Мотивация педагогов к непрерывному профессиональному развитию и включение их в творческий поиск.
Педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДОИРД города Димитровграда Ульяновской области
Емелина Ольга Владимировна
Стандарт педагога дополнительного образования, мотивация, саморазвитие, самомотивация, педагогическая компетентность, непрерывное профессиональное развитияе.
Вводная часть.
Владимир Путин на заседании президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования обозначил следующие задачи.
«Социологические опросы показывают, что подавляющее большинство учителей – это примерно 96 процентов – ценят и любят свою профессию. И такое отношение к делу, к своей миссии нужно обязательно поддерживать и поощрять.
И здесь на первый план выходят вопросы оплаты труда. Да, за последние годы средние зарплаты учителей подросли, особенно в регионах с сильным экономическими и бюджетными потенциалами.
Но вместе с тем мы уже не раз говорили, что действующую систему необходимо модернизировать, учитывать новые, возросшие требования к профессии, квалификации учителя. А значит, работать над тем, чтобы рос престиж учительского труда в обществе» В работе педагогов дополнительного образования произошли существенные изменения как в педагогическом процессе ,так и в личностном развитии. Большое внимание уделяется компетенции педагога и его профессиональное развитие, активный творческий поиск.
Также в работе педагогам дополнительного образования помогает «Стандарт педагога дополнительного образования» где полностью рассмотрены требования к педагогам ,которые сформированы по запросу современного образования.
Необходимость изучения мотивации обусловлена и тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов. И главная задача – использовать мотивацию как процесс побуждения педагогического коллектива к деятельности для достижения как личностных целей, так и целей организации.
Гипотеза:
Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Цель - анализ и совершенствование мотивации профессионального развития педагогов .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и особенности мотивации профессионального развития педагогов образовательного учреждения.
2. Рассмотреть основные формы и методы мотивации педагогов образовательного учреждения.
3. Провести анализ факторов, мотивирующих педагогов к эффективной работе, профессиональному развитию.
4. Обобщить результаты экспериментального исследования.
5. Разработать модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов.
Объект исследования - мотивация профессионального развития педагогов.
Предмет исследования - характеристика мотивации профессионального развития педагогов МБУДО ЦДОИРД
Профессиональное развитие педагога осуществляется двумя путями:
- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
- за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных учреждением дополнительного образования мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию педагога и его желание профессионально развиваться и расти.
Профессиональное развитие педагогов в ДОД может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Однако результаты такого развития будут складываться стихийно, под влиянием самых разнообразных факторов. И если мы хотим получить эти результаты, нужна целенаправленная работа, то есть необходимо управление профессиональным развитием.
Пугачева В.П. выделяет следующие основные функции мотивации личности к профессиональной деятельности: побудительную (актуализирует намерения личности выполнять конкретный вид деятельности и активизирует определенное поведение по ее реализации); организационную (определяет возможные способы действий для реализации актуальных мотивов и достижения соответствующих профессиональных целей; регуляторную (обусловливает необходимое поведение, активизирует и направляет определенные действия, необходимые для удовлетворения потребностей и реализации актуальных мотивов; корректирующую (обеспечивает оптимальность действий и, при необходимости, их изменение, в зависимости от уровня значимости актуального для специалиста мотива) [11, с. 45 ].
Мы соглашаемся с научными обобщениями Пугачевой В.П., которая подчеркивает, что «мотивацию специалиста к профессиональной деятельности детерминируют: его профессиональная компетентность; индивидуально-психологические особенности; условия деятельности, с учетом которых происходит этот процесс; требования, которые предъявляет работа к личности специалиста»
Для характеристики структуры мотивов профессиональной деятельности педагогов можем воспользоваться теорией Б. Додонова (1984), который отметил, что причинами любой деятельности может быть совокупность следующих факторов: удовлетворенность от самого процесса деятельности; удовлетворенность от результата деятельности (созданный продукт, усвоенные знания);
вознаграждение за деятельность (зарплата, карьерный рост, слава);
желание избежать санкций, которые будут в случае бездействия.
Наблюдение за педагогами с разным стажем и опытом педагогической деятельности показало, что в течение первого года их работы имеют место определенные проблемы, связанные с адаптацией, как в педагогическом коллективе, так и с овладением самой педагогической профессией, обретение профессиональной идентичности. Внешними мотиваторами выступают старшие наставники-преподаватели, демонстрирующие собственный положительный опыт педагогической деятельности. На базе их опыта происходит стажировка молодого педагога и в случае успешной профессиональной адаптации происходит переход к следующему этапу профессионального становления и развития.
На этапе профессионализации педагогический сотрудник достигает профессиональной идентификации, вырабатывает собственный стиль педагогической деятельности, педагог приобретает высокий уровень профессионально-педагогической компетентности, стремится к профессиональному развитию и самосовершенствованию. Ему присуща способность к самомотивации.
На этапе профессионального мастерства педагог достигает высокого уровня профессионализма. В этом периоде непрерывного профессионального развития для педагога характерным является сложившийся стиль педагогической деятельности, устойчивые педагогические позиции, он способен выполнять роль наставника для начинающих преподавателей.
Таким образом, по моему мнению, профессионализм преподавателя приобретается во время его успешного педагогического становления. Преподаватель-профессионал-это выкосокомпетентная, психологически и социально зрелая личность, которая демонстрируя самомотивацию, находится в процессе непрерывного личностного и профессионального развития.
Проблема непрерывного профессионального развития педагогов все более актуализируется в связи с тем, что в РФ на современном этапе развития образования обновляются подходы к подготовке квалифицированных сотрудников, обучение становится более практиконаправленным, внедряется подготовка учащейся молодежи по стандартам, которые построены на модульно-компетентностной основе, образовательный процесс переориентируется на дуальную форму обучения.
Реформаторские преобразования в системе образования требуют инновационного педагога, с высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, смотивированным к собственному непрерывному профессиональному развитию.
Сотрудничество с коллегами в профессиональном сообществе укрепляет мотивацию и уверенность педагогов и способствует процессу непрерывного профессионального развития.
Исследуя, в частности, влияние таких факторов, как возраст и пол на мотивацию профессионального развития преподавателей, выяснили, что у педагогов мужского пола на первых позициях стояли факторы - материальное стимулирование, уровень заработной платы, возможность карьерного роста. У преподавателей женского пола ведущими мотивами педагогической деятельности и совершенствования ее эффективности были: получение удовольствия от процесса обучения, общения с коллегами, интерес к освоению и внедрению инновационных образовательных технологий.
У педагогов пенсионного возраста доминирующим мотивом к профессиональному развитию и прохождение курсового повышения квалификации было подтверждение ранее установленной педагогической категории и педагогического звания. То есть, в определенной доли преподавателей данной возрастной категории мы наблюдаем «угасания» интереса к собственному непрерывному профессиональному развитию, что логично объясняется завершением ими педагогической карьеры и профессиональной деятельности. Следовательно, данные тенденции следует учитывать при организации и внедрении системы мероприятий непрерывного профессионального развития в условиях образовательных учреждений.
Мотивация педагогов зависит как от внутренних (субъективных) факторов (индивидуально-психологических особенностей личности педагога, его возраста, пола, этапов профессионального становления и развития), так и внешних (объективных) факторов (территориальное размещение учебного заведения, наличие современного материального оборудования в учебном заведении, уровень его компьютеризации и доступа к Интернет-сети, психологический климат и стиль управления в педагогическом коллективе, создание системы поощрения и стимулирования педагогических работников, поддержка педагогов в их стремлении к непрерывному профессиональному развитию).
Внутренняя мотивация с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительностью наиболее эффективна. Внешняя позитивная мотивация скорее теряет свое стимулирующее действие по сравнению с внутренней мотивацией. Материальное вознаграждение, если оно остается на одном и том же уровне уменьшает свою мотивационную нагрузку через определенное время.
По моему мнению, эффективными путями формирования устойчивой мотивации к профессиональному развитию педагогов являются:
- на государственном уровне: повышение социального престижа педагогического труда; внедрение для выпускников педагогических учреждений высшего образования интернатуры, которая позволит «примерить» профессию педагога в реальных условиях; повышение уровня заработной платы педагогическим работникам; существенное повышение уровня оплаты труда педагогам, которые прошли сертификацию; моральное и материальное поощрение педагогов-наставников, которые обеспечивают прохождение стажировки молодых педагогов.
- на местном уровне, уровне образовательного учреждения: ознакомление педагога с инновационными технологиями;
- на уровне педагога: непрерывное профессиональное развитие преподавателя одновременно выступает его правом и профессиональной обязанностью, и поэтому педагогу необходимо оппонировать инновационными производственными и педагогическими технологиями путем формального, неформального и информального образования.