СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Москва Златоглавая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Москва Златоглавая»

Урок окружающего мира. История 3 класс.

Тема урока : « Москва златоглавая»

Учитель начальных классов Тимошенко Лия Георгиевна МБОУ ЕСОШ № 7

Урок – путешествие.



Планируемые результаты изучения темы.:


Предметные умения: создавать условия для развития представления о Москве как столице России, , образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной;

- познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

Метапредметные УУД:

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, иметь способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные : выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач.



Средства обучения: компьютер, презентация, учебник , толковые словари, тексты, конверты с заданием, конверты со звездочками, конверты с пословицами, отдельно картинки с изображениями соборов, буклеты, колокольчики.




Ход урока.


  1. Психологический настрой..


Дальний путь торопит нас….

Солнце встало из тумана

Осветило людный край….

Путь далёк- не унывай….


УЧИТЕЛЬ - Вы любите путешествовать?


Дети - Да.


УЧИТЕЛЬ - А что значит путешествовать?


Дети - Ездить по разным странам и городам.


УЧИТЕЛЬ - А во времени можно путешествовать?

Укажите на ленте времени где вы уже побывали, а значит отправимся куда?


УЧИТЕЛЬ - А кто нужен , что бы прошла интересная экскурсия?


Дети - Проводник, экскурсовод.


УЧИТЕЛЬ - - А если это экскурсия, то мы с вами будем вести путевой лист. Он у вас на столе.


УЧИТЕЛЬ - Сегодня в нашем путешествии вашим экскурсоводом буду я, Тимошенко Лия Георгиевна. А куда мы отправимся вы узнаете, когда откроете желтый конверт и составите из слов пословицы. Вы будете моими помощниками в путешествии? Замечательно. Приступим.



  1. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

  2. Москва не сразу строилась.

  3. Москва от нас далека, да сердцем рядом.


УЧИТЕЛЬ - Так куда же мы отправляемся??


Дети - В Москву!


УЧИТЕЛЬ - Правильно, в Москву. Как будет звучать тема урока?


( на доске появляется тема урока « Москва златоглавая»


УЧИТЕЛЬ - А почему слово «Москва» написано с большой буквы?


Дети - Названия городов пишутся с большой буквы.


УЧИТЕЛЬ - И ещё это слово из словаря. Вот «МОСКВА» понятно, а почему златоглавая вы мне скажете позже.

В последней пословице прозвучало слово «СЕРДЦЕ» , а что это? Какую роль оно выполняет?


Дети - Важную.


УЧИТЕЛЬ - Как вы считаете, а что является сердцем России , главным городом?


Дети -Москва является главным городом.


УЧИТЕЛЬ - А что является сердцем Москвы?


Дети - Кремль.


УЧИТЕЛЬ - А что имеют в виду люди, когда говорят

«МОСКВА –СЕРДЦЕ РОССИИ,

КРЕМЛЬ-СЕРДЦЕ МОСКВЫ.»


(ответы детей, предположения)


УЧИТЕЛЬ- Сегодня мы должны решить проблему урока ПОЧЕМУ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОССИИ?


Слайд


УЧИТЕЛЬ - Итак, отправляемся. КРЕМЛЬ.


( картинка кремлевских ворот и Кремля, отмечаем в путевом листе)


УЧИТЕЛЬ - Что это? Где можно найти значение этого слова?


Дети - В словаре, в энциклопедии, в интернете.


УЧИТЕЛЬ – Ну-ка откройте наши словари – путеводители, назовем его книгой мудрости, что лежат у вас на столе, найдите и прочитайте значение слова.


( дети читают заметку в словаре )


КРЕМЛЬ ЭТО КРЕПОСТЬ В СТАРИННЫХ ГОРОДАХ.


УЧИТЕЛЬ - А теперь найдите у себя на столе информацию об этой крепости.

( на столе лежат листы с заметкой о Кремле)


«Кремль Московский изначально был построен из дерева, затем его выложили из белого камня, известняка. Позже , всего 500 лет назад появился красный Кремль, его строили 10 лет.»


УЧИТЕЛЬ - А почему стены Кремля перестраивались?


Дети - После войны, пожара, рассыпались.


УЧИТЕЛЬ - Действительно , деревянный Кремль сгорел после пожара в Москве, потом и приняли решение его построить из камня.



ФИЗМИНУТКА


Под музыку припева из песни «Москва- златые купола…»

УЧИТЕЛЬ - Ребята, ну-ка встаньте пожалуйста. Давайте представим, что мы входим на широкую площадь. И правда слышим звон колоколов.


УЧИТЕЛЬ - Что вы услышали? Откуда доноситься могут такие звуки?


Дети - Церковь, собор, колокольня.


УЧИТЕЛЬ - И действительно, посмотрите налево, посмотрите направо и посмотрите назад, а теперь через другое плечо. Мы с вами увидели три замечательных здания.

Присядьте на свои места. Я разбила вас на группы. Посмотрите с каким памятником будет работать каждая. 1 –я с Колокольней Ивана Великого, 2-я и 3-я. Ваша задача найти информацию о соборе.


( ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКИ ТРЕХ СОБОРОВ, на столах у детей лежат листы с планом , по которому учащиеся будут работать, и тексты, из которых ребята должны извлечь информацию. Ученики работают около 2-3 минут.)


УЧИТЕЛЬ - Группы готовы?


(звучит тревожный звон колокола, набат)


УЧИТЕЛЬ - Ребята, какой звон, какие чувства вызвал?


Дети - Тревожный, что то случилось.


УЧИТЕЛЬ - А почему нам расскажут ребята из группы № 1.


( отвечает человек из группы)


(Звучит второй колокольный звон)


УЧИТЕЛЬ - А этот звук доносится с башни Успенского собора, о нем нам расскажет группа № 2.( отвечает ученик)


УЧИТЕЛЬ - А хотите посмотреть , как проходило «венчание на царство»?


(ВИДЕОФРАГМЕНТ)


УЧИТЕЛЬ - С этого времени всех правителей стали называть «ЦАРЕМ». Народ считал его своим господином, « царем – батюшкой». Но Иван 4 стал Иваном грозным, почему откройте учебник и найдите ответ на стр. 59


( дети нашли и зачитывают)


УЧИТЕЛЬ - На площади есть ещё самый красивый собор – СОБОР Василия Блаженного. Есть предание, что Иван Грозный жестоко наказал строителей, что бы они не построили собор краше, он приказал выколоть им глаза.


( ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКУ СОБОРА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)




( снова слышим колокольный звон)



УЧИТЕЛЬ - Мы подходим к третьему собору.

Звук колоколов другой. Собор Благовещенский, о нем нам расскажет группа № 3.


( дети отвечают)


УЧИТЕЛЬ - Спасибо, а что общего у всех соборов?( показываю на купола) Почему же Москва златоглавая?

УЧИТЕЛЬ – А что значит златоглавая? Сложное слово « золотая» « голова»


Дети - Золотые купола.



УЧИТЕЛЬ - Ну а теперь мы сможем ответить на вопрос : ПОЧЕМУ ЖЕ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОСССИИ?


( звучат ответы детей, предположения)


УЧИТЕЛЬ - И собрав все вместе ваши предположения, мы пришли к выводу:


Слайд


Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей, красивейшей её частью. Москва – сердце России. её исторический , культурный центр. Там жили все правители государства.


УЧИТЕЛЬ - Давайте же проверим наши знания. Перед вами лежат зеленые конверты, капитаны достанут задания, ваша задача вставить недостающее слово.



УЧИТЕЛЬ - У вас на столе лежат синие конверты. А теперь оцените свою работу на уроке: красная звезда- отлично поработал, синяя звезда- средне, желтая звезда- поработаю в другой раз лучше.


УЧИТЕЛЬ - Капитаны , как поработала ваша команда?


(капитаны говорят кратко, используя карточку самооценки)


УЧИТЕЛЬ - Наша экскурсия окончена. Я вам на память даю буклеты с достопримечательностями Москвы , а ваша задача узнать ещё много нового. А ещё у вас на столе, в золотых сумочках стоят колокольчики. Вам понравилось путешествовать? Покажите с помощью звона колокольчика ваше настроение после нашей экскурсии.

Спасибо. Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.