1.Организационно-мотивационный: 8.30-8.36 1.Организационный момент. 2.Минутка чистописания | Настроить на урок и на изучение новой темы. Отрабатывать навыки каллиграфии | Словесный: беседа, рассказ. Словесный: беседа. Практический: прописывание букв. | Ф Ф | Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Ольга Геннадьевна. Присаживайтесь. Улыбкой дверь отворите в пути, Улыбку нельзя держать взаперти. Улыбка цветет, растет на устах. Улыбка прогонит и злобу, и страх. Ребята, давайте подарим улыбку друг другу. В некотором государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе, в большом прекрасном дворце, живет очень важная особа. А кто это – вы легко догадаетесь, узнав ответ на загадку. Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про … Правильно, ребята, это глагол. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на доску. (АМУЛРЕСО). (слайд) Прочитайте запись про себя. На какие группы можно разделить эти буквы? Какая буква лишняя в первой группе? Почему? А во второй группе? Почему? Правильно, молодцы. Сейчас давайте запишем в тетрадях число и классная работа. Сейчас мы будем писать заглавную и строчную букву Сс с буквой а, затем заглавную и строчную букву Сс с буквой б. Ребята, что вы заметили? Правильно, значит, какую букву мы запишем в 3 раз? Правильно. Записывайте до конца строчки по такому же алгоритму. (Не забывайте о правильной посадке при письме) Если написали, то поставьте точку под самой красивой буквой, которая у вас получилась. Старайтесь всегда писать ее также красиво. А сейчас запишите на второй строчке слоги через запятую, первый слог записываем с заглавной буквы: Выпишите из слова классы второй слог; Из слова самолет первый слог; Из слова спасибо второй слог; Из слова солома первый слог. Ребята, что общего у слов, из которых мы выписали слоги? Посмотрите на них. Правильно, они словарные. Какую орфограмму вы видите в первом слове? А в слове самолет? Хорошо, а кто знает орфограмму в слове спасибо? А какая орфограмма в слове солома? Правильно, молодцы. А сейчас запишите эти слова с новой строчки через запятую. Ребята, посмотрите на доску. Что там написано? Кто нам прочитает вслух? А сейчас запишите это предложение с новой строчки, с заглавной буквы и отметьте грамматическую основу, т.е. подлежащее и сказуемое. В конце не забудьте поставить точку. Давайте проверим. Какое слово в предложении является подлежащим? Чем оно выраженно? Хорошо, а какое слово является сказуемым? Чем оно выраженно? Хорошо, молодцы. Ребята, для чего мы провели минутку чистописания? | Приветствуют учителя. Глагол На буквы обозначающие гласные зв.: А, У, Е, О; согласные зв.: М, Л, Р, С. В первой группе Е. Потому что она указывает на мягкость предшествующего согл. звука. Во второй группе буква С, потому что она обозначает глухой звук. 3 буква записывается по алфавиту. В. Записывают: Сса Ссб Ссв Ссг Ссд Ссе и т.д. до конца строчки. Сы. Са. Си. Со. Они словарные. Правописание удвоенной согл. в корне слова. Правописание соединительной гл. о, нужно запомнить, что соединительной гл. а не бывает. Правописание не проверяемой безударной гл. о в корне слова. Правописание не проверяемой безударной гл. о в корне слова. Классы, самолет, спасибо, солома. Предложение. Один ребенок читает вслух: Под ногами шуршит солома. Записывают предложение и подчеркивают грамматическую основу. Слово солома. Сущ. Шуршит. Гл. Для того, чтобы писать аккуратно и правильно. | Личностные УУД: проявлять положительное отношение к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
2.Ориентировочный этап: 8.36- 8.38 1.Создание проблемной ситуации. 2.Определение темы урока. 3.Определение цели и задач урока. | Заинтересовать детей на изучение темы. Определить тему урока совместно с детьми. Поставить цели и задачи урока совместно с детьми. | Словесный: беседа. Практический: работа по карточке. Словесный: беседа. Словесный: беседа. | Фронтальная Ф Ф | – Ребята, что написано на доске? Дерево держится корнями, а человек – друзьями. – Раскройте значение пословицы. О чем она? – Назовите еще пословицы о дружбе – Найдите в пословице, которая написана на доске слово, той части речи, над которой мы работаем на уроках русского языка. – Докажите свое мнение. – Расскажите все, что вы знаете об этом слове. – Хорошо. – А мы знаем уже, как последовательно нам нужно рассказывать о глаголе? – Так, что нам сегодня нужно вывести? – А кто уже догадался, какая будет тема урока? – А для чего нам нужно вывести алгоритм разбора глагола? -Какие задачи мы поставим перед собой? -Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи? | Пословица О дружбе. Друг дороже денег. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга – ищи, нашел – береги. Держится Это – глагол, потому что отвечает на вопрос Что делает? и обозначает действие предмета. И мы работаем над глаголом. Держится – несов. в. II спр., н.в., 3 л, ед.ч. Нет Алгоритм разбора глагола Морфологический разбор глагола. Чтобы делать последовательно морфологический разбор глагола и ничего не забыть. Составить алгоритм морфологического разбора. Работать активно. | Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III.Поисково-исследовательский этап: 1.Обобщение структурных и систематических признаков понятия: а) чтение правила в учебнике; б) анализ книжного определения. | Изучение нового теоретического учебного материала. Анализировать формулировки правил, понятий. | Словесный: беседа. Словесный: беседа. Наглядный | Ф Ф | – Когда мы выполняем морфологический разбор существительного и местоимения, то с чего начинаем? – Итак, 1 шаг – часть речи, т.е. грамматическое значение слова. А дальше? – Какая начальная форма у глагола? – Значит, вторым шагом мы должны выяснить морфологические признаки глагола. - А что умеет делать глагол неопределенной формы – Значит, определить время глагола. Вспомните, как путешествует глагол несовершенного вида во времени? – А как путешествует глагол совершенного вида? - А у глагола, прошедшего времени? – Значит, мы будем определять у глагола настоящего и будущего времени – а в прошедшем времени число и в единственном числе – род. Дальше мы должны выяснить синтаксическую роль глагола в предложении. - Чем является глагол в предложении? Какую роль он выполняет? – Вот мы и построим алгоритм разбора глагола. А теперь, сравним наш алгоритм с алгоритмом из учебника. Откройте учебник на странице 127. Прочитайте, алгоритм. -Мы с вами прочитали, как нужно объяснять устно, а теперь странице 146 найдите памятку 3 «Порядок разбора глагола». Прочитайте. -Чем отличается наш алгоритм, от алгоритма в учебнике? -Теперь мы будем работать по этому алгоритму. | С определения части речи. Начальная форма. Неопределенная форма – слова, которые отвечают на вопросы Что делать?, Что сделать? Изменяться по временам. Бывает в прошедшем, настоящем и будущем времени. В прошедшем и будущем времени. Род и число. Сказуемым, главную. Читают алгоритм. Мы правильно вывели алгоритм. | Познавательные УУД - высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осознавать ценности своего языка. Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы. Коммуникативные УУД: формирование умения вступать в диалог; уметь выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. |
Практический этап: 1.Выполненеи упражнений. 2.Самостоятельное выполнение упражнений. | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков. Применение полученных знаний. | Словесный: рассказ, беседа. Практический: выполнение упражнений. Наглядный: доска, учебник. Словесный: рассказ. Практический: сочиняют рассказ по картине. | Ф И | -На доске записаны глаголы, прочитайте: узнаешь, фантазировать, не машут. Сейчас мы с вами сделаем морфологический разбор глагола по алгоритму. Кто желает поработать у доски с объяснением? Остальные делают в тетради. Ребята, сравните свою работу с доской. У вас также получилось? Замечательная работа, идем дальше. Открываем страницу учебника 128, рассмотрим упражнение 233. Прочитайте текст. Из какого произведения взят этот отрывок? Давайте мы с вами из текст выпишем глаголы, вставляя пропущенные буквы и указывая время глаголов. Кто желает поработать у доски с объяснением? Ребята, вы согласны доской? Рассмотрите рисунок. Что изображено? Сейчас я вам предлагаю составить небольшой рассказ по данному рисунку, 6-7 предложений. Как мы можем озаглавить рассказ? Послушайте, какой у меня получился рассказ. На рисунке показан разлив реки весной. Половодье опасно не только для людей, но и для животных. Так, зайцы сказались застигнуты врасплох. Они успели забраться на дерево, и теперь плыли на широкой реке. К счастью, их заметил дедушка. Он посадил зайцев к себе в лодку, чтобы доставать на спасательный берег. Сочиняем и записываем рассказ. Если вы записали, то в своих сочинениях обозначьте глаголы. Кто желает прочитать? Потрясающие работы, молодцы, ребята. | Один ученик работает у доски с объяснением. узнаешь – гл., н.ф.,– узнать, сов. в., 1 спр., б. в., 2 л., ед. ч., сказуемое. не машут – гл., н.ф.,– не махать, несов., в., 1 спр., н. в., 3 л., мн. ч., сказуемое. фантазировать – гл., н.ф.,– фантазировать, несов., в., 1 спр., сказуемое. Даа Читают текст. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Один ученик работает у доски. Пропал (пр.вр), потопите (буд.вр), завидели (пр.вр), спаслось (пр.вр), встают (н.вр), качают (н.вр), грести(н.вр) , дают (н.вр). Даа Дедушка спасает зайцев. Спасатель. Сочиняют рассказ. 2-3 ученика читают рассказ. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: Умеют характеризовать глагол как часть речи; умеют делать разбор глагола как часть речи. Личностные УУД: воспитание любви и интереса к предмету русский язык; проявляют положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу. Познавательные УУД: осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её. |
4.Рефлексивно-оценочный этап: 9.10-9.15 1.Итог урока по изученной теме. 2.Рефлексия деятельности учащихся. 3.Домашнее задание. 4.Итог работы класса. | Закрепить полученные на уроке умения. Оценить свои достижения. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. Оценить достижения класса. | Словесный: беседа Наглядный: лесенка Словесный: беседа. Словесный: рассказ. Наглядный: доска. Словесный: рассказ. | Ф Ф Ф Ф | Наш урок подходит к концу. Достиг ли мы поставленных задач? Расскажите алгоритм морфологического разбора глагола. У вас на столах лежат лестницы успеха. Отметьте на ступеньки лестницы свой результат успеха. Если вы достигли цели урока и всё поняли, ставите значок на самой высокой ступеньке. Если вы не всё поняли и у вас не всё получалось, ставите значок на середине ступени. Если у вас не получалось выполнять задания, ставите значок на самой низкой ступеньке. Кто нарисовал значок на самой высокой ступени? Обоснуй выбор. Кто нарисовал значок на средней ступени? Обоснуй выбор. Кто нарисовал значок на низкой ступени? Обоснуй выбор. Запишем домашнее задание: страницу 128. Упражнение 234, и разобрать 3 глагола. Спасибо за работы. Вы очень хорошо и активно работали на уроке. Урок окончен, встали все. Идите на перемену. | Да Ответы детей. Выполняют рефлексию. У меня получилось выполнять все задания. Записывают домашнее задание в дневниках. | Регулятивные УУД: анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |