2.Актулизация знаний и мотивация Словесный беседа | 1 мин | Широка страна моя родная Много в ней лесов, морей и рек. Я другой такой страны не знаю, Где трудом так славен человек! - Скажите, о какой стране идёт речь? - На прошлом уроке мы говорили о нашей Родине. Давайте вспомним, что мы уже о ней знаем. Я буду задавать вопросы, а вы поднимать руку и отвечать на них. 1.Как называется наша малая родина, в которой мы живём? 2.Как называется наша область? А главный город в нашей области? 3.Как называется страна, в которой мы живём? 4.В каком городе находятся эти памятники? 5.Почему все люди нашей страны знают этот город? | - России. - город Канск. - Красноярск - Россия. - Москва. - Потому что это столица нашей страны. | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
3.Постановка учебной задачи Словесный беседа | 3 мин | Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Ребята, а кто из вас бывал в Москве? - Что же понравилось и запомнилось вам в столице? - Есть такая пословица “Кто в Москве не бывал, красоты не видал”. - Как вы понимаете эту пословицу? - Ребята! Кто из вас хочет побывать в Москве? Замечательно! | - Москва – столица России. Отвечать на вопросы учителя. | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. «Открытие» нового знания Словесный: беседа Наглядный Иллюстрация Словесный рассказ Работа с учебником Словесный: беседа | 5 мин | - Сейчас мы с вами совершим заочное путешествие в столицу нашей России город-герой Москву. Экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята. Мы познакомимся с достопримечательностями города, интересными событиями и фактами. - Итак, отправляемся! - Из прошлых уроков вы узнали, что у стран и городов есть символы. Какие? - Перед вами герб г. Москвы. Посмотрите внимательно. Кто изображён на гербе? - Почему герб г.Москвы изображён в центре Российского герба? - Как вы думаете, почему Москву назвали столицей? - Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит “сидеть” на престоле (троне) в главном городе страны. В словаре Ожегова даётся такое толкование этому слову: “Столица - главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений”. -А вы знаете кто президент нашей страны? -Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? -Вот и на гербе Москвы изображён герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. -Что они могут значить? - А откуда пошла Москва? Кто же её основал? Появление названия города Москвы, как и многих городов связано с географическим расположением. Город Москва связан с именем реки Москвы, на которой он стоит. Люди здесь поселились потому, что в лесах водилась дичь, река была богата рыбой, в лесах были лесные пчёлы, а значит можно было добывать мёд, охотиться и заниматься рыболовством. В 1147 Юрий Долгоруким приказал заложить город. Имя городу было дано от названия реки - Москва. | - Герб, флаг, гимн. Отвечать на вопрос. - В.В. Путин. - Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.) - Белый, красный, синий, золотой. - Золотой – цвет хлеба, золото куполов; синий – цвет мирного неба; красный – цвет победы, силы; белый – цвет чистоты, добра. Слушать новую информацию. | П: cвободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
5. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа Работа с учебником Наглядный: иллюстрация | 12 мин | История Москвы неразрывно связана с историей Кремля. Сначала стены Московского Кремля были деревянные. Такой Кремль прослужил городу примерно 200 лет. В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное нашествие хана Батыя. Москва была полностью сожжена. В 14 веке при князе Иване Калите были возведены дубовые стены Кремля (из прочного дерева). Шли годы. Князь Дмитрий Донской, построил стены Кремля из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. Со временем были выстроены новые кирпичные стены и башни. В Кремле было выстроено несколько подземных тайников. На Спасской башне Кремля были установлены часы. -Москва знаменита своими историческими архитектурными памятниками. О некоторых из них, мы узнаем сегодня, поработав в группах. | Внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Рассуждать. | П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический Упражнение | 10 мин | Групповая работа. -Перед вами конверты с заданием. Это текст, который разделён на части. Ваша задача составить части по порядку, чтобы получился связанный рассказ об одной из достопримечательностей Москвы. - Молодцы! Здорово. -Кроме исторических архитектурных памятников, есть ещё и скульптурные памятники. Вот один из них. Он находится на Красной площади. -Давайте прочтём слова на постаменте памятника “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. -За что же Россия благодарна этим людям? Как вы думаете? -В далёкие времена Русь была захвачена врагами. Кузьма Минин начал собирать народное войско для борьбы с врагами. А командовать войском позвали военачальника Дмитрия Пожарского. Вместе они освободили Москву и русский народ от захватчиков. -Можно ли сказать, что эти люди совершили подвиг? -Посмотрите внимательно, памятник какому знаменитому поэту установлен в центре Москвы? -Вот и закончилось наше с вами путешествие. | Слушать задание. Спасская башня Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Часы занимают 3 этажа. Успенский собор Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари. Царь-пушка Царь-пушка сделана из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла. Царь-колокол Царь-колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес его 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал, и откололся “кусок” весом 11 тонн. Собор Василия Блаженного Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм. Читать название памятника. | Р: осуществлять итоговый контроль; Р: осуществлять итоговый контроль; |
7. Включение в систему знаний Словесный беседа | 3 мин | -Давайте проверим, что вы запомнили? Тест 1. Что находится на Спасской башне? А) часы Б) портрет президента В) термометр 2. На берегах какой реки стоит город Москва? А) река Урал Б) река Волга В) Москва-река 3. Кому установлен памятник в центре города Москвы? А) Пушкину Б) Путину В) школьнику 4. Во время пожара от него откололся “кусок”, весом 11 тонн. О каком памятнике идёт речь? А) Царь-пушка Б) Царь-колокол В) памятник Минину и Пожарскому. - Поднимите руку, кто выполнил тест правильно. Давайте поаплодируем этим ребятам. Вывод: “Москва – столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна”. | Выполнять тест. Проверка. | Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения |
8. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный беседа | 3 мин | - Откройте учебники с.44-45. Рассмотрите иллюстрации на этих страницах. - А теперь попробуйте узнать силуэт какого сооружения изображён на листках, которые я вам раздала. - Раскрасьте этот силуэт. - Понравилось ли вам наше путешествие? - Что нового вы узнали на этом уроке? - Покажите, какое у вас настроение? | - Спасская башня. Оценивают свою работу на уроке. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия Р: анализировать собственную работу. |