СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация как путь повышения эффективности учебного процесса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе

Просмотр содержимого документа
«Мотивация как путь повышения эффективности учебного процесса»

  Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе

  Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе

 «Можно привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его   напиться  нельзя».   Как  же  пробудить  у   ребят   желание 

«Можно привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя».  

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Мотивация   внешняя  внутренняя  если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней если мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские убеждения.  внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда  дети тянутся к знаниям  из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них  искренний интерес

Мотивация

внешняя

внутренняя

если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней

если мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью

требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские убеждения.

внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда дети тянутся к знаниям

из любопытства,

ради удовольствия,

потому что данный

предмет или действие

вызывают у них

искренний интерес

ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде приобрести.   не может быть работа над проектом очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность

  • Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде приобрести.
  •   не может быть работа над проектом очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Преимущества учебно-исследовательской и проектной деятельности:  - детские «почему?», являющиеся источником любого исследования – мощный стимул к изучению науки;  вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации;  исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета. (Здесь дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях: ученик выбирает интересующий его вопрос из предметной области и с увлечением ищет ответ на него)

Преимущества учебно-исследовательской и проектной деятельности:

- детские «почему?», являющиеся источником любого исследования – мощный стимул к изучению науки;

  • вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации;
  • исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета. (Здесь дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях: ученик выбирает интересующий его вопрос из предметной области и с увлечением ищет ответ на него)
Проблемы:  Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся. Дети, как правило,   начинают работу с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя в сю работу, оставив детям самый минимум.

Проблемы:

  • Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
  • Дети, как правило,   начинают работу с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
  • Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
  • Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя в сю работу, оставив детям самый минимум.
 Пути решения проблем: Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

Пути решения проблем:

  • Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
  • Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
  • Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
  • Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
  «Плюс» первый   Одна из причин внимания к  методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек  все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере.  Вне всяких сомнений – проектирование относится  к методам обучения,  отвечающим современной  жизни.

  «Плюс» первый

Одна из причин внимания к  методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек

все меньше пишет ручкой,

все больше на компьютере.

Вне всяких сомнений –

проектирование относится

к методам обучения,

отвечающим современной

жизни.

     «Плюс» второй   В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.      «Плюс» третий     Метод проектов  развивает умения: обмениваться новыми идеями, работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, сопереживать и признавать различные мнения. Помогает детям почувствовать себя успешными, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации к изучению предметов и эффективности учебного процесса в целом.

    «Плюс» второй

  В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.

    «Плюс» третий  

  Метод проектов  развивает умения: обмениваться новыми идеями, работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, сопереживать и признавать различные мнения. Помогает детям почувствовать себя успешными, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации к изучению предметов и эффективности учебного процесса в целом.

Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию:  Изготовление гномона. (5 класс) Проблема: «Можно ли в течение одного урока увидеть, как изменяется высота Солнца над горизонтом». Время работы – 10 минут.  Определение относительной высоты холма на местности. (5 класс) Проблема: «Можно ли в течение одного урока с точностью до см измерить относительную высоту холма». Время работы – 10 минут Ориентирование на местности. Глазомерная съемка местности.  (6 класс) Проблема: «Можно ли в течение одного урока определить свое положение относительно сторон горизонта и составить топографический план». Время работы – 20 минут. Определение расстояний, направлений и географических координат по глобусу и карте. (6 класс) Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать, что в какой стороне от меня находится и где, и на каком расстоянии». Время работы – 20 минут.

Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию:

  • Изготовление гномона. (5 класс)

Проблема: «Можно ли в течение одного урока увидеть, как изменяется высота Солнца над горизонтом». Время работы – 10 минут.

  • Определение относительной высоты холма на местности. (5 класс)

Проблема: «Можно ли в течение одного урока с точностью до см измерить относительную высоту холма». Время работы – 10 минут

  • Ориентирование на местности. Глазомерная съемка местности. (6 класс)

Проблема: «Можно ли в течение одного урока определить свое положение относительно сторон горизонта и составить топографический план». Время работы – 20 минут.

  • Определение расстояний, направлений и географических координат по глобусу и карте. (6 класс)

Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать, что в какой стороне от меня находится и где, и на каком расстоянии». Время работы – 20 минут.

Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию: Определение ГП и особенностей природы материка». (7 класс) Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать где находится материк, как он выглядит, каковы его природные особенности». Время работы – 25 минут. Вычисление показателей изменения численности населения отдельных континентов. (7 класс) Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать, сколько человек живет на каждом континенте и что влияет на плотность и количество населения на разных материках». Время работы – 25 минут. Части света Численность в млн человек и в % Районы с наибольшей плотностью Районы с наименьшей плотностью Причины

Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию:

  • Определение ГП и особенностей природы материка». (7 класс)
  • Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать где находится материк, как он выглядит, каковы его природные особенности». Время работы – 25 минут.
  • Вычисление показателей изменения численности населения отдельных континентов. (7 класс)

Проблема: «Можно ли не выходя из класса узнать, сколько человек живет на каждом континенте и что влияет на плотность и количество населения на разных материках». Время работы – 25 минут.

Части света

Численность в млн человек и в %

Районы с наибольшей плотностью

Районы с наименьшей плотностью

Причины

Примеры учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии, направленные на внутреннюю мотивацию:

  • Природные комплексы Северного Кавказа. (8класс) Проблема: « Можно ли в течение одного урока составить маршрут путешествия». Время работы – 25 минут.

Маршрутный лист 2. Тур: Кавказские минеральные воды. Маршрут: Пятигорск – Кисловодск.

  • Особенности географического положения.
  • Особенности рельефа и причины.
  • Что такое куэсты.
  • Особенности климата и причины.
  • Что такое фен и бора.
  • Особенности природы (природные зоны).
  • Курортная группа городов.
  • Какое лечение можно получить?
  • Достопримечательности курортной зоны.
  • Виды транспорта, которые вы будете использовать.

Маршрутный лист 1. Тур по реке Кубань. Маршрут: Черкесск – Невинномысск - Армавир – Краснодар – Темрюк

  • Особенности географического положения.
  • Особенности рельефа.
  • Особенности климата.
  • Особенности течения реки.
  • Режим реки.
  • Питание реки.
  • Особенности использования земли Прикубанской низменности.
  • Что такое плавни и как они используются?
  • Особенности быта местных жителей.
  • Достопримечательности Кубанского края.
  • Виды транспорта, с помощью которого вы будете совершать путешествие по реке Кубань.

Маршрутный лист 4. Тур. Высокогорный Дагестан. Маршрут: Махачкала - Базардюзю

  • Особенности географического положения.
  • Особенности рельефа.
  • Особенности климата.
  • Что такое черные бури и причины их возникновения.
  • Особенности природы.
  • Минеральные ресурсы.
  • Дагестанские реки.
  • Особенности быта и хозяйственной деятельности населения.
  • Какое лечение можно получить?
  • Особенности отдыха в горах.
  • Виды транспорта, которые вы будете использовать.

Маршрутный лист 3. Тур. Черноморские курорты. Маршрут: Анапа - Сочи

  • Особенности географического положения.
  • Особенности рельефа и причины.
  • Особенности климата и причины.
  • Особенности циркуляции воздушных масс.
  • Какова продолжительность вегетационного периода?
  • Особенности растительного и животного мира.
  • Особенности хозяйственной деятельности местного населения.
  • Какое лечение можно получить?
  • Достопримечательности черноморских курортов.
  • Виды транспорта, которые вы будете использовать.