СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация, как залог успеха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из опыта изучения различных иностранных языков. В данной статье автор раскрывает суть изучения иностранных языков с позиции учащегося и педагога, делится опытом самостоятельного изучения и описывает проблемы,с которыми сам столкнулся, будучи обучающимся, а в дальнейшем - как эти проблемы решались педагогом при обучении детей иностранным языкам.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация, как залог успеха»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»



Доклад из опыта работы



Тема: Мотивация, как залог успеха изучающего второй иностранный язык










Докладчик: Чехова Снежана Николаевна

учитель английского языка



Проблема многоязычия в общеобразовательной школе обсуждается на всех уровнях уже много лет. И несколько лет практика преподавания второго языка применяется во всех школах Российской Федерации. Но именно с 5-го по 9-й класс школьники изучают самый массивный и фундаментальный пласт языкового материала, и слабое усвоение его, отсутствие интереса к изучаемому языку ведет к неспособности углублять и расширять свои знания по английскому языку (что является задачей старшего этапа).

Еще будучи студенткой Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) по специализации «Учитель английского и немецкого языка», меня заинтересовала возможность самостоятельного изучения иностранных языков. Я подошла к этому вопросу с нескольких позиций. Меня интересовало: 1) насколько трудно изучать второй, третий, четвертый и т.д. языки; 2) насколько русский язык мешает/помогает в семантизации лексических единиц; 3) какие приемы помогают запоминать большое количество слов и какие приемы оказываются бесполезными, не смотря на их популярность. Я приняла решение изучить хотя бы основы тех языков, которые принадлежат к индоевропейской семье. Таким образом, появилась возможность их сравнения, сопоставления во всех видах речевой деятельности.

В качестве средства изучения я выбрала популярные в начале 2000х годов дистанционные курсы. Методика основывалась на ежедневном повторении одних и тех же структур. Вторым иностранным языком я выбрала французский. Первая проблема, с которой я столкнулась, спустя 2-3 месяца обучения, - это отсутствие мотивации. Отсутствие преподавателя, личного контакта, контроля со стороны – все эти факторы способствовали развитию лени, дезорганизации и, как результат, ухудшению знаний и замедлению процесса обучения. Мне пришлось искать приемы, которые с одной стороны помогали изучать язык, а с другой – поддерживали мотивацию. Такими приемами стали изучение и исполнение песен на французском языке, просмотр фильмов и телепередач на французском языке (частично), чтение периодики и живое общение с носителем языка во время отдыха за границей. Наличие большого количества интернациональных слов в родном, английском и французском языках помогало в обучении и облегчало его в некоторой степени (в случае, если я забыла слово на французском, мне помогал английский).

Третьим иностранным языком в моей практике стал немецкий. Я не выбирала этот язык, он входил в программу обучения как обязательный. Его преподавали в университете очно, но, не смотря на личный контакт, контроль и систему стимулирования стипендией, мотивации к его изучению у меня не было. Однако, наличие в языке одинаковых корней и интернациональных слов также помогало в изучении немецкого языка.

Четвертым иностранным языком я выбрала испанский. Изучение проходило, как и французского языка, самостоятельно без контроля и помощи со стороны преподавателя. Повышению мотивации к изучению испанского языка способствовал популярный сериал, который в это время шел по телевидению в России. Чуть позднее в моду стали входить музыкальные коллективы и певцы, поющие на испанском. Это также способствовало поддержанию мотивации на высоком уровне и ускоряло процесс обучения.

Нельзя сказать, что теперь я знаю эти языки в совершенстве. В дальнейшем я выбрала только 2 языка, с которыми мне было интересно работать и хотелось применить в своей работе в школе. Но многолетний опыт изучения четырех иностранных языков позволил мне сделать следующие выводы:

- изучив парадигму склонения/спряжения, грамматическую систему, базовую лексику одного языка, каждый последующий язык изучать легче, но это касается только языков одной семьи (например, индоевропейской);

- опыт сравнения и сопоставления грамматических и лексических явлений разных языков дает глубокое, фундаментальное знание и более целостное представление о системе языков как таковой;

- легко учится то, что интересно и лично значимо, даже при отсутствии помощи и контроля со стороны; и наоборот, присутствие преподавателя не может гарантировать наличие мотивации к обучению, если учащийся изучает предмет по принуждению;

- самостоятельное изучение иностранных языков, с одной стороны, позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию с учетом личных пожеланий, способностей, типа нервной системы и т.д., с другой, сопряжено с низкой мотивацией, т.к. не стимулируется учителем.

В связи с этим, учитывая личный опыт дистанционного обучения, я смогла учесть все вышеперечисленное при обучении детей второму иностранному языку. Начиная с 2015 в течение трех лет года я вела кружок по французскому языку для учащихся 5-11 классов по УМК “L’Оiseau Bleu”. Дети изучали слова и правила по программе предложенного учебника, но можно было наблюдать, как в случае затруднения они обращались к знаниям из других языков: английского и русского. Учащиеся часто приходили к выводу, что не всегда русский язык помогает в изучении грамматики, т.к. он относится к синтетическому типу языков, тогда как все вышеперечисленные языки являются аналитическими, хотя и имеют элементы синтеза. Этот опыт сравнения языков и дает то глубинное понимание общей системы языков, их отличие и сходство, а также способствует развитию познавательного интереса к языкам других систем. Некоторые дети отмечали, что хотели бы изучать японский, китайский или арабский.

Для поддержания интереса к предмету и лучшему запоминания лексики, я предлагала детям делать карточки, на которых они пытались нарисовать один объект, и подписать его с другой стороны по-французски. Я приносила письма, открытки и подарки от зарубежных друзей, рассказывала о своем опыте изучения языка и общения с франкоговорящими туристами. Аудирование проводилось по записям к учебнику. Но вскоре ребята решили разнообразить нашу деятельность и попробовать свои силы в ежегодном школьном конкурсе песни на иностранном языке. Так мы начали проводить еженедельные репетиции, выявлять сильные и слабые голоса, изучать современную музыку на французском языке и готовиться к выступлению. Первым выступлением был новогодний концерт, где ребята исполнили рождественскую песню «Le p'tit renne au nez rouge». Этот опыт вдохновил детей на дальнейшее изучение французского языка. В следующем году дети выбрали самостоятельно песню известной французской певицы Ализе «Moi... Lolita». На третий год изучения французского языка дети пели на сцене песню популярной певицы Лаам «Petite sœur».

В процессе работы со вторым иностранным языком выявлялись способности и склонность к французскому языку у некоторых детей. Другие же просто изучали язык, получая удовольствие от самого процесса. Но можно однозначно сказать, что все дети получили бесценный опыт сравнения разных языков во время обучения. Разнообразие форм и методов работы, изучение языка по желанию, а не по принуждению, возможность продемонстрировать свои навыки перед остальными детьми, применить знания в практической деятельности – все эти факторы способствовали повышению мотивации к изучению второго иностранного языка и самостоятельному целеполаганию на будущее.



Используемые источники:

  1. Солдатенко М. В. Мотивация обучения иностранному языку и способы ее повышения//Педагогическое образование и наука, № 3, 2008,C. 97-102.

  2. https://infourok.ru/statya-motivaciya-uchaschihsya-k-izucheniyu-vtorogo-inostrannogo-yazika-3361876.html.