СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моря, реки, океаны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моря, реки, океаны

Просмотр содержимого документа
«Моря, реки, океаны»

Технологическая карта урока

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Моря, реки, озера России.

Учебник: «Окружающий мир» Плешакова, 4 класс

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с морями , озерами и реками на территории России.

Задачи урока:

Сформировать представления о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России;

Развивать познавательную активность детей, продолжить формирование умений работать по карте;

Продолжить формирование экологической культуры, бережное отношение к природе, любовь к родному краю; способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

Ученик получит возможность:

-сформировать представление о морях, озерах и реках России;

-познакомиться с географическим положением рек;

-совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России;

-развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.

Личностные

Ученик получит возможность:

- проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей;

-формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

-понимать настроение; чувства других.

Метапредметные

Коммуникативные:

Ученик получит возможность:

-научиться оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

Познавательные:

Ученик получит возможность:

-научиться ориентироваться в своих знаниях;

-находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте;

-научится использовать жизненный опыт;

-извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

-определять и формулировать тему и цель урока;

-планировать свою деятельность в соответствии с цель урока;

-планировать свою деятельность в соответствии с целью урока;

-вносить коррективы в план действий.

Дидактические материалы и оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь

Ход занятия

Этапы

Формы, методы, приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Беседа

Здоровается и проверяет готовность к уроку.

– Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам.

А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место

к уроку.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

2

Актуализация опорных знаний

Проверка знаний, изученных ранее

Спрашивает местонахождение равнин, гор России

Выполняют задания учителя

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

3

Изучение нового материала

Работа с физ.картой

-Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны.


– Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте.


– Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.


– Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.


– Что вы можете сказать о Черном море?


– О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?


– Сколько же морей омывают российские берега?


– А сейчас мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?


– В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем.

Но на самом деле это озеро.


– Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны.


– Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой.


– Назовите самые крупные реки нашей страны.


Предлагает прочитать статью о реках России

Показывают

на карте.


Отвечают

на вопросы учителя.



Показывают

на карте моря, океаны, озера, реки.










































































Читают текст

в учебнике

(с. 68)

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении учебной задачи.


Коммуникативные: строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

4

Физкультминутка


На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Дети повторяют движения за учителем


5

Практическая деятельность

Работа с физической картой

Найдите на карте:

1)реки Восточно-Европейской равнины.

2)реки Западно-Сибирской равнины.

3)реки Среднесибирского плоскогорья.

– Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины.


– Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте.


– Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море.


– Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья.


– Река Лена имеет наибольшее количество притоков.


На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.


На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему?


Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации.

Выполняем задания в рабочей тетради (№1 с.33, №4 с 35)

Отвечают на вопросы и работают с физической картой


5

Итоги урока. Рефлексия

Подведение итогов

– Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

– Какие сведения показались наиболее интересными?

– Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

-Вы довольны своей работой на уроке?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение и оценивают свою работу.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные:

осуществляют оценивание собственной деятельности на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету