • Спишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.

  • Выделенное слово разберите по составу, составьте и запиши с ним сложное предложение.

  • Выполните синтаксический разбор.

  • Составь схему предложения.


Ста.шь, зна..шь, звуч..ть, кле..ть. стелг.шь, вид..м, потерпеть, расстел..шься, слышишь, смотрим, та..шь, опротиветь, ворот..шь, держ..м, гон..шъ, бре..шь.

…………………………………………………………………………………………………….


Карточка № 2.


  • Спишите слова, выделите основу, определите спряжение.

  • Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица множественного числа настоящего времени и формы множественного числа повелительного наклонения.


Образец. Стелить I cnp.: вы стелете вы стелите.


Шептать, повязать, писать, видеть, вытрясти, найти, запереть, по­смотреть, ненавидеть, выйти, слышать, выбрать, резать, присесть, шаг­нуть, крикнуть.

………………………………………………………………………………………………….


Карточка № 3.


  • Приведите к данным глаголам (если это возможно) видовую пару.

  • Со­ставьте словосочетания со всеми образовавшимися видовыми парами.

  • Обо­значьте главное слова в каждом словосочетании.


Исследовать, недоумевать, сделать, ссыпать, поспорить, жалеть, обу­чить, петь, слагать, предчувствовать, покрыть, сжать, сказать, свернуть, проглотить, лечить, миновать, очнуться, хлынуть.


…………………………………………………………………………………………………..


5