Мотив дуэли в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли.
В романе «Евгений Онегин» мотив дуэли становится тем явлением, которое противоречит внутреннему миру героя. Только представление общества о чести заставляют Евгения, «всем сердцем юношу любя», всё же принять вызов Ленского:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир.
Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь, в противоположность Ленскому.
На место поединка Евгений опаздывает, чем демонстрирует своё отношение к данному событию: это не безразличие, а нежелание губить невинного человека из-за пустой формальности. По жребию Онегину выпадает стрелять раньше Ленского. Он убивает юного поэта. Это событие стало настоящим потрясением для героя, положившим начало его перерождению, переосмыслению всех жизненных ценностей.
Мотивом “дуэли” реализуется выражение взглядов героя на жизнь вообще, причем “дуэль” словесная сюжетная ситуация проясняет, как правило, характер конфликта, но и заканчивается иногда дуэлью настоящей, впрочем, без тяжелых последствий, что также продиктовано спецификой жанра. Второй мотив, “рандеву”, является взгляды на жизнь, которые проверяются, прежде всего, отношением к любви, к женщине, проверяются чувствами.
Подобное равновесие сохраняется, например, и в описании привычек главных героев. Об Онегине:
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке.
Таким образом, в своем романе Пушкин размышляет о человеческих отношениях, говорит о ценности жизни, о бессмысленности придуманного и наигранного дворянского представления о чести.
Основной смысл мотива заключается в том, что Онегин только после дуэли понимает, что ничего не изменилось, что он по-прежнему подчиняется правилам общества, от которого хотел убежать. Этот эпизод мы можем назвать моментом истины, так как только после того как Онегин убил Ленского, до него, наконец, дошла идея безысходности.
В этом эпизоде главными персонажами являются Онегин и Ленский, так как все действия вращаются вокруг них. Вспомогательными героями здесь являются слуга Онегина, Зарецкий, Ольга, Татьяна.
Ленский приезжает домой, осматривает пистолеты. Садится читать Шиллера, но ему видится Ольга, он пишет стихи. Наконец, на рассвете он задремал, но его будит сосед. В это время Онегин ещё спал мертвым сном. Но вскоре он просыпается, зовет Гильо, собирается, и они едут. Гильо разговаривает с Зарецким, а в это время противники стоят, потупив взор. Зарецкий отмеряет 32 шага, не сказав перед этим: "Не угодно ли вам примириться?". Долго описываются все подробности подготовки и дуэль. И так они сошлись: Онегин первым и последним выстрелом в этой дуэли смертельно ранил Ленского.
В этом эпизоде автор использует описание действий: подготовка пистолетов, описание дуэли, действия, происходящие с Ленским. Автор использует различные речевые обороты. Слова, усиливающие эффект. Этот эпизод играет одну из главных ролей в романе. Онегин понимает, что убил своего лучшего друга, а может быть, и единственного. Расстроившись, Онегин после дуэли уезжает странствовать, путешествовать по Европе.