СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация познавательной деятельности на уроках географии через ИКТ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок есть и остаётся основной формой получения знаний. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее, чем это было 20 лет назад. В каком плане? Современный ученик стал другим - многознающим... 

1 слайд

•    «Это я видел, это я слышал, это я читал и т.д.»  •    Современный ученик получает огромный поток информации вне школы, вне урока.  •    Учитель в какой-то степени перестал быть для учеников первоисточником получения знании. 

Вследствие  этого,  и других факторов,  интерес к учебному процессу со стороны некоторых учащихся снижен. Становиться всё труднее и труднее вовлечь их в учебный процесс, в процесс формирования знаний. Школьников заставляют учиться все - учителя, родители, родственники, но желания от этого у детей не прибавляется.  А учитель обязан дать знания всем учащимся, развить их способности, склонности.       Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе вообще и в том числе к предмету география. Дети не заинтересованы в обучении.  Причин этого достаточно много:  •    это и перегруженность школьных программ  •    и оторванность изучаемого материала от жизни •    от способностей и потребностей учащихся и в конечном итоге выбора ЕГЭ и т. д.

============================================================

===========================================================       Поэтому я, как учитель географии и ставлю перед собой цель –формировать интерес детей к изучению предмета географии. 

2 слайд

А как повысить интерес? 

3 слайд

Необходимо доказать значимость предмета. География это один из немногих школьных предметов, тесно связанных с жизнью. Мы живём среди процессов и явлений природы.  А вот доказывать значимость предмета сегодня стало намного проще с внедрением новых компьютерных технологий в процесс обучения.  Урок приобрёл иную форму, он стал более насыщенным,  иллюстрированным, интересным, познавательным, результативным. Урок стал живым.

  4 слайд     Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и: - повышает мотивацию учащихся к учению;  - активизирует познавательную деятельность;  - развивает мышление и творческие способности учащихся;  - формирует активную жизненную позицию.   

На своих уроках я использую компьютер на разных этапах обучения:

5 слайд

•    как источник учебной информации, при объяснении нового учебного материала,  •    при повторении и закреплении изученного. •    при проведении практических работ. •    как механизм самоподготовки и инструмент для индивидуальной работы,  •    как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.

 6 слайд В своей практической деятельности при изучении новой темы я использую: электронные пособия (виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»).  (видеофрагменты с комментариями диктора, яркие фотоматериалы, всевозможные географические карты, краткий четкий текстовой материал, графики, таблицы),  интерактивные наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы и др. На таких уроках теоретический материал представляется в доступной, наглядной форме.  Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами и т.д. 

Давайте сейчас проведём мини  эксперимент:

 Сравним объяснение природного явления в двух вариантах: 7 слайд

1.    словестное объяснение - «Цунами – это грозное природное явление, вызванное подводным землетрясением или вулканом.. Это огромная волна в районе прибрежного мелководья высотой до 40 метров, надвигающая на сушу, сметающая всё на своём пути. Скорость движения 700-800км/час» 

2.    словесное объяснение с использованием видеофрагмента. 

Я думаю, разница очевидна даже для нас взрослых, а для детей 6 класса тем более. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Например, виртуально можно найти описание какого-либо географического объекта, спуститься на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса и т.д. Очень интересны в плане анимации интерактивные карты, где путём наложения событий и явлений с помощью стрелок, цвета и штриховки вытекает полная картина изучаемого материала. Например: климатическая карта Африки.

В познании таких явлений природы нашей Земли компьютер становится и для учителя, и для ученика главным помощником в образовательном процессе. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.

 Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету. При изучении географии активно можно использовать тематические презентации.   Учащиеся создают слайды и слайд- шоу для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей для проведения конкретного урока. Такие презентации учащиеся 9 -11классов готовят самостоятельно. Особенно при изучении стран в 11 классе такие презентации позволяют виртуально путешествовать, посетить значимые и красивейшие  места мира. Между современными детьми и учителями всегда возникает спор в вопросе объективности выставления оценок. Сегодня компьютер разрешает и эту проблему. По прохождению многочисленных тренажеров и тестов электронных учебников, оценку выставляет сам компьютер.  

8 слайд

Конечно говорить о 100 % применении компьютера на уроке мы не можем, т.к  большинство наших школьных кабинетов не имеют мультимедийных проекторов, интерактивной доски. Поэтому приходится брать ноутбук, проектор, который на этаже один, и достаточно часто занят т. к. все учителя пользуются ими. 

Т. е. проблема обеспеченности школьного кабинета ещё достаточна остра.

 9 слайд Электронный образовательный ресурс можно определить как средство, содержащее информацию образовательного характера.   Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом будем понимать учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.

ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

10 слайд

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

  =========================================================

 

Но уже по своему опыту я могу подтвердить, что -  Действительно, плюсов в использовании ИКТ на уроке, много:

 

Во-первых, это экономит время.  Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.  В-третьих, повышение мотивации обучения. В-четвёртых, усиление интереса учащихся к урокам. В-пятых, развитие творческих способностей.

11 слайд ну и хотелось бы сказать и о незначительных минусах использования ИКТ 

Во-первых - использование компьютера на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями. Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. Во всём нужно знать меру. Во-вторых: Проблема выставления оценок за рефераты и доклады. Сегодня написать реферат, а точнее скачать с интернета очень просто. Но как быть учителю, который должен оценить работу. 

В-третьих - Компьютер это техника, которая в любой момент может подвести. ============================================================  

 

Просмотр содержимого документа
«Мотивация познавательной деятельности на уроках географии через ИКТ»

Автор: Учитель географии I квалификационной категории МОУ Орехологовской СОШ Бутяга Елена Григорьевна

Автор:

Учитель географии

I квалификационной категории

МОУ Орехологовской СОШ

Бутяга Елена Григорьевна

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ.

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ.

КАК ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС?  Необходимо доказать значимость предмета.  География - это один из немногих школьных предметов тесно связанных с жизнью. Мы живём среди процессов и явлений природы.

КАК ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС?

Необходимо доказать значимость предмета.

География - это один из немногих школьных предметов тесно связанных с жизнью. Мы живём среди процессов и явлений природы.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ облегчает усвоение учебного материала; повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность;  развивает мышление и творческие способности учащихся;  формирует активную жизненную позицию.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

  • облегчает усвоение учебного материала;
  • повышает мотивацию учащихся к учению;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • развивает мышление и творческие способности учащихся;
  • формирует активную жизненную позицию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА  НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ:  Источник учебной информации, при  изучении нового материала;  при повторении и закреплении изученного;  при проведении практических работ;  механизм самоподготовки и инструмент  для индивидуальной работы;  средство диагностики пробелов и  коррекции знаний и умений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ:

  • Источник учебной информации, при

изучении нового материала;

  • при повторении и закреплении изученного;
  • при проведении практических работ;
  • механизм самоподготовки и инструмент

для индивидуальной работы;

  • средство диагностики пробелов и

коррекции знаний и умений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ТАБЛИЦ, КАРТ, ФОТОГРАФИЙ СО СПУТНИКОВ И Т. Д. Видеофрагмент «Цунами»  Индонезия. Цунами. wmv  Презентация «Бразилия» выполненная ученицами 11 класса.  Презентация Бразилия. ppt Моря России  Моря России. doc Фотография со спутника  Лесные пожары. jpg Работа по контурной карте Задание по контурной карте Африки.doc

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ТАБЛИЦ, КАРТ, ФОТОГРАФИЙ СО СПУТНИКОВ И Т. Д.

  • Видеофрагмент «Цунами»

Индонезия. Цунами. wmv

  • Презентация «Бразилия» выполненная ученицами 11 класса.

Презентация Бразилия. ppt

  • Моря России

Моря России. doc

  • Фотография со спутника

Лесные пожары. jpg

  • Работа по контурной карте
  • Задание по контурной карте Африки.doc
ИСПОЛЬЗУЮ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ:

ИСПОЛЬЗУЮ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ:

ПРИМЕНЯЮ ЭОРЫ (ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)

ПРИМЕНЯЮ ЭОРЫ (ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)

ПРИМЕНЯЮ ЦОРЫ (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)

ПРИМЕНЯЮ ЦОРЫ (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА Часто бываю на форумах сайтов: «Учительский портал» и « Pedsovet.su » http://www.uchportal.ru/forum  http://pedsovet.su/forum/ Выписываю книги и методические пособия через интернет магазины: http://www.uchmag.ru/estore/s114/?PAGEN_1=3 Использую материалы сайтов:  http://geograph.ucoz.kz/  http://geo.1september.ru/urok/  http://festival.1september.ru/articles/506621/  http://fipi.ru/

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА

  • Часто бываю на форумах сайтов: «Учительский портал» и « Pedsovet.su » http://www.uchportal.ru/forum

http://pedsovet.su/forum/

  • Выписываю книги и методические пособия через интернет магазины:
  • http://www.uchmag.ru/estore/s114/?PAGEN_1=3
  • Использую материалы сайтов:

http://geograph.ucoz.kz/

http://geo.1september.ru/urok/

http://festival.1september.ru/articles/506621/

http://fipi.ru/

СОЗДАЛА СВОЙ САЙТ:  «САЙТ УЧИТЕЛЯ»

СОЗДАЛА СВОЙ САЙТ: «САЙТ УЧИТЕЛЯ»

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКЕ: экономит время; дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся; повышает мотивацию обучения; усиливает интерес учащихся к урокам; развивает творческие способности.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКЕ:

  • экономит время;
  • дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;
  • повышает мотивацию обучения;
  • усиливает интерес учащихся к урокам;
  • развивает творческие способности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!