СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотив одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю провести урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Листок". В работе раскрывается понятие "мотив в лирике". Презентация поможет формированию навыков анализа поэтического текста, позволит раскрыть средства и приёмы, используемые поэтом для создания образа природы. Учащиеся смогут попробовать свои силы в составлении синквейна по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Листок".

Просмотр содержимого документа
«Мотив одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок"»

Урок литературы в 6-м классе

Урок литературы в 6-м классе

"Мотив одиночества в стихотворении «Листок»

М.Ю. Лермонтова»

  • Тип урока: усвоение новых знаний.

 

  • Форма урока:   комбинированный  
  • Модель обучения:  базовая

Учитель - Чеверда Оксана Владимировна

Цель урока: исследование, какими средствами и  приемами пользуется поэт, создавая образ природы  и природных явлений, дать учащимся  почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Цель урока: исследование, какими средствами и

приемами пользуется поэт, создавая образ природы

и природных явлений, дать учащимся

почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Задачи урока: Образовательные:   - дать понятие о мотиве в лирике; выявить мотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов; Развивающие: - осуществление  системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления, внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); -    развитие умения групповой и парной работы; Воспитательные: · воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии; · воспитание ценностного отношения к  русскому слову; ·   развитие   коммуникативных УУД: · создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; ·  взаимодействие учащихся в  работе: развитие уважения друг к другу; ·  способствовать процессу духовного развития;
  • Задачи урока:
  • Образовательные:

  - дать понятие о мотиве в лирике; выявить мотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов;

  • Развивающие:

- осуществление  системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления, внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

-    развитие умения групповой и парной работы;

  • Воспитательные:

· воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;

· воспитание ценностного отношения к  русскому слову;

·   развитие   коммуникативных УУД:

· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

·  взаимодействие учащихся в  работе: развитие уважения друг к другу;

·  способствовать процессу духовного развития;

Структура урока: 1.     Организационный момент. 2.     Проверка  домашнего задания. 3.     Подготовительный этап. 4.     Работа со словом. 5.     Работа с эпиграфом. 6. Изучение стихотворения. 7.     Творческий. Работа в группах. 8. Закрепление изученного материала. 9.     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 10.  Информация о домашнем задании (комментирование). 11. Выставление оценок за урок.

Структура урока:

1.     Организационный момент.

2.     Проверка  домашнего задания.

3.     Подготовительный этап.

4.     Работа со словом.

5.     Работа с эпиграфом.

6. Изучение стихотворения.

7.     Творческий. Работа в группах.

8. Закрепление изученного материала.

9.     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

10.  Информация о домашнем задании (комментирование).

11. Выставление оценок за урок.

1. На севере диком стоит одиноко  На голой вершине сосна. (“На севере диком”) 2. Белеет парус одинокий  В тумане моря голубом. (“Парус”) 3. Но остался мокрый след в морщине  Старого утёса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”) 4. Выхожу один я на дорогу… 5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”) 6. Как страшно жизни сей оковы  Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”)

2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

1. На севере диком стоит одиноко  На голой вершине сосна. (“На севере диком”) 2. Белеет парус одинокий  В тумане моря голубом. (“Парус”) 3. Но остался мокрый след в морщине  Старого утёса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”) 4. Выхожу один я на дорогу… 5.  Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”) 6. Как страшно жизни сей оковы  Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”)

2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Один - чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей; Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
  • Один - чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей;
  • Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
 Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать.  В минуту душевной невзгоды…» М.Ю.Лермонтов

Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю.Лермонтова

«И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды…»

М.Ю.Лермонтов

 Чинара – большое восточное дерево   с зеленовато-серой корой и широкими листьями.

  • Чинара – большое восточное дерево  с зеленовато-серой корой и широкими листьями.
физкультминутка Ну-ка встали потянулись! И друг другу улыбнулись, Наклонись теперь вперёд, Наклонись теперь назад. И встряхни головушку И учиться продолжаем

физкультминутка

Ну-ка встали потянулись!

И друг другу улыбнулись,

Наклонись теперь вперёд,

Наклонись теперь назад.

И встряхни головушку

И учиться продолжаем

СИНКВЕЙН Синквейн  -  это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)

СИНКВЕЙН

  • Синквейн  -  это стихотворение, состоящее из пяти строк:
  • 1-я строка - одно существительное (тема или предмет);
  • 2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);
  • 3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета;
  • 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;
  • 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)
Работа в группах Группа №1 . Выписать из стихотворения Антитезу. Группа №2. Выписать из стихотворения Эпитет.  Группа №3. Выписать из стихотворения Олицетворение.

Работа в группах

Группа №1 . Выписать из стихотворения Антитезу.

Группа №2. Выписать из стихотворения Эпитет.

Группа №3. Выписать из стихотворения Олицетворение.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Сегодня на уроке я попробовал….. Материал урока был…… Сегодня я узнал….. Теперь я могу……. Мне захотелось……

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я попробовал…..
  • Материал урока был……
  • Сегодня я узнал…..
  • Теперь я могу…….
  • Мне захотелось……
Домашнее задание Письменно ответить на вопросы:          1. «Какова дальнейшая судьба листка?»        2. «Можно ли листок назвать сильным?» 

Домашнее задание

Письменно ответить на вопросы:

        1. «Какова дальнейшая судьба листка?»       2. «Можно ли листок назвать сильным?»