( общеобразовательная типовая программа, 6 ч в неделю,
210 часов за год)
Учитель математики Чернова Ирина Ивановна
Тема: «Вычитание»
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Вид урока: урок-интерактивная игра
Длительность урока: 45 минут
Задача: актуализировать и закрепить знания учащихся о действии вычитания положительных и отрицательных чисел
Цели:
обучающие: совершенствовать навык сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, учить использовать в устных вычислениях умение умножения и деления обыкновенных дробей, учить рациональным приемам вычислений, продолжить работу над текстовыми задачами на проценты;
развивающие: совершенствовать вычислительные навыки учащихся, развивать логическое мышление и смысловую память учащихся, интуицию при решении задач и умение работать в проблемной ситуации;
воспитательные: прививать желание иметь качественные, глубокие знания, доводить дело до конца, воспитывать уверенность в себе, прививать интерес к математике как универсальном языке науки.
Оборудование и наглядные пособия:
доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, интерактивная игра по теме урока - слайды №1- № 17.
методы стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, пробуждение к поиску альтернативных решений).
План урока.
1.Организационный момент. (Проверка готовности к уроку).
2.Устная работа:
а) «Посчитай» - примеры на степени, факториалы, действия с десятичными, обыкновенными дробями, на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел;
б) Опрос по правилам вычисления сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
3. Постановка темы и цели урока. (Мотивационное начало урока.)
4. Закрепление изученного материала по теме «Вычитание»:
а) решение уравнений;
б) решение задачи
5. Физкультурная минутка. (Применение движений глаз, рук и тела.)
6. Применение полученных знаний – ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ» – групповая работа.
7. Самостоятельная работа по вариантам
8. Подведение итогов урока. (Краткий комментарий достигнутых целей на уроке и выставление оценок за работу учащимся).
9. Домашнее задание §34 , № 1099, № 1117.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку).
б) Опрос по правилам вычисления сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
- Как складывают числа с одинаковыми знаками?
- Как складывают числа с разными знаками?
- Как происходит вычитание?
3. Постановка темы и цели урока. (Мотивационное начало урока.)
- Сегодня мы закрепим полученные знания по сложению и вычитанию положительных и отрицательных чисел,
- будем продолжать учиться решать уравнения с положительными и отрицательными числами,
- вспомним решение задачи на проценты и нахождение части числа,
- и самое главное посоревнуемся в решении уравнений в ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЕ «МОРСКОЙ БОЙ»!
4. Закрепление изученного материала по теме «Вычитание»:
а) решение уравнений – А.П. Ершова, стр. 112 С-24, вариант А1, А2, Б1,Б2
а) 1,2 + х = 1,02
х= 1,02 – 1,2
х= - 0,18
1,2 + (- 0,18) = 1,02
Ответ: - 0,18
б) у - 1 = - 1
у = - 1
у =
___________
- 1 = - 1
Ответ:
б) решение задачи: Уровень воды в озере составлял -3,2м. В ходе противопаводковых работ удалось снизить уровень воды еще на 20%, но с началом паводка он поднялся 2,3м. Какой уровень воды установился в результате паводка?
Было – (-3,2м)
Снизили – на 12,5 %
Поднялось – на 2,3м
Стало - ? м
1) 3,2 0,125 = 0,4 (м) – на столько понизили;
2) -3,2 + (-0,4) = - 3, 6 (м) – стало после понижения;
3) -3,6 + 2,3 = -1,3 (м) – стало.
Ответ: в результате паводка уровень воды стал -1,3м.
5. Физкультурная минутка. (Применение движений глаз, рук и тела.)
- Кто сидит на 1 варианте? Поднимите правую руку;
- Кто сидит на 2 варианте? Поднимите левую руку:
- А теперь вторую руку и… потянулись вверх, обе руки и взгляд глаз вверх.. Сели ровно - теперь вы знаете свою команду и начнем наше соревнование в ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЕ «МОРСКОЙ БОЙ»!
6. Применение полученных знаний – ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ» – групповая работа.
- Правила таковы: По очереди называете квадрат – промах, переход хода другой команде; попали в цель - идете решать уравнение – верно решенное уравнение 1 очко и т. д.
Уравнения:
1) х + 5,3 =2,1 ( Ответ:-3,2 )
2) 15,4 – х = - 1,3 ( Ответ: 16,7)
3) - 1,8 + х = - 4,57 ( Ответ: -2,77)
4) - 3,2 - х = 7,3 ( Ответ: -10,5)
5) -0,75 –(-х)= 23,18 ( Ответ: 23,93)
6) -8,6 -х = 0,9 ( Ответ: -9,5)
7) |у – 1,8| = 2,2 ( Ответ: -0,4 и 4)
8) |х +2,6| = 6,4 ( Ответ: - 9 и 3,8)
9) у – 7,44= -2,1 ( Ответ: 5,34)
10) - х = 3 (Ответ: - )
11) (Ответ: - )
12) (Ответ: -
13) (Ответ: )
7. Самостоятельная работа на повторение
1 вариант
2 вариант
8. Подведение итогов урока. (Краткий комментарий достигнутых целей на уроке и выставление оценок за работу учащимся).
- Что сегодня вам понравилось на уроке?
- Какое задание было трудным? Почему?
- Что надо запомнить и выучить наизусть?
- Спасибо за урок.
9. Домашнее задание §34 , № 1099, № 1117.
Морской (математический) бой
Цель:
· Развитие познавательного интереса к предмету
· Воспитание умения участников группы взаимодействовать друг с другом
· Эмоциональное и личностное развитие учащихся
Инструкция:
1. На игровом поле, имеющем форму квадрата 6х6, расположены 6 кораблей так, чтобы не один из них не соприкасался с соседними кораблями.
· Однопалубный корабль – 2 шт;
· Двухпалубный корабль – 2 шт;
· Трехпалубный корабль – 1 шт;
· Четырехпалубный корабль – 1 шт.
2. За каждое попадание команда получает 1 очко при условии правильного ответа/решения на предложенный вопрос.
· Однопалубный корабль – 1 очко;
· Двухпалубный корабль – 2 очка;
· Трехпалубный корабль – 3 очка;
· Четырехпалубный корабль – 4 очка.
Итого максимальное количество очков за простое попадание: 35 очков.
Вот карта расположения кораблей (для учителя):
При каждом попадании открывается окно задания, в данной презентации – необходимо решить уравнение. Как только уравнение решено, команда получает двойное количество очков. При неверном решении или отказе от решения – только очки за попадание в корабль.
3. Игру можно организовать следующими способами:
А) игра против учителя. Класс выигрывает тогда, когда успеет «утопить» весь флот учителя за определенное время, например, за 20 минут. В этом случае нельзя отказаться от решения задания. В этом случае очки в игре считать необязательно.
Б) играют две команды. Промах одной команды означает переход хода к другой команде. Команда может взять помощь болельщиков, но при этом получает 1 штрафное очко за подсказку.
Если команда не знает ответа (или дали неправильный ответ/решение), то соперники имеют возможность получить дополнительное очко за правильный ответ на вопрос. Следовательно, командам рекомендуется быть внимательными и решать все задания.
Победителем считается та команда, которая получила большее количество очков.
Ссылки на использованные изображения и литературу:
N Конкурс интерактивных презентаций «Интерактивная мозаика»
Автор: Королева О. В. МБОУ СОШ №2 г. Нытвы учитель математики