Уже на начальном этапе изучения литературы в школе при обращении к сказке мы обращали внимание детей к мотивам, важным для понимания как фольклорного, так и литературного произведения, в частности, мотиву пути (дороги). Естественно ненавязчиво обратить внимание детей на образы и детали, которые являются отражением сущности того или иного временного отрезка с тем, чтобы подвести их к пониманию пространственной разделённости категорий добра и зла, жизни и смерти и т.д. В V классе мы обращаемся к исследованию названного мотива в сказке «Царевна – лягушка», в VI– в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в русской народной песне, где мотив пути, символизирующий судьбу человека, имеет свои специфические особенности.
Обращение к символике сказки, былины, народной песни, определённым архетипам и мифологемам имеет неоценимое значение в последующем, при работе над литературными произведениями, в которых мотив пути (дороги) играет важную идейно-композиционную роль, помогает понять чувства героев и авторскую концепцию. К произведениям такого рода мы относим «Хождение Богородицы по мукам», «Слово о полку Игореве», «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Чевенгур» А. Платонова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Доктор Живаго» Б.Пастернака.
Поэтому одна из задач этого урока - исследовать мотив пути как идейно-нравственную основу «Слова…», ведущую к пониманию позиции автора, закрепить в сознании учеников литературоведческое понятие мотива пути и создать основу для дальнейшего успешного обращения к нему.