СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотив воспитания

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мотив воспитания»

Мотивация учения - основное условие успешного обучения МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

МОТИВЫ УЧЕНИЯ

 «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»      В. А. Сухомлинский

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

В. А. Сухомлинский

План лекции  Мотивация Учебная мотивация  Формирование и изучение учебной мотивации

План лекции

  • Мотивация
  • Учебная мотивация
  • Формирование и изучение учебной мотивации
  Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком Мотив – это побуждение к достижению цели.

Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком

Мотив – это побуждение к достижению цели.

Что такое мотивация?  Нужна ли мотивация в обучении?  И что мотивирует вас на обучение?

Что такое мотивация? Нужна ли мотивация в обучении? И что мотивирует вас на обучение?

МОТИВ –(от латинского) приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.  Совокупность побуждений к деятельности
  • МОТИВ –(от латинского) приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
  • МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Совокупность побуждений к деятельности

ЦИКЛ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБ-  НОСТИ УСИЛИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

ЦИКЛ МОТИВАЦИИ

ПОТРЕБ- НОСТИ

УСИЛИЯ

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

 2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ   Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Учебная мотивация   - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности    Это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов .

2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Учебная мотивация   - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности

Это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов .

 Внутренний мотив  Внешний мотив Собственное развитие в процессе учения Это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом. Действие с другими и для других Узко личные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки. Познание нового и неизвестного Учеба как вынужденное поведение Направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение. Как привычное функционирование Стремление оказаться в центре внимания Отдельной группой психологи выделяют отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения. Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.

Внутренний мотив

Внешний мотив

Собственное развитие в процессе учения

Это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом.

Действие с другими и для других

Узко личные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки.

Познание нового и неизвестного

Учеба как вынужденное поведение

Направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение.

Как привычное функционирование

Стремление оказаться в центре внимания

Отдельной группой психологи выделяют отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения.

Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.

Уровни познавательных мотивов Уровни социальных мотивов   - широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;    - учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;    - узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);    - мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.    - мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Уровни познавательных мотивов

Уровни социальных мотивов

  - широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

  • широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

   - учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

   - узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

   - мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

   - мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Отчего зависит учебная мотивация…?

Отчего зависит учебная мотивация…?

Отчего зависит учебная мотивация… Интерес к информации… Уверенность в себе Направленность на достижение успеха. Интерес к людям… Потребность и возможность в самовыражении Принятие и одобрение значимыми людьми Актуализация творческой позиции Осознание значимости происходящего для себя и других Потребность в социальном признании Наличие положительного опыта… Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей

Отчего зависит учебная мотивация…

  • Интерес к информации…
  • Уверенность в себе
  • Направленность на достижение успеха.
  • Интерес к людям…
  • Потребность и возможность в самовыражении
  • Принятие и одобрение значимыми людьми
  • Актуализация творческой позиции
  • Осознание значимости происходящего для себя и других
  • Потребность в социальном признании
  • Наличие положительного опыта…
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей
  • Факторы учебной мотивации
  • Факторы учебной мотивации
  • субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)
  • субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)
  • субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)

  • организация образовательного процесса ;
  • организация образовательного процесса ;
  • организация образовательного процесса ;

  • Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность
  • Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность
  • Сама образовательная система, образовательное учреждением, где осуществляется учебная деятельность

  • специфика учебного предмета .
  • специфика учебного предмета .
  • специфика учебного предмета .

  • Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);
  • Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);
  • Субъектные особенности педагога (отношение к ученику, к своему делу);

Пути повышения мотивации  создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса  создание нестандартных ситуаций на уроке  демонстрация достижений учащегося  умение создать на уроке ситуацию успеха  включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую)

Пути повышения мотивации

  • создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
  • создание нестандартных ситуаций на уроке
  • демонстрация достижений учащегося
  • умение создать на уроке ситуацию успеха
  • включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую)

Как вы думаете в различные периоды развития общества меняются ли мотивы учения школьников?

Как вы думаете в различные периоды развития общества меняются ли мотивы учения школьников?

Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решаю- щее значение придается не мотивам обучения — внешнему на- жиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.

Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решаю- щее значение придается не мотивам обучения — внешнему на- жиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.

Через какой метод исследования можно составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов???

Через какой метод исследования можно составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов???

3. Формирование и изучение учебной мотивации  Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся? Сначала определим те виды деятельности, которые должны быть главными, ведущими в учебно-воспитательной самодеятельности учащихся.

3. Формирование и изучение учебной мотивации

Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся?

Сначала определим те виды деятельности, которые должны быть главными, ведущими в учебно-воспитательной самодеятельности учащихся.

Виды деятельности учащихся Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы: Учебно-познавательная деятельность. Деятельность по саморазвитию своих способностей. Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера. Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.

Виды деятельности учащихся

Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы:

  • Учебно-познавательная деятельность.
  • Деятельность по саморазвитию своих способностей.
  • Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера.
  • Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.
Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.

Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.

Развитие внутренней мотивации учения.   Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.  Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.

Развитие внутренней мотивации учения.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей используются такие

Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей используются такие "педагогические подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов

.

Изучение учебной мотивации Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.

Изучение учебной мотивации

  • Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.
Познавательная мотивация школьников Психологи выделяют три уровня (по А.К.Марковой): широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования. В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.

Познавательная мотивация школьников

Психологи выделяют три уровня (по А.К.Марковой):

  • широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
  • учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
  • мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.

 Методы стимулирования мотивации Методы стимулирования интереса к учению  Методы стимулирования долга и ответственности  (познавательные игры, творческие задания учебные дискуссии, установки, создание проблемных ситуаций, создание эмоционально – нравственных ситуаций: успеха, одобрения, поддержки) (убеждение, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения, порицания, незаконченные предложения, классные плакаты: Я могу это сделать. Я могу, когда говорю себе, что я могу. мини – сочинения.)

Методы стимулирования мотивации

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования долга и ответственности

  • (познавательные игры, творческие задания учебные дискуссии, установки, создание проблемных ситуаций, создание эмоционально – нравственных ситуаций: успеха, одобрения, поддержки)
  • (убеждение, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения, порицания, незаконченные предложения, классные плакаты: Я могу это сделать. Я могу, когда говорю себе, что я могу. мини – сочинения.)
Методы мотивации и стимулирования Волевые Предъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Познавательные затруднения Самооценка своей деятельности и коррекция Рефлексия поведения Прогнозирование будущей жизнедеятельности Социальные Развитие желания быть полезным Отечеству Побуждение подражать сильной личности Создание ситуации взаимопомощи «Эмпатии», сопереживания Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность результатами коллективной работы Взаимопроверки Рецензирование

Методы мотивации и стимулирования

  • Волевые
  • Предъявление учебных требований
  • Информирование об обязательных результатах обучения
  • Формирование ответственного отношения к учению
  • Познавательные затруднения
  • Самооценка своей деятельности и коррекция
  • Рефлексия поведения
  • Прогнозирование будущей жизнедеятельности
  • Социальные
  • Развитие желания быть полезным Отечеству
  • Побуждение подражать сильной личности
  • Создание ситуации взаимопомощи
  • «Эмпатии», сопереживания
  • Поиск контактов и сотрудничества
  • Заинтересованность результатами коллективной работы
  • Взаимопроверки
  • Рецензирование
Установки и действия педагога:  совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;   выбор средств, адекватных цели; учет возрастных особенностей школьников; выбор действия в соответствии с возможностями ученика; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;  нестандартная форма проведения уроков;

Установки и действия педагога:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  •   выбор средств, адекватных цели;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
Установки и действия педагога: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; эмоциональная речь учителя; использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; применение поощрения и порицания; вера учителя в возможности ученика; формирование адекватной самооценки учащихся;

Установки и действия педагога:

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;

Пути развития мотивов учения Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Пути развития мотивов учения

Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Некоторые пути формирования мотивации учения Подбор информации Подбор учебного и иллюстративного материала Содержание учебного материала должно быть достаточно сложным и трудным

Некоторые пути формирования мотивации учения

  • Подбор информации
  • Подбор учебного и иллюстративного материала
  • Содержание учебного материала должно быть достаточно сложным и трудным
задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
  • задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
  • Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
Значение мотивации Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Значение мотивации

  • Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
  • Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
  • Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов