Просмотр содержимого документа
«Моря, реки, океаны»
Технологическая карта урока
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Моря, реки, озера России.
Учебник: «Окружающий мир» Плешакова, 4 класс
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с морями , озерами и реками на территории России.
Задачи урока:
Сформировать представления о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России;
Развивать познавательную активность детей, продолжить формирование умений работать по карте;
Продолжить формирование экологической культуры, бережное отношение к природе, любовь к родному краю; способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину.
Прогнозируемые результаты:
Предметные
Ученик получит возможность:
-сформировать представление о морях, озерах и реках России;
-познакомиться с географическим положением рек;
-совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России;
-развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.
Личностные
Ученик получит возможность:
- проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей;
-формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
-понимать настроение; чувства других.
Метапредметные
Коммуникативные:
Ученик получит возможность:
-научиться оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
Ученик получит возможность:
-научиться ориентироваться в своих знаниях;
-находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте;
-научится использовать жизненный опыт;
-извлекать информацию из дополнительных источников.
Регулятивные:
Ученик получит возможность:
-определять и формулировать тему и цель урока;
-планировать свою деятельность в соответствии с цель урока;
-планировать свою деятельность в соответствии с целью урока;
-вносить коррективы в план действий.
Дидактические материалы и оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь
Ход занятия
№ | Этапы | Формы, методы, приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Беседа | Здоровается и проверяет готовность к уроку. – Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
2 | Актуализация опорных знаний | Проверка знаний, изученных ранее | Спрашивает местонахождение равнин, гор России | Выполняют задания учителя | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. |
3 | Изучение нового материала | Работа с физ.картой | -Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны. – Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте. – Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана. – Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся. – Что вы можете сказать о Черном море? – О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде? – Сколько же морей омывают российские берега? – А сейчас мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? – В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. Но на самом деле это озеро. – Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны. – Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. – Назовите самые крупные реки нашей страны. Предлагает прочитать статью о реках России | Показывают на карте. Отвечают на вопросы учителя. Показывают на карте моря, океаны, озера, реки. Читают текст в учебнике (с. 68) | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
4 | Физкультминутка | | На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы – Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть! | Дети повторяют движения за учителем | |
5 | Практическая деятельность | Работа с физической картой | Найдите на карте: 1)реки Восточно-Европейской равнины. 2)реки Западно-Сибирской равнины. 3)реки Среднесибирского плоскогорья. – Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины. – Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте. – Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море. – Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья. – Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации. Выполняем задания в рабочей тетради (№1 с.33, №4 с 35) | Отвечают на вопросы и работают с физической картой | |
5 | Итоги урока. Рефлексия | Подведение итогов | – Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали? – Какие сведения показались наиболее интересными? – Какую роль играют водные просторы в жизни человека? -Вы довольны своей работой на уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение и оценивают свою работу. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: осуществляют оценивание собственной деятельности на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |