Тема урока: «Москва есть Третий Рим» (обобщение и закрепление знаний)
Правители: Иван ӀӀӀ (1462-1505), Василий ӀӀӀ (1505-1533), Иван ӀV (1533-1584), Фёдор Иванович (1584-1598), Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (1605: апрель-май), Лжедмитрий Ӏ (1605-1606), Василий Шуйский (1606- 1610), Семибоярщина (1610-1613: МстиславскийФ.И., ВоротынскийИ.М., ТрубецкойА.В., ГолицынА.В., ЛыковБ.М., Романов И.Н., Шереметев Ф.И.)
Эпиграф
«Родная страна становится ещё более близкой и родной,
когда знаешь ее историю»
М.И.Калинин
(рос.революционер, государственный и партийный деятель)
Ход урок.
Добрый день, ребята. Мы сегодня, как и всегда на уроках истории отправимся путешествовать в прошлое, углубляя и расширяя свои знания о нём. Согласитесь, что уроки истории необычны тем, что мы с Вами можем перемещаться во времени, пусть мысленно, но перемещаемся в прошлое и соприкасаемся с ним. Сегодня мы снова взглянем с высоты нашего 21 века на историю нашей Родины, которая богата интересными, важными, иногда противоречивыми событиями, вспомним наиболее яркие явления и факты, поговорим о личностях. Это важно для нас, и как говорит Михаил Иванович Калинин «Родная страна становится ещё более близкой и родной, когда знаешь ее историю». И кто если не мы, граждане России, должны знать историю своей страны и относиться к ней с трепетом и уважением.
Ребята, Вы все в хорошем настроении? Значит, мы готовы путешествовать! А в этом нам помогут рабочие материалы, которые находятся на столе.
Ребята, давайте обратимся к учебнику, нашему путеводителю, откроем стр. 3. На прошлом занятии мы завершили изучение главы «Москва есть Третий Рим», по хронологии этот период охватывает какое время? Ответы уч-ся: 1480-1618 гг.
Теперь обратимся к стр. 7 нашего учебника. Рассмотрим линию времени и определим период истории? Ответы уч-ся
Значит наш маршрут сегодня это Новое время, 16-17 века.
Ребята, давайте посмотри на слайд презентации и определим цели нашего занятия. Что мы видим на слайде? Ответы уч-ся- портреты личностей, события. Значит цель урока – это повторить и закрепить знания, вспомнить ещё раз события, личности, понятия + Ребята делают собственные предположения.
- Для того, чтобы мы сегодня справились с нашей задачей и подготовились к контролю знаний по главе, предлагаю в ходе урока заполнять кластер по главе. Это Вам поможет лучше подготовиться к сам.работе, систематизировать свои знания. Конечно, сегодня мы полностью охватить все вопросы не сможем, поэтому предлагаю, те вопросы, которые мы не охватим, по кластеру это будет видно, дома уделить им внимание и кластер дополнить, что будет и нашим домашним заданием.
- Ребята, с какими личностями данного периода мы с Вами знакомились? – ответы уч-ся. Молодцы!
- Впишите личностей в кластер и мы отправляемся в прошлое.
1 остановка - Блицтурнир (Быстрый поединок- быстрые ответы)
Ребята, на слайде написаны события, понятия, личности, даты. Вам необходимо дать объяснение данным понятиям, терминам, датам.
(После объяснения, термин с доски стирается, учащиеся, давшие объяснение, садятся).
события | даты | личности | понятия |
Опричнина-удел ИванаӀV(1565-1572) Смута(эпоха 1598-1613) | 1613-провозглашение Михаила царем на Зем.соб. 1547-венчание Ив. ӀV 1612-освоб. от поляков. | Елена Глинская-мама ИванаӀV Борис Годунов – царь выбр, на Зем соборе Гермоген- патриарх | Юрьев день-время перехода крес Тушинский вор- прозвище Лжд2 Заповедные лета- вр. запрет перехода |
Это интересно!!!
Интересный факт: Борис Годунов в своё правление проявил исключительную заботу о благоустройстве столицы, строительстве и укреплении городов. В Кремле был сооружен водопровод с мощным насосом, благодаря которому вода из Москвы-реки поднималась по подземелью на Конюшенный двор. Борис велел выстроить каменный мост через приток р. Москва. По аналогичному проекту был построен мост-плотина через Волхов в Новгороде.
Первые указы по охране природы в Древней Руси появились в XӀ веке.
2 остановка - Исторический портрет.
Ребята, в этом задании необходимо узнать политического деятеля по описанию, прочитайте отрывок и определите, о ком идет речь?
-В 1572 крымский хан Девлет- Гирей вновь вторгся в пределы Московского царства. Перед лицом столь серьезной опасности, не надеясь только на опричников, Иван Грозный пошел на мир с земщиной. Во главе объединенной земско-опричной армии был поставлен первый земской боярин и воевода … Под его руководством в битве у реки Молоди была одержана победа (Михаил Воротынский)
-По царскому указу рядом с Кремлем был построен Печатный двор - типография. Её руководителем стал дьякон… одной из Кремлевских церквей. Вероятно, он давно изучал печатное дело и сам сумел изготовить шрифт для славянской азбуки кириллицы, придав каждой свинцовой букве - литере сходство с витиеватой рукописной. Такой шрифт стали впоследствии называть церковнославянским. Вместе со своим помощником белорусским мастером Петром Мстиславцем, в марте 1554 … напечатал первую русскую датированную книгу - «Апостол»(Иван Фёдоров)
-Он был потомком стародубских князей Рюриковичей и верой и правдой служил в армии при царях Фёдоре, Годунове и Шуйском. В Первом ополчении он командовал отрядом, который прорывался к Кремлю со стороны Пушечного двора, и получил страшные раны, от которых лечился в своей вотчинной усадьбе под Суздалем. Здесь и нашли его гонцы от Минина. Мужественный воин, едва оправившись от ран, возглавил новый войска.(Дмитрий Пожарский)
3 остановка - Исторический фильм.
Ребята, вам предлагается просмотреть сюжеты фильмов. Необходимо по сюжету определить событие и сказать, какие элементы помогли Вам сделать этот вывод.
-венчание Ивана Грозного, 1547год (последняя картина кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна, над которой он работал в 1940-е годы. Состоит из двух серий: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая — в 1958 году. )
- Создание 2 ополчения Пожарским, 1611год (фильм 1612: хроники Смутного времени, 2007 год, кинорежиссёр Владимир Хотиненко,)
4 остановка - Историческая путаница. Найди ошибку в тексте
Ребята, Вам предлагаются тексты. Прочитав их, необходимо найти ошибку, допущенную переписчиком.
-«В 1550 году формируется постоянное стрелецкое войско. Стрельцы получили холодное оружие, вербовали их из крепостных крестьян».
-«Выше всех правительственных учреждений в эпоху Ивана Грозного стояла Боярская дума- совет при царской особе. В него входили Сильвестр, Адашевы, А.Курбский».
-«Опасность для России возросла, когда в Казани у власти укрепился Стефан Баторий. Казанские военные отряды нападали на Западные русские земли, угоняли в плен тысячи русских людей».
5 остановка - Историческая карта.
Ребята, Вам предлагаются исторические карты, где определенные элементы спрятаны. Необходимо по оставшимся элементам в карте, определить событие.
Физкультминутка
- Все встали из-за парт, давайте немного разомнемся. Выполняем движения вместе со мной:
История волнуется раз
История волнуется два
История волнуется три
Историческая фигура замри
6 остановка: Установи соответствие.
Ребята, в этом задании необходимо найти соответствие между первым и вторым столбцами.
Дата Событие
А) 1589г. 1) Начало Ливонской войны
Б) 1558г. 2) Стоглавый собор
В) 1551г. 3) Начало Смуты
Г) 1598г. 4) Избрание первого патриарха Иова
Произведения искусства Личность
А) «Четьи минеи» (собрание житий святых) 1) Иван Фёдоров
Б) Белый город 2) Фёдор Конь
В) Царь пушка 3) Андрей Чохов
Г) Апостол 4) Митрополит Макарий
7 остановка. Историческая задача.
Ребята, а сейчас я предлагаю Вам решить историческую задачу. Для этого необходимо вспомнить даты событий, вставить их, провести математические действия и найти ответ, который также является исторически событием периода, который мы с Вами рассматриваем.
(стояние на р.Угре- Судебник Ивана ӀV:5):15+Начало правление Ивана ӀV =?
1480-1550:5):15+1533=1611
1480-стояние на р.Угре
1550-Судебник Ивана ӀV
1533-Начало правление Ивана ӀV
1611-Ӏ ополчение
8 остановка - «Конкурс эрудитов».
1) Какую нерешенную для России проблему оставила Ливонская война
2) Кому принадлежат слова: «Страх вошел в мою душу и трепет в мои кости»?
3) Церковь Вознесения в селе Коломенском это вершина русского зодчества XVI века. Французский композитор Гектор Берлиоз писал: «Передо мной предстала картина целого. Во мне всё дрогнуло. Я видел какой-то новый вид архитектуры». В чём состояла эта новизна?
4) О каком храме XVI века А.Вознесенский написал следующие строки:
Здесь купола – кокосы,
И тыквы- купола,
И бирюза кокошников
Окошки оплела.
Учитель: Молодцы, спасибо! И в завершении мы переходим к последнему этапу нашего урока решение теста (Решение теста, проверка теста, анализ)
Ребята. Давайте, ещё раз вернемся к нашему кластеру. Вспомним, что нам необходимо сделать дома.
И мне бы хотелось, чтоб на кластере, Вы отразили смайликом- понравился ли Вам урок!!!
Учитель благодарит учеников за плодотворную работу на уроке. (Можно отметить учеников, которые давали наиболее полные, правильные ответы). Выставляет оценки за урок.
Домашнее задание: составление кластера
тема: Москва- есть Третий Рим (7 класс) |
Ӏ вариант | ӀӀ вариант |
1.Венчание Ивана IV на царство произошло в: А. 1533 г. В. 1538 г. Б. 1547 г. Г. 1551 г. | 1.Начало правление Ивана IV: А. 1533 г. В. 1538 г. Б. 1547 г. Г. 1551 г. |
2.Отряд казаков для похода в Сибирь возглавил: А. Атаман Иван Кольцо В. Иван Выродков Б. Купцы Строгановы Г. Атаман Ермак Тимофеевич | 2.Избранная рада — это: А. Небольшой кружок близких Ивану IV людей Б. Высший совет при князе В. Народное собрание, решавшее важнейшие государственные вопросы Г. Орган, управляющий личными землями князя |
3.Военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства называется: А. Местничеством В. Смутой Б. Интервенцией Г. Осадой | 3. Что из перечисленного является одной из главных причин Смуты: А. Неудачи России в Ливонской войне; Б. Династический кризис; В. Попытка бояр ограничить власть самодержца; Г. Стремление Бориса Годунова начать войну с Польшей; |
4.Возглавили Первое ополчение против поляков: А. М. Шеин и М. Скопин – Шуйский Б. Хлопко и Сидорка В. П. Ляпунов и Д. Трубецкой Г. К. Минин и Д. Пожарский | 4. Второе ополчение против поляков возглавил: А. М. Шеин и М. Скопин – Шуйский Б. Хлопко и Сидорка В. П. Ляпунов и Д. Трубецкой Г. К. Минин и Д. Пожарский |
5.Укажите о ком идёт речь: он называл себя воеводой «чудом спасшегося царевича Дмитрия»; проявил незаурядные способности военачальника; был разбит при осаде Москвы в 1606г.; последняя встреча с войсками под командованием самого царя состоялась в Туле; сдался после 4- месячной осады после того, как была запружена река и затоплен кремль, где оборонялись восставшие; в 1608г. был убит. А. Лжедмитрий I В. Иван Болотников Б. Лжедмитрий II Г. Иван Сусанин | 5.Укажите, о ком идёт речь: сын крестьянина, завёл отряд поляков в дремучий лес, за что принял жестокие мученья перед смертью врагов; царь наградил потомков его - освободил от всех податей и повинностей; его имя часто употребляют в нарицательном смысле; в Костроме ему поставили памятник. А. Лжедмитрий I В. Иван Болотников Б. Лжедмитрий II Г. Иван Сусанин |