Мотивация учения - основное условие успешного обучения
МОТИВЫ УЧЕНИЯ
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
План лекции
- Мотивация
- Учебная мотивация
- Формирование и изучение учебной мотивации
Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком
Мотив – это побуждение к достижению цели.
Что такое мотивация? Нужна ли мотивация в обучении? И что мотивирует вас на обучение?
- МОТИВ –(от латинского) приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
- МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Совокупность побуждений к деятельности
ЦИКЛ МОТИВАЦИИ
ПОТРЕБ- НОСТИ
УСИЛИЯ
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ДЕЙСТВИЕ
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности
Это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов .
Внутренний мотив
Внешний мотив
Собственное развитие в процессе учения
Это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом.
Действие с другими и для других
Узко личные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки.
Познание нового и неизвестного
Учеба как вынужденное поведение
Направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение.
Как привычное функционирование
Стремление оказаться в центре внимания
Отдельной группой психологи выделяют отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения.
Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.
Уровни познавательных мотивов
Уровни социальных мотивов
- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;
- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;
- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);
- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Отчего зависит учебная мотивация…?
Отчего зависит учебная мотивация…
- Интерес к информации…
- Уверенность в себе
- Направленность на достижение успеха.
- Интерес к людям…
- Потребность и возможность в самовыражении
- Принятие и одобрение значимыми людьми
- Актуализация творческой позиции
- Осознание значимости происходящего для себя и других
- Потребность в социальном признании
- Наличие положительного опыта…
- Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей
- Факторы учебной мотивации
- Факторы учебной мотивации
- субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)
- субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)
- субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)
- организация образовательного процесса ;
- организация образовательного процесса ;
- организация образовательного процесса ;
- Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность
- Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность
- Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность
- специфика учебного предмета .
- специфика учебного предмета .
- специфика учебного предмета .
- Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);
- Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);
- Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);
Пути повышения мотивации
- создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
- создание нестандартных ситуаций на уроке
- демонстрация достижений учащегося
- умение создать на уроке ситуацию успеха
- включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую)
Как вы думаете в различные периоды развития общества меняются ли мотивы учения школьников?
Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решаю- щее значение придается не мотивам обучения — внешнему на- жиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.
Через какой метод исследования можно составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов???
3. Формирование и изучение учебной мотивации
Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся?
Сначала определим те виды деятельности, которые должны быть главными, ведущими в учебно-воспитательной самодеятельности учащихся.
Виды деятельности учащихся
Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы:
- Учебно-познавательная деятельность.
- Деятельность по саморазвитию своих способностей.
- Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера.
- Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.
Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.
Развитие внутренней мотивации учения.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.
Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей используются такие "педагогические подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов
.
Изучение учебной мотивации
- Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.
Познавательная мотивация школьников
Психологи выделяют три уровня (по А.К.Марковой):
- широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
- учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
- мотив самообразования.
В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.
Методы стимулирования мотивации
Методы стимулирования интереса к учению
Методы стимулирования долга и ответственности
- (познавательные игры, творческие задания учебные дискуссии, установки, создание проблемных ситуаций, создание эмоционально – нравственных ситуаций: успеха, одобрения, поддержки)
- (убеждение, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения, порицания, незаконченные предложения, классные плакаты: Я могу это сделать. Я могу, когда говорю себе, что я могу. мини – сочинения.)
Методы мотивации и стимулирования
- Предъявление учебных требований
- Информирование об обязательных результатах обучения
- Формирование ответственного отношения к учению
- Познавательные затруднения
- Самооценка своей деятельности и коррекция
- Рефлексия поведения
- Прогнозирование будущей жизнедеятельности
- Развитие желания быть полезным Отечеству
- Побуждение подражать сильной личности
- Создание ситуации взаимопомощи
- «Эмпатии», сопереживания
- Поиск контактов и сотрудничества
- Заинтересованность результатами коллективной работы
- Взаимопроверки
- Рецензирование
Установки и действия педагога:
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- выбор средств, адекватных цели;
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
Установки и действия педагога:
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
Пути развития мотивов учения
Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Через усвоение учащимися общественного смысла учения.
Некоторые пути формирования мотивации учения
- Подбор информации
- Подбор учебного и иллюстративного материала
- Содержание учебного материала должно быть достаточно сложным и трудным
- задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
- Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
Значение мотивации
- Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
- Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов