Урок есть и остаётся основной формой получения знаний. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее, чем это было 20 лет назад. В каком плане? Современный ученик стал другим - многознающим...
1 слайд
• «Это я видел, это я слышал, это я читал и т.д.»
• Современный ученик получает огромный поток информации вне школы, вне урока.
• Учитель в какой-то степени перестал быть для учеников первоисточником получения знании.
Вследствие этого, и других факторов, интерес к учебному процессу со стороны некоторых учащихся снижен. Становиться всё труднее и труднее вовлечь их в учебный процесс, в процесс формирования знаний. Школьников заставляют учиться все - учителя, родители, родственники, но желания от этого у детей не прибавляется.
А учитель обязан дать знания всем учащимся, развить их способности, склонности.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе вообще и в том числе к предмету география. Дети не заинтересованы в обучении.
Причин этого достаточно много:
• это и перегруженность школьных программ
• и оторванность изучаемого материала от жизни
• от способностей и потребностей учащихся и в конечном итоге выбора ЕГЭ и т. д.
============================================================
===========================================================
Поэтому я, как учитель географии и ставлю перед собой цель –формировать интерес детей к изучению предмета географии.
2 слайд
А как повысить интерес?
3 слайд
Необходимо доказать значимость предмета. География это один из немногих школьных предметов, тесно связанных с жизнью. Мы живём среди процессов и явлений природы.
А вот доказывать значимость предмета сегодня стало намного проще с внедрением новых компьютерных технологий в процесс обучения.
Урок приобрёл иную форму, он стал более насыщенным, иллюстрированным, интересным, познавательным, результативным.
Урок стал живым.
4 слайд
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию.
На своих уроках я использую компьютер на разных этапах обучения:
5 слайд
• как источник учебной информации, при объяснении нового учебного материала,
• при повторении и закреплении изученного.
• при проведении практических работ.
• как механизм самоподготовки и инструмент для индивидуальной работы,
• как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.
6 слайд
В своей практической деятельности при изучении новой темы я использую:
электронные пособия (виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»).
(видеофрагменты с комментариями диктора, яркие фотоматериалы, всевозможные географические карты, краткий четкий текстовой материал, графики, таблицы),
интерактивные наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы и др. На таких уроках теоретический материал представляется в доступной, наглядной форме.
Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами и т.д.
Давайте сейчас проведём мини эксперимент:
Сравним объяснение природного явления в двух вариантах:
7 слайд
1. словестное объяснение - «Цунами – это грозное природное явление, вызванное подводным землетрясением или вулканом.. Это огромная волна в районе прибрежного мелководья высотой до 40 метров, надвигающая на сушу, сметающая всё на своём пути. Скорость движения 700-800км/час»
2. словесное объяснение с использованием видеофрагмента.
Я думаю, разница очевидна даже для нас взрослых, а для детей 6 класса тем более. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Например, виртуально можно найти описание какого-либо географического объекта, спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса и т.д. Очень интересны в плане анимации интерактивные карты, где путём наложения событий и явлений с помощью стрелок, цвета и штриховки вытекает полная картина изучаемого материала. Например: климатическая карта Африки.
В познании таких явлений природы нашей Земли компьютер становится и для учителя, и для ученика главным помощником в образовательном процессе.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету.
При изучении географии активно можно использовать тематические презентации.
Учащиеся создают слайды и слайд- шоу для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей для проведения конкретного урока. Такие презентации учащиеся 9 -11классов готовят самостоятельно. Особенно при изучении стран в 11 классе такие презентации позволяют виртуально путешествовать, посетить значимые и красивейшие места мира.
Между современными детьми и учителями всегда возникает спор в вопросе объективности выставления оценок. Сегодня компьютер разрешает и эту проблему. По прохождению многочисленных тренажеров и тестов электронных учебников, оценку выставляет сам компьютер.
8 слайд
Конечно говорить о 100 % применении компьютера на уроке мы не можем, т.к большинство наших школьных кабинетов не имеют мультимедийных проекторов, интерактивной доски. Поэтому приходится брать ноутбук, проектор, который на этаже один, и достаточно часто занят т. к. все учителя пользуются ими.
Т. е. проблема обеспеченности школьного кабинета ещё достаточна остра.
9 слайд
Электронный образовательный ресурс можно определить как средство, содержащее информацию образовательного характера.
Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом будем понимать учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.
ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.
10 слайд
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
=========================================================
Но уже по своему опыту я могу подтвердить, что -
Действительно, плюсов в использовании ИКТ на уроке, много:
Во-первых, это экономит время.
Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
В-третьих, повышение мотивации обучения.
В-четвёртых, усиление интереса учащихся к урокам.
В-пятых, развитие творческих способностей.
11 слайд
ну и хотелось бы сказать и о незначительных минусах использования ИКТ
Во-первых - использование компьютера на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.
Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. Во всём нужно знать меру.
Во-вторых: Проблема выставления оценок за рефераты и доклады. Сегодня написать реферат, а точнее скачать с интернета очень просто. Но как быть учителю, который должен оценить работу.
В-третьих - Компьютер это техника, которая в любой момент может подвести.
============================================================
Просмотр содержимого документа
«Мотивация познавательной деятельности на уроках географии через ИКТ»
Автор:
Учитель географии
I квалификационной категории
МОУ Орехологовской СОШ
Бутяга Елена Григорьевна
ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ.
КАК ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС?
Необходимо доказать значимость предмета.
География - это один из немногих школьных предметов тесно связанных с жизнью. Мы живём среди процессов и явлений природы.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
- облегчает усвоение учебного материала;
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ:
- Источник учебной информации, при
изучении нового материала;
- при повторении и закреплении изученного;
- при проведении практических работ;
- механизм самоподготовки и инструмент
для индивидуальной работы;
- средство диагностики пробелов и
коррекции знаний и умений.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ТАБЛИЦ, КАРТ, ФОТОГРАФИЙ СО СПУТНИКОВ И Т. Д.
Индонезия. Цунами. wmv
- Презентация «Бразилия» выполненная ученицами 11 класса.
Презентация Бразилия. ppt
Моря России. doc
Лесные пожары. jpg
- Работа по контурной карте
- Задание по контурной карте Африки.doc
ИСПОЛЬЗУЮ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ:
ПРИМЕНЯЮ ЭОРЫ (ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)
ПРИМЕНЯЮ ЦОРЫ (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
- Часто бываю на форумах сайтов: «Учительский портал» и « Pedsovet.su » http://www.uchportal.ru/forum
http://pedsovet.su/forum/
- Выписываю книги и методические пособия через интернет магазины:
- http://www.uchmag.ru/estore/s114/?PAGEN_1=3
- Использую материалы сайтов:
http://geograph.ucoz.kz/
http://geo.1september.ru/urok/
http://festival.1september.ru/articles/506621/
http://fipi.ru/
СОЗДАЛА СВОЙ САЙТ: «САЙТ УЧИТЕЛЯ»
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКЕ:
- экономит время;
- дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;
- повышает мотивацию обучения;
- усиливает интерес учащихся к урокам;
- развивает творческие способности.