ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ
МЕСТОИМЕНИЯ
Разряды местоимений | Примеры |
Личные | я, мы, ты, вы, он, она, оно, они |
Притяжательные | мой, наш, твой, ваш, свой, его, её, их Слово «его» может быть личным местоимением (увидел его) и притяжательным местоимением (его суть). |
Возвратное | себя |
Вопросительные | кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? |
Относительные | кто, что, какой, чей, сколько, каков, который |
Отрицательные | никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Неопределённые | некто, нечто, несколько, некоторый, кое-кто, что-то, какой-нибудь, чей-либо (и др. местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь) |
Указательные | этот, тот, такой, таков, сей, столько |
Определительные | весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
НАРЕЧИЯ
Разряды наречий (местоименных наречий) | Примеры |
Наречия места – где? | где, там, тут, здесь |
Наречия времени – когда? | когда, тогда, всегда |
Наречия образа действия – как? | как, так |
Наречия, указывающие на порядок мыслей – что за чем следует? | прежде всего, потом, затем, незачем |
Наречия, указывающие на причинно-следственные связи – почему? что в результате? | почему, поэтому, потому, оттого, отчего |
Обратите внимание!
Наречия «где», «когда», «как», «почему» и «отчего» могут выступать в роли союзных слов, то есть могут соединять части сложноподчинённого предложения.
Сложные предложения, в которых слова «поэтому», «потому» и «оттого» выступают в качестве связующих элементов между частями, являются бессоюзными сложными предложениями. Подобные слова могут встречаться в заданиях 1, 21, 26. Например: Он не знал ни одного правила, поэтому получил плохую отметку. Я не услышал звонок, потому не подошёл к телефону.
Памятка по работе с частями речи.
Изучите материал приведённых таблиц.
Ознакомьтесь с примерами задания 1 из Открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, составьте список ключей, что поможет учесть наиболее часто встречающиеся слова и их сочетания.
Отдельно поработайте с «веерами ответов». Попробуйте для разных заданий подобрать возможные синонимы. Например: ТАКОГО – ТАКОВОГО, ЧЕМ – НЕЖЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО – ТАК КАК.
Не забудьте, что на экзамене следует внимательно относиться к содержанию и структуре прочитанного микротекста. Иногда целесообразно сначала подставить слово или сочетание слов по смыслу и только потом сосредоточиться на том, какая грамматическая характеристика предложена в задании. Так, если в микротексте есть слово «во-первых» и нет слова «во-вторых», то очевидно, каким будет ответ. Если в предложении уже есть «но», то подходящий противительный союз другой, например «однако».
ПРЕДЛОГИ
Разряды предлогов | Примеры |
ПО СТРУКТУРЕ: |
Простые | без, в, до, вследствие |
Сложные | из-за, из-под |
Составные | в течение, в продолжение, несмотря на, в соответствии с |
ПО ПРОИЗВОДНОСТИ: |
Непроизводные | без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через |
Производные | От имён существительных: в течение, в продолжение, по мере, ввиду, вследствие, насчёт, по поводу, в соответствии с, посредством, за счёт, наподобие, вроде, в виде |
От наречий: возле, вокруг, мимо, после, позади |
От деепричастий: спустя, благодаря, включая, несмотря на |
ПО ЗНАЧЕНИЮ: |
Объектные | о, про, насчёт, по поводу |
Указание источника информации | по, согласно, в соответствии с, на основе, на основании |
Образа действия | посредством, за счёт, с помощью, при помощи |
Временные | в, в течение, в продолжение, по мере, около, спустя |
Пространственные | до, из, к, на, над, от, по, под, перед, у, через, около |
Причинные | из-за, ввиду, вследствие, по причине, благодаря |
Целевые | для, за, в целях |
Уступительные | несмотря на, вопреки |
Условные | при, при условии |
Сравнительные | наподобие, вроде, в виде |
СОЮЗЫ
Разряды союзов | Примеры |
ПО СТРУКТУРЕ |
Простые | и, но, или, что, чтобы |
Составные | а также, то есть, потому что, до тех пор пока, несмотря на то что |
ПО ФУНКЦИИ: |
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ |
Соединительные | и, да (=и), также, тоже, а также; ни… ни; не только... но и; как... так и |
Противительные | а, но, да (=но), зато, однако, же |
Разделительные | или, либо; то… то; не то... не то |
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ |
Изъяснительные | что, чтобы, как |
Причинные | потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, поскольку, ибо |
Целевые | чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы |
Временные | когда, лишь, лишь только, пока, едва, до тех пор пока, прежде чем |
Условные | если, если бы; если… то; раз, как скоро, кабы |
Сравнительные | как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как |
Уступительные | несмотря на то что, хотя, как ни, пускай, пусть |
Следствия | так что |
Подчинительный союз | Союзное слово (относительное местоимение или местоименное наречие) |
Можно опустить (исключить) без ущерба общему смыслу предложения. | Нельзя опустить (исключить) без ущерба общему смыслу предложения. |
Можно заменить другим подчинительным союзом. | Можно заменить словом (-ами) самостоятельных частей речи. |
Не падает логическое ударение. | Падает логическое ударение. |
Не является членом предложения. | Является членом предложения. |
Сравните два предложения: Когда союз потеплеет, пойдём гулять. – Мы спросили, когда союзное слово, местоименное наречие он вернётся. |
ЧАСТИЦЫ
Разряды частиц | Примеры |
СМЫСЛОВЫЕ (модальные) частицы |
Указательные | вот, вон, это, вот и |
Уточняющие | именно, как раз, почти |
Усилительные | даже, ведь, же, уж, уже, и, -то, -таки, всё-таки |
Выделительно-ограничительные | только, лишь, лишь только, всего, всего лишь, просто, исключительно, единственно |
Вопросительные | разве, неужели, ли, ль |
Восклицательные | что за, как, какой, просто, ну и, прямо |
Уступительные | хоть, хоть бы |
Сравнительные | как, будто, как будто, точно, словно |
Выражающие сомнение | вряд ли, едва ли |
Выражающие ссылку на чужие слова | мол, дескать, -де |
Выражающие смягчение ситуации | -ка-, -тка, -тко, -с |
Утвердительные | да, точно, так |
Отрицательные | не, ни, далеко не, ничуть не, вовсе не |
Формообразующие частицы |
Образующие условное наклонение глагола | бы, б |
Образующие повелительное наклонение глагола | да, давай, давайте, пусть, пускай |
Образующие степени сравнения имени прилагательного, наречия, слова категории состояния | более, менее, самый, всех, всего |
Сведения из области морфологии, кроме задания 7 на применение морфологических норм современного русского литературного языка, помогают также выпускникам успешно справиться с рядом заданий на установление логико-смысловых отношений в тексте (задания 1 и 26).
Обратите внимание!
При подборе слов одной лексико-грамматической группы следует прежде всего исходить из смысла микротекста.
Пример 1. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящее по смыслу определительное местоимение. Вам предлагается следующий контекст: «Никакие рецепты не помогут, если в человеке нет желания меняться в лучшую сторону». Местоимение «каждом» является по своему лексико-грамматическому разряду определительным, но не подходит по смыслу для данного контекста. Поэтому ответом на задание можно признать только определительное местоимение «самом».
Пример 2. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящее по смыслу относительное местоимение (союзное слово). Вам предлагается следующий контекст: «Я долго смотрел с кормы вслед Севастополю и загадывал, увижу этот город ещё через недолгое время». К относительным местоимениям относятся следующие: кто, что, какой, который, сколько, чей, кому, кого. При этом использование в качестве ответа слова «что» будет неверным, поскольку в этом случае «что», во-первых, является не относительным местоимением, а подчинительным союзом, во-вторых, используется неуместно с точки зрения выражаемого смысла. Правильный ответ: каким.
Пример 3. В задании 1 необходимо самостоятельно подобрать подходящий по смыслу противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в конкретном предложении. К противительным союзам в русском языке, как известно, относятся следующие союзы: а, но, же, однако, зато, да (в значении «но»). Тем не менее указанные союзы не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, данные союзы должны выполнять свою главную функцию – противопоставления или (что нередко встречается в живой речи) уступки. Целесообразность употребления того или иного противительного союза определяет контекст. Обратимся к контексту, который предлагается экзаменуемому: «Хорошие или плохие, на всю жизнь». Уместными для данного контекста являются противительные союзы а, но, однако, зато. Что касается союза «да», то необходимо, например, ориентироваться на «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, в котором у слова «да» в третьем (союзном) варианте употребления представлены следующие значения:
Употр. для соединения или присоединения отдельных слов или целых предложений. Отец да мать. День да ночь – сутки прочь (посл.). Купил книгу, да ещё какую интересную. Ветер воет, да снег стучит в окно.
Выражает противопоставление, но, однако. Мал золотник, да дорог (посл.).
Присоединяет предложение со знач. цели: дабы, чтобы (устар. высок.). Приди, да утвердишь мир между нами. Благослови, да возвратимся с победой.
Если в предложении «Хорошие или плохие, на всю жизнь» на месте пропуска поставить союз «да», то данный союз будет отражать значение 1, а не значение 2 указанного слова. При этом задание 1 предполагает поиск союза именно в противительном значении, что подчёркнуто в самой формулировке задания.
Обратите внимание! При выполнении задания 1 следует иметь в виду степень сложности подбора слов разных частей речи или синтаксических групп (далее слова расположены по степени возрастания сложности):
подбор имён числительных;
подбор местоимений (наибольшие трудности вызывает подбор определительных местоимений);
подбор союзов (подбор подчинительных союзов оказывается сложнее, чем сочинительных);
подбор частиц;
подбор вводных слов или конструкций;
подбор наречий;
подбор предлогов.
При выполнении ЗАДАНИЯ 26 ЕГЭ по русскому языку необходимо учесть основные подходы к его разработке.
Первое предложение в указанном в задании диапазоне не может войти в правильный ответ. Оно нужно лишь для того, чтобы установить связь последующего предложения с данным предложением.
Предполагается, что при указании средств связи в задании 26 каждое средство связи закрепляется за отдельным словом.
Как правило, задание требует отследить связь последующего предложения с предыдущим. Однако иногда встречается формулировка «с предыдущими».
В правильном ответе указывается(-ются) только номер(а) предложений, которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(и). Номер(а) же предыдущего(-их) предложения(-ний) не фиксируется(-ются). В противном случае ответ будет признан неправильным.
Правильный ответ «по умолчанию», априори подразумевает наличие ВСЕХ указанных в задании средств связи и отсутствие иных средств связи. Например, при выполнении задания Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонима и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста
(38)Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает инстинкт самосохранения. (39)Но страх необходим и для развития личности. (40)Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41)Смелость – это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. (42)Трусость – наоборот. (43)Когда амигдала побеждает тебя.
правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонима и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи.
Такие средства связи, как единство видо-временных форм глагола, слова одной тематической группы, родовидовые слова, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, в задании 26 не рассматриваются / не учитываются.
В рамках задания 26 чётко разводятся следующие понятия: лексический повтор как повтор слова в абсолютно одинаковой грамматической форме (мама – мама; он – он) и использование форм(ы) слов(а) как средства связи (мама – маму; он – его).
При этом глаголы, причастия и деепричастия в силу неоднозначной трактовки явлений (однокоренные слова или формы одного и того же слова) в задании 26 не используются. Например: пилить – пилящий; расколоть – расколотый; спиливший – спиленный; распилить – распилив.
«Он» и «они» являются разными словами, а не формами одного и того же слова.
Рассмотрим фрагмент текста:
И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем...
Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом – как падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте.
Личное местоимение является средством связи, когда заменяет существительное из предыдущего предложения. Например: (5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Во фрагменте (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… связь предложений осуществляется с помощью лексического повтора (слова «её»). Приведём ещё один пример: (1)Вот и всё объяснение. (2)Для меня лично оно основательно. (3)В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу. Предложение 2 связано с предыдущим с помощью личного местоимения «оно». А предложение 3 связано с предыдущим с помощью такого средства, как форма одного и того же слова («оно» ‒ «ему»).
Притяжательное местоимение может заменить либо имя существительное, либо другое личное местоимение. Например, во фрагменте
(11)Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны правильным ответом будут предложения 12 и 15.
Обратите внимание! Контекстные синонимы и антонимы – это слова, представляющие собой синонимы и антонимы только в пределах предложенного текста. Очень часто в качестве контекстных синонимов выступают имена собственные. Например, Вася и Коржик (кличка Васи); Иванов – офицер.
Основными принципами разработки задания 26 с точки зрения лексического повтора являются следующие.
Повторяться должно слово в одной и той же грамматической форме.
При этом необходимо учесть явление грамматических вариантов. Например, её – (у) неё, ею – ей. Такие словоупотребления также считаются лексическим повтором при условии, что оба местоимения отнесены к одному и тому же лицу.
Повторяющееся слово должно выступать именно как средство связи.
В основе лексического повтора ‒ использование слов только самостоятельных частей речи, включая местоимения (они – они).