МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ИСКУССТВОМ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР
УСПЕХА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ОБОУ СПО «Суджанский техникум искусств»
Н.М.Плетнёва
Система культуры и искусства ставит задачу нравственно-эстетического воспитания. С помощью современных технологий можно обеспечивать условия для формирования адекватной самооценки обучающегося. Самооценка - это ценность, которая приписывается себе или отдельным своим качествам. Она оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей, придает такие качества, как инициативность, предприимчивость, способность к адаптации, к различным условиям. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения. Американский философ и психолог У .Джеймс (1842-1910) вывел формулу: Самооценка=У спех/Уровень притязаний. Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания. Совета по коррекции заниженной самооценки: найти свои положительны е качества; перестать себя жалеть; завести журнал успеха; планировать свои дела; стимулировать себя; искать плюсы.
Сегодня каждый педагог музыкальной школы должен владеть технологией исследовательской деятельности, владеть технологиями как диагностическими, так и развивающими, психолого-педагогического цикла.
Традиционный подход музыкального образования проявляется в рамках объяснительно-иллюстративной парадигмы образования, суть которой понимается как обучение ученика исполнению эталонов музыкального искусства в соответствии с авторской трактовкой произведения. Позитивная сторона такого обучения выражается в искреннем стремлении традиционной музыкальной педагогики обучать исключительно образцам классического, высокохудожественного, полноценного искусства, добиваясь соответствующего профессионального исполнения как результата обучения. Эта цель - стремление к совершенному исполнению музыкального произведения является зачастую единственной, и для ее достижения педагог делает все возможное. Здесь появляется целая череда негативных сторон традиционного обучения, главная особенность которого выражена в ориентации педагогов на репродуктивные стратегии и методы обучения. Они ярко проявляются в требованиях к учащимся, к себе и родителям: схематическое выполнение классных и домашних занятий, стандартные программные требования обучения. Доминирование репродуктивных способов музицирования проявляется в стремлении педагогов максимально “подтянуть” технические и сенсомоторные возможности учащегося к профессионально совершенному музыкальному исполнению произведения. Другими словами, во имя достижения задачи программного исполнения музыкального произведения фактически вычерпывается психоэнергетический потенциал ребенка. Задатки и способности учащегося в этом случае используются как средство достижения идеального музыкального исполнения.
Что же такое мотивация? Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают ей направленность на достижение определенных целей. В психологии выделяют внутреннюю и внешнюю мотивации. Внешняя - это чаще всего «кнут и пряник». Обе роли чаще всего выполняет оценка, но с возрастом ученики все меньше придают значения формальным оценкам. Что же тогда понимается под развитием внутренней мотивации у учеников? Откуда же произрастает внутренняя мотивация? Она произрастает через подражание тем людям и общностям, которые по каким- либо причинам привлекательны для ребенка и для «обретения себя», своей самостоятельности в этом сообществе. Ни одна сфера не дает такой возможности в утверждении собственной индивидуальности ребенка, как искусство.
Состояние, полученное в ходе реализованного, свершившегося творческого акта, запоминается в чувственной памяти навсегда. Это заставляет человека снова и снова идти к такой творческой деятельности в поисках повторения и развития пикового переживания.
Дети могут учиться в школах искусств с разной степенью успешности благодаря разным мотивам. Например, мотиву достижения успехов в учебе, мотиву познания, общения, даже благодаря повышенной мотивации их родителей. Но особое место в мотивации к искусству занимает «эйфорическая мотивация», то есть мотивация получения удовольствия от занятий искусством, вне зависимости от оценок. Необходимо эти состояния использовать как ступеньки к еще большему росту в творчестве. Наибольшие пики бывают в ситуациях публичных выступлений. Ученик со сцены может выйти удивленным открытию самого себя, способного на большее, чем он предполагал. Это состояние Г.Г.Нейгауз называл «островом радости», к которому человек стремится всю жизнь, а С. Рихтер после концерта, боясь расплескать впустую свой энергию, запирался от всех и продолжал играть до утра.
Рассмотрим типичные причины детского нежелания заниматься музыкой и попытаемся понять, что с этим делать.
Упрощение занятий музыкой.
Однажды Иоганн Себастьян Бах на вопрос о том, как ему удается так „ виртуозно играть на органе, ответил: «Моя шра не заслуживает такого внимания и похвал! Ведь мне нужно всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время - и тогда инструмент играет сам...». Едва ли не каждой музыкальному педагогу приходилось встречаться с людьми, которые придерживаются похожей точки зрения. Эти люди искренне считают, что музыка - это легкое и приятное аристократическое времяпрепровождение. Правда, все эти люди - те, кто сами не учились музыке, и не могли наблюдать процесс обучения в ближайшем окружении. Вместе с тем каждый, кто хотя бы месяц посидел за инструментом или мог наблюдать музыкальные занятия со стороны, прекрасно понимает: великий Бах произнес свою знаменитую фразу не без хорошей порции иронии. Ведь виртуозное исполнение - результат многих часов занятий в течение многих лет. Пианисту придется усердно заниматься, для того чтобы исполнить простенькую двустрочную миниатюру. Ребенок, который по тем или иным причинам до начала занятий музыкой был уверен в простоте и легкости этого вида деятельности, может испытывать сильное разочарование. Непонимание проблемы родителями только усугубляет ситуацию.
Истина в том, что путь становления музыканта (тем более профессионального) коротким и простым не назовешь. Сложности возникают у всех, даже самых одаренных. Прежде всего они связаны с большими временными затратами, требующими высокой работоспособности, терпения, усидчивости. Задача родителей
найти способы переключения ребенка на другие, альтернативные виды деятельности, и выстроить процесс обучения ребенка с учетом понимания специфики процесса.
Усложнение занятий музыкой.
«Музыка это сложно!» - уверена другая часть родителей. Эта крайность чревата не менее неприятными последствиями. Психологи утверждают: регулярная вербализация (словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения) сложности процесса, вызывает у детей снижение умственных способностей и ведет к потере здоровья. Само слово «сложно» детям противопоказано. Психологическая реакция на «сложно» движется по формуле «сложно» - «невозможно» - «не справлюсь». В результате появляется стресс и множество негативных физиологических реакций: мышечные зажимы, сужение сосудов, быстрая
утомляемость, снижение работоспособности и когнитивных (способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) функций, прежде всего внимания и памяти. Среди других побочных эффектов понятия «сложило» — потеря аппетита, нарушение сна, падение иммунитета, обострение имеющихся и возникновение новых хронических заболеваний.
В результате ребенок раз за разом не справляется с тем, с чем он блестяще справился бы в комфортных для него условиях. А это уже прямой путь к заниженной самооценке и привычной, хронической неспособности к самореализации. Поэтому сегодня специалисты рекомендуют учителям начинать урок не с фразы «Сегодня мы будем проходить очень сложную тему», а, к примеру, так: «Сегодня у нас очень интересная тема!». Музыканты к тому же могут использовать чрезвычайно удобное в данном случае понятие: «Поиграем.1». Ведь в понимании ребенка игра - это весело и здорово!
Усталость от занятий музыкой.
В.Спиваков признался в одном из телевизионных интервью, что отец заставлял его повторять пассаж по столько раз, сколько спичек было в коробке. Постепенно опустошив коробок, он начинал складывать спички обратно, а его талантливый сын «шлифовал» тот же пассаж еще сотню раз. Неудивительно, что у будущего выдающегося скрипача и дирижера возникало стойкое желание навсегда бросить скрипку. Кстати, от интенсивных музыкальных упражнений уставали в детстве даже гениальные Бетховен и Моцарт. Одна из главных причин «не хочу» кроется в том, что люди склонны уставать от работы, любой, даже любимой. Наступление усталости практически неизбежно, когда работа ноет- регулярный характер, вменена в обязанность, и качество ее выполнения оценивается. Для детей же вмененная рутина особенно изнурительна. А систематическая оценка результатов их усилий по балльной школьной системе вызывает эмоциональные перегрузки и провоцирует дискомфортные состояния. Надо быть готовым к тому, что юный музыкант, который работает в то время, когда его друзья развлекаются, несколько раз в неделю получает отметки, и каждую четверть сдает мини-экзамены (академические концерты и технические зачеты), рано или поздно начнет протестовать. Можно искать способы борьбы с рутиной и действовать в двух направлениях:
не стоит сводить жизнь ребенка исключительно к занятиям за инструментом. Хорошо, если он будет чередовать музыку с другими, не оцениваемыми так строго увлечениями. Необходимо выкраивать время для общения с друзьями, для подвижных игр и физических упражнений или для хореографии, чтения, театров, зоопарка и т.п.
придумать способы оптимизировать и разнообразить сами музыкальные занятия.
Переоценка музыкальной одаренности.
Родители, которые уверены в наличии у своих детей способностей, конечно же, правы. Каждый ребенок способен, но каждый по-разному и в разных областях. Одни дети демонстрируют выраженную одаренность в нескольких видах деятельности одновременно, так что сложно бывает определить, какие же из способностей развивать в первую очередь. Талант других к чему-то определенному виден, что называется, «невооруженным глазом». Дети третьей группы часто выглядят «середнячками», не потому что бесталанны, а потому что их потенциал по тем или иным причинам не проявлен. Ведь до сих пор стандартным мерилом способностей ребенка является его успеваемость в основной школе. «Тройки» по школьным предметам стали маркером интеллектуальной серости, посредственности и, следовательно, не успешности. Проще троечнику, у которого разглядели спортивные задатки; то, что у ребенка «золотые руки» будущего мастера* родители, а тем более, школьные учителя, замечают и ценят крайне редко.
Поэтому уже сам факт признания того, что способности у ребенка есть, автоматически повышает вероятность их проявления. Ошибка некоторых родителей детей-музыкантов кроется не в факте убежденности в наличии у ребенка способностей, а в определении их типа и области их реализации.
.
Поэтому уже сам факт признания того, что способности у ребенка есть, автоматически повышает вероятность их проявления. Ошибка некоторых родителей детей-музыкантов кроется не в факте убежденности в наличии у ребенка способностей, а в определении их типа и области их реализации.
Необходимо помнить, что концентрация усилий в одном направлении и пренебрежение другими, потенциально перспективными, может обойтись ребенку дорого. Особенно, если родители ждут выдающихся успехов в той сфере, где способности ребенка не дотягивают до уровня предъявляемых к ним требований. Самый непредвзятый анализ потенциала необходим ребенку, которому родители прочат карьеру профессионального музыканта. Ведь уровень способностей здесь определяют многие составляющие. Среди них и наличие хороших музыкальных данных (звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма), и интеллектуальных способностей (памяти, логики, внимания), и развитой эмоциональности. Вокалисту необходим голос, инструм енталисту — оптимальное для того или иного инструмента строение исполнительского аппарата. Добавьте к этому терпение, усидчивость, работоспособность и желание заниматься музыкой самого ребенка. Ребенок может отказаться от музыки, если чувствует, что даже титанических усилий с его стороны недостаточно для освоения предлагаемой программы обучения. Занятия музыкой будут для ребенка благом лишь при условии соответствия требований его творческому и исполнительскому потенциалу.
Переоценка физических возможностей.
Занятия музыкой есть не что иное, как дополнительные учебные часы. Следовательно, это дополнительная нагрузка и на мозг, и на тело. К сожалению, физическую усталость юного музыканта его родители часто путают с банальной ленью. Ребенок же в это время просто выдыхается. Так могут «перегореть» даже высокоодаренные дети. Случаются и более экстремальные попытки музыкального образования. Это происходит, когда родители скрывают от педагога наличие у ребенка проблем со здоровьем, являющихся препятствием в той или иной музыкальной специализации. К примеру, ребенка со слабыми легкими отдают на духовое отделение, или с заболеванием суставов - на струнное. Вместе с тем спектр музыкальных специальностей настолько широк, что практически каждый может выбрать себе занятие и по вкусу, и по силам. Музыкальное обучение, как, впрочем, и всякий иной вид деятельности, следует выстраивать с учетом состояния здоровья ребенка и его физических возможностей.
Отсутствие режима дня.
Составляем режим юного музыканта:
Строим каркас, основа которого - обеспечение правильной работ» организма. Жесткие требования: сон (8-10 часов в зависимости от возраста) и прием пищи (не менее 5 раз в сутки), физические упражнения.
Вписываем время уроков - общеобразовательных, затем музыкальных занятий. А также кружков, секций, занятий с репетитором и т.п. Причем расписание дополнительного образования формируем с педагогами так, чтобы между уроками были перерывы для отдыха.
Учитываем время, затрачиваемое на дорогу'.
Не исключено, что чем-то из дополнительного образования придется пожертвовать.
Обговариваем с ребенком, чем он будет заниматься в свободное время. В рабочие будни полезнее отдохнуть, а заодно и пообщаться со сверстниками на свежем воздухе. Времяпровождение у телевизора и компьютера целесообразнее «отодвинуть» на выходные. В выходные не упускаем возможности и погулять на улице, и заняться физкультурой.
Определяем время для подготовки школьных уроков и домашних занятий музыкой. Между домашними «уроками» должны быть «переменки»!
Перед сном - час свободного времени. Для полноценного отдыха ночью ребенок должен отрешиться от дневных забот и получить максимум положительных эмоций. Это время подходит для чтения или дружеского общения.
Жестким в режиме дня по большому счету является только время сна и приема пищи. По факту - еще и общеобразовательная школа. Все остальное можно варьировать, это позволит сделать график более гибким. Режим дня - главное, что должно заботить родителя ребенка, у которого увеличилось количество учебных часов. Правильный, физиологически выверенный распорядок обеспечит и сохранность здоровья, и успешность в учебе. Отсутствие режима дня - тот риф, о который чаще всего разбиваются карьеры юных музыкантов.
Литература
Александрова JI. Первая дельфийская песня: речь и музыка / Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы международной научной конференции - Мин. культуры РФ, Новосибирская государственная консерватория, Новосибирск, 2002.
Музыка в механике социума. // «Играем с начала», №1(95) январь, 2012 г.
Тисленко О. С. Самооценка. Режим доступа: \