Урок литературы в 6-м классе
"Мотив одиночества в стихотворении «Листок»
М.Ю. Лермонтова»
- Тип урока: усвоение новых знаний.
- Форма урока: комбинированный
- Модель обучения: базовая
Учитель - Чеверда Оксана Владимировна
Цель урока: исследование, какими средствами и
приемами пользуется поэт, создавая образ природы
и природных явлений, дать учащимся
почувствовать красоту лермонтовских стихов.
- Задачи урока:
- Образовательные:
- дать понятие о мотиве в лирике; выявить мотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов;
- осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления, внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развитие умения групповой и парной работы;
· воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
· воспитание ценностного отношения к русскому слову;
· развитие коммуникативных УУД:
· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
· взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу;
· способствовать процессу духовного развития;
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовительный этап.
4. Работа со словом.
5. Работа с эпиграфом.
6. Изучение стихотворения.
7. Творческий. Работа в группах.
8. Закрепление изученного материала.
9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
10. Информация о домашнем задании (комментирование).
11. Выставление оценок за урок.
1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”)
2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (“Парус”)
3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)
6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)
1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”)
2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (“Парус”)
3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
4. Выхожу один я на дорогу…
5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)
6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)
- Один - чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей;
- Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии
Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю.Лермонтова
«И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды…»
М.Ю.Лермонтов
- Чинара – большое восточное дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.
физкультминутка
Ну-ка встали потянулись!
И друг другу улыбнулись,
Наклонись теперь вперёд,
Наклонись теперь назад.
И встряхни головушку
И учиться продолжаем
СИНКВЕЙН
- Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:
- 1-я строка - одно существительное (тема или предмет);
- 2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);
- 3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета;
- 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;
- 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)
Работа в группах
Группа №1 . Выписать из стихотворения Антитезу.
Группа №2. Выписать из стихотворения Эпитет.
Группа №3. Выписать из стихотворения Олицетворение.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я попробовал…..
- Материал урока был……
- Сегодня я узнал…..
- Теперь я могу…….
- Мне захотелось……
Домашнее задание
Письменно ответить на вопросы:
1. «Какова дальнейшая судьба листка?» 2. «Можно ли листок назвать сильным?»