Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе
«Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Мотивация
внешняя
внутренняя
если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней
если мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью
требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские убеждения.
внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда дети тянутся к знаниям
из любопытства,
ради удовольствия,
потому что данный
предмет или действие
вызывают у них
искренний интерес
ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность
- Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде приобрести.
- не может быть работа над проектом очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Преимущества учебно-исследовательской и проектной деятельности:
- детские «почему?», являющиеся источником любого исследования – мощный стимул к изучению науки;
- вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации;
- исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета. (Здесь дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях: ученик выбирает интересующий его вопрос из предметной области и с увлечением ищет ответ на него)
Проблемы:
- Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
- Дети, как правило, начинают работу с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
- Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
- Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя в сю работу, оставив детям самый минимум.
Пути решения проблем:
- Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
- Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
- Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
- Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
«Плюс» первый
Одна из причин внимания к методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек
все меньше пишет ручкой,
все больше на компьютере.
Вне всяких сомнений –
проектирование относится
к методам обучения,
отвечающим современной
жизни.
«Плюс» второй
В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.
«Плюс» третий
Метод проектов развивает умения: обмениваться новыми идеями, работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, сопереживать и признавать различные мнения. Помогает детям почувствовать себя успешными, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации к изучению предметов и эффективности учебного процесса в целом.
Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию:
- Изготовление гномона. (5 класс)
Проблема: «Можно ли в течение одного урока увидеть, как изменяется высота Солнца над горизонтом». Время работы – 10 минут.
- Определение относительной высоты холма на местности. (5 класс)
Проблема: «Можно ли в течение одного урока с точностью до см измерить относительную высоту холма». Время работы – 10 минут
- Ориентирование на местности. Глазомерная съемка местности. (6 класс)
Проблема: «Можно ли в течение одного урока определить свое положение относительно сторон горизонта и составить топографический план». Время работы – 20 минут.
- Определение расстояний, направлений и географических координат по глобусу и карте. (6 класс)
Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать, что в какой стороне от меня находится и где, и на каком расстоянии». Время работы – 20 минут.
Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию:
- Определение ГП и особенностей природы материка». (7 класс)
- Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать где находится материк, как он выглядит, каковы его природные особенности». Время работы – 25 минут.
- Вычисление показателей изменения численности населения отдельных континентов. (7 класс)
Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать, сколько человек живет на каждом континенте и что влияет на плотность и количество населения на разных материках». Время работы – 25 минут.
Части света
Численность в млн человек и в %
Районы с наибольшей плотностью
Районы с наименьшей плотностью
Причины
Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию:
- Природные комплексы Северного Кавказа. (8класс) Проблема: « Можно ли в течение одного урока составить маршрут путешествия». Время работы – 25 минут.
Маршрутный лист 2. Тур: Кавказские минеральные воды. Маршрут: Пятигорск – Кисловодск.
- Особенности географического положения.
- Особенности рельефа и причины.
- Что такое куэсты.
- Особенности климата и причины.
- Что такое фен и бора.
- Особенности природы (природные зоны).
- Курортная группа городов.
- Какое лечение можно получить?
- Достопримечательности курортной зоны.
- Виды транспорта, которые вы будете использовать.
Маршрутный лист 1. Тур по реке Кубань. Маршрут: Черкесск – Невинномысск - Армавир – Краснодар – Темрюк
- Особенности географического положения.
- Особенности рельефа.
- Особенности климата.
- Особенности течения реки.
- Режим реки.
- Питание реки.
- Особенности использования земли Прикубанской низменности.
- Что такое плавни и как они используются?
- Особенности быта местных жителей.
- Достопримечательности Кубанского края.
- Виды транспорта, с помощью которого вы будете совершать путешествие по реке Кубань.
Маршрутный лист 4. Тур. Высокогорный Дагестан. Маршрут: Махачкала - Базардюзю
- Особенности географического положения.
- Особенности рельефа.
- Особенности климата.
- Что такое черные бури и причины их возникновения.
- Особенности природы.
- Минеральные ресурсы.
- Дагестанские реки.
- Особенности быта и хозяйственной деятельности населения.
- Какое лечение можно получить?
- Особенности отдыха в горах.
- Виды транспорта, которые вы будете использовать.
Маршрутный лист 3. Тур. Черноморские курорты. Маршрут: Анапа - Сочи
- Особенности географического положения.
- Особенности рельефа и причины.
- Особенности климата и причины.
- Особенности циркуляции воздушных масс.
- Какова продолжительность вегетационного периода?
- Особенности растительного и животного мира.
- Особенности хозяйственной деятельности местного населения.
- Какое лечение можно получить?
- Достопримечательности черноморских курортов.
- Виды транспорта, которые вы будете использовать.