СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор причастия»

Тема: Морфологический разбор причастия. 7 класс 8.11.2021

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас, ребята, присутствуют гости. Давайте успокоимся, не волнуйтесь. Тема нашего урока «Морфологический разбор причастия».

II . Сообщение темы и цели урока. ( Чтение наизусть строк:)

-Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков).

- О какой части речи эта загадка? ( О причастии).

-Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны познакомиться со схемой морфологического разбора причастия. Давайте запишем число, классная работа и тему урока в тетради.

III. Минутки чистописания. Кованый, солнце, грипп.

IV. Актуализация знаний учащихся.

1. Словарный диктант по теме «Причастие». (Один ученик пишет на доске, остальные в тетради, объясняем орфограмму в каждом слове, находим причастие, выделяем суффиксы причастия)

(Прибывший, увядший, гирлянда, паром, акваланг, калитка, аквариум, береста, силуэт, претензия, читаемый, приведённый, морозный, жёваный, кованый.)

-Найдите причастия, с помощью каких суффиксов они образованы?

2. Объяснение значения новых слов.

Акваланг- устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот. ( Аквалангист - спортсмен, использующий акваланг для подводного плавания.

Аквариум- искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Силуэт- очертание предмета, подобное его тени.

Претензия- жалоба, выражение неудовольствия

Береста- наружная часть коры березы. Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д.

-Ребята, давайте вспомним какая часть речи называется причастием?

-Что такое причастный оборот?

-На какие группы делятся причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?

-С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?

-Что такое причастный оборот?

3. Задание: повторить правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. ( Один ученик пишет на листочке, пока остальные работают в тетради).

Цель работы: проверка степени усвоения умения писать н или нн в прилагательных и причастиях.

Поляна освеще…а моче..ое яблоко

Фигуры изображе..ы завершё..ый рассказ

Рассея…ый мальчик краше…ые стены

Книга прочита…а лома…ые прутья

Исправле…ая работа получе…ое задание

Кожа…ый портфель дорога дли…а

Трава посея…а здание построе…о

4. Задание: повторить о причастном обороте, провести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено причастным оборотом.)

5. Задание: Прочитайте, расставляя знаки препинания. Определите действительное или страдательное причастие.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с новой темой. (Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней, воспитательный момент)

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Закончилось веселое лето, и сентябрь стал полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках.

(Стр. 46.) Морфологический разбор причастия.

План разбора причастия

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:

1 разряд причастия (действительное, страдательное);

2 признаки глагола: вид, возвратность, время;

3 признаки прилагательного:

а только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Наступает золотая осень , приносящая дожди.

Приносящая (осень)- причастие.

I. Осень (какая?) - приносящая, нач. ф.- приносящий.

II. Пост. признаки: действит., наст. вр., несов. в., невозвр.;

Непост. признаки: ед. ч., им. п., ж. р.

III. Осень (какая?)- приносящая, определение.

2.Закрепление. (Под диктовку записываем предложение, один ученик работает у доски).

Упражнение 131. (Прочитать, выписать причастие с зависимым словом, сделать морфологический разбор причастия)Надвигающей грозы…

V.Домашнее задание. (упр. 93) выучить порядок морфологического разбора причастия.

На пожелтевшей траве лежат опавшие листья. (Разбор пожелтевшей, опавшие…)

VI.Итоги урока.

VII. Оценивание.