Урок окружающего мира. История 3 класс.
Тема урока : « Москва златоглавая»
Учитель начальных классов Тимошенко Лия Георгиевна МБОУ ЕСОШ № 7
Урок – путешествие.
Планируемые результаты изучения темы.:
Предметные умения: создавать условия для развития представления о Москве как столице России, , образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной;
- познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, иметь способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные : адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные : выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач.
Средства обучения: компьютер, презентация, учебник , толковые словари, тексты, конверты с заданием, конверты со звездочками, конверты с пословицами, отдельно картинки с изображениями соборов, буклеты, колокольчики.
Ход урока.
Психологический настрой..
Дальний путь торопит нас….
Солнце встало из тумана
Осветило людный край….
Путь далёк- не унывай….
УЧИТЕЛЬ - Вы любите путешествовать?
Дети - Да.
УЧИТЕЛЬ - А что значит путешествовать?
Дети - Ездить по разным странам и городам.
УЧИТЕЛЬ - А во времени можно путешествовать?
Укажите на ленте времени где вы уже побывали, а значит отправимся куда?
УЧИТЕЛЬ - А кто нужен , что бы прошла интересная экскурсия?
Дети - Проводник, экскурсовод.
УЧИТЕЛЬ - - А если это экскурсия, то мы с вами будем вести путевой лист. Он у вас на столе.
УЧИТЕЛЬ - Сегодня в нашем путешествии вашим экскурсоводом буду я, Тимошенко Лия Георгиевна. А куда мы отправимся вы узнаете, когда откроете желтый конверт и составите из слов пословицы. Вы будете моими помощниками в путешествии? Замечательно. Приступим.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Москва не сразу строилась.
Москва от нас далека, да сердцем рядом.
УЧИТЕЛЬ - Так куда же мы отправляемся??
Дети - В Москву!
УЧИТЕЛЬ - Правильно, в Москву. Как будет звучать тема урока?
( на доске появляется тема урока « Москва златоглавая»
УЧИТЕЛЬ - А почему слово «Москва» написано с большой буквы?
Дети - Названия городов пишутся с большой буквы.
УЧИТЕЛЬ - И ещё это слово из словаря. Вот «МОСКВА» понятно, а почему златоглавая вы мне скажете позже.
В последней пословице прозвучало слово «СЕРДЦЕ» , а что это? Какую роль оно выполняет?
Дети - Важную.
УЧИТЕЛЬ - Как вы считаете, а что является сердцем России , главным городом?
Дети -Москва является главным городом.
УЧИТЕЛЬ - А что является сердцем Москвы?
Дети - Кремль.
УЧИТЕЛЬ - А что имеют в виду люди, когда говорят
«МОСКВА –СЕРДЦЕ РОССИИ,
КРЕМЛЬ-СЕРДЦЕ МОСКВЫ.»
(ответы детей, предположения)
УЧИТЕЛЬ- Сегодня мы должны решить проблему урока ПОЧЕМУ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОССИИ?
Слайд
УЧИТЕЛЬ - Итак, отправляемся. КРЕМЛЬ.
( картинка кремлевских ворот и Кремля, отмечаем в путевом листе)
УЧИТЕЛЬ - Что это? Где можно найти значение этого слова?
Дети - В словаре, в энциклопедии, в интернете.
УЧИТЕЛЬ – Ну-ка откройте наши словари – путеводители, назовем его книгой мудрости, что лежат у вас на столе, найдите и прочитайте значение слова.
( дети читают заметку в словаре )
КРЕМЛЬ ЭТО КРЕПОСТЬ В СТАРИННЫХ ГОРОДАХ.
УЧИТЕЛЬ - А теперь найдите у себя на столе информацию об этой крепости.
( на столе лежат листы с заметкой о Кремле)
«Кремль Московский изначально был построен из дерева, затем его выложили из белого камня, известняка. Позже , всего 500 лет назад появился красный Кремль, его строили 10 лет.»
УЧИТЕЛЬ - А почему стены Кремля перестраивались?
Дети - После войны, пожара, рассыпались.
УЧИТЕЛЬ - Действительно , деревянный Кремль сгорел после пожара в Москве, потом и приняли решение его построить из камня.
ФИЗМИНУТКА
Под музыку припева из песни «Москва- златые купола…»
УЧИТЕЛЬ - Ребята, ну-ка встаньте пожалуйста. Давайте представим, что мы входим на широкую площадь. И правда слышим звон колоколов.
УЧИТЕЛЬ - Что вы услышали? Откуда доноситься могут такие звуки?
Дети - Церковь, собор, колокольня.
УЧИТЕЛЬ - И действительно, посмотрите налево, посмотрите направо и посмотрите назад, а теперь через другое плечо. Мы с вами увидели три замечательных здания.
Присядьте на свои места. Я разбила вас на группы. Посмотрите с каким памятником будет работать каждая. 1 –я с Колокольней Ивана Великого, 2-я и 3-я. Ваша задача найти информацию о соборе.
( ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКИ ТРЕХ СОБОРОВ, на столах у детей лежат листы с планом , по которому учащиеся будут работать, и тексты, из которых ребята должны извлечь информацию. Ученики работают около 2-3 минут.)
УЧИТЕЛЬ - Группы готовы?
(звучит тревожный звон колокола, набат)
УЧИТЕЛЬ - Ребята, какой звон, какие чувства вызвал?
Дети - Тревожный, что то случилось.
УЧИТЕЛЬ - А почему нам расскажут ребята из группы № 1.
( отвечает человек из группы)
(Звучит второй колокольный звон)
УЧИТЕЛЬ - А этот звук доносится с башни Успенского собора, о нем нам расскажет группа № 2.( отвечает ученик)
УЧИТЕЛЬ - А хотите посмотреть , как проходило «венчание на царство»?
(ВИДЕОФРАГМЕНТ)
УЧИТЕЛЬ - С этого времени всех правителей стали называть «ЦАРЕМ». Народ считал его своим господином, « царем – батюшкой». Но Иван 4 стал Иваном грозным, почему откройте учебник и найдите ответ на стр. 59
( дети нашли и зачитывают)
УЧИТЕЛЬ - На площади есть ещё самый красивый собор – СОБОР Василия Блаженного. Есть предание, что Иван Грозный жестоко наказал строителей, что бы они не построили собор краше, он приказал выколоть им глаза.
( ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКУ СОБОРА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)
( снова слышим колокольный звон)
УЧИТЕЛЬ - Мы подходим к третьему собору.
Звук колоколов другой. Собор Благовещенский, о нем нам расскажет группа № 3.
( дети отвечают)
УЧИТЕЛЬ - Спасибо, а что общего у всех соборов?( показываю на купола) Почему же Москва златоглавая?
УЧИТЕЛЬ – А что значит златоглавая? Сложное слово « золотая» « голова»
Дети - Золотые купола.
УЧИТЕЛЬ - Ну а теперь мы сможем ответить на вопрос : ПОЧЕМУ ЖЕ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОСССИИ?
( звучат ответы детей, предположения)
УЧИТЕЛЬ - И собрав все вместе ваши предположения, мы пришли к выводу:
Слайд
Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей, красивейшей её частью. Москва – сердце России. её исторический , культурный центр. Там жили все правители государства.
УЧИТЕЛЬ - Давайте же проверим наши знания. Перед вами лежат зеленые конверты, капитаны достанут задания, ваша задача вставить недостающее слово.
УЧИТЕЛЬ - У вас на столе лежат синие конверты. А теперь оцените свою работу на уроке: красная звезда- отлично поработал, синяя звезда- средне, желтая звезда- поработаю в другой раз лучше.
УЧИТЕЛЬ - Капитаны , как поработала ваша команда?
(капитаны говорят кратко, используя карточку самооценки)
УЧИТЕЛЬ - Наша экскурсия окончена. Я вам на память даю буклеты с достопримечательностями Москвы , а ваша задача узнать ещё много нового. А ещё у вас на столе, в золотых сумочках стоят колокольчики. Вам понравилось путешествовать? Покажите с помощью звона колокольчика ваше настроение после нашей экскурсии.
Спасибо. Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.