Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится сталкиваться всем нам. Высшей учебной мотивацией обучающегося является его интерес к предмету. Но привлечь внимание школьника, удивить его – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, можно. Гораздо труднее удержать его интерес.
По словам Л. Н. Толстого, интерес к учению появляется лишь тогда, когда есть вдохновение, рождающееся на уроках.
Каковы же формы мотивации и условия повышения интереса к учебной деятельности? Хочу поделиться с вами, мои уважаемые коллеги, частью своего позитивного опыта в решении этой проблемы на уроках русского языка и литературы.
Главным условием, стимулирующим мотивационную деятельность, считаю следующее: комфортную учебную среду, благоприятный психологический климат, четкую постановку целей и задач как реально достижимых, творческую атмосферу урока, предоставление свободы выбора и самостоятельности в деятельности.
Идя на урок, продумываю свои первые фразы: «Доброе утро!», «Здравствуйте, сегодня интересный (важный, знаменательный) день!», «Добрый день! Начнем урок». А вот так я приветствую детей в первый день после каникул: «Здравствуйте, дети! Я рада видеть каждого из вас». Эти слова, на мой взгляд, снимают психологическую зажатость ребенка. А снятие страха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает мотивацию.
Планируя работу обучающихся на уроке, помню: учебный труд интересен, когда он разнообразен. Своевременное чередование и применение различных приемов, укрепляет желание детей овладеть знаниями.
Шуточные диалоги, скороговорки, загадки, позволяющие поставить проблему и решить ее, - путь, который заставляет обучающихся задуматься и удивиться.
Очень важным моментом на уроке считаю подведение к теме. Создается учебно-познавательная ситуация с использованием ролевой игры, которая вводит школьников в предмет темы.
Например, в учебнике Т. А. Ладыженской, по которому я работаю с детьми, в основном перед каждой новой темой дается диалог, героями которого являются дети и учитель. Включаемся в ролевую игру. Понятно, что роль «Я – учитель» у детей вызывает наибольший интерес. Прочитав диалог, дети называют тему и цели урока.
На урок русского языка в 5 классе при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» приношу говорящую куклу, ставлю вопрос: «Кукла – это предмет одушевленный или неодушевленный?». Одушевленность и неодушевленность существительных – это понятия чисто грамматические, и их отличие друг от друга не всегда соответствует различию живого и неживого в природе. Поэтому не всегда легко определить одушевленность и неодушевленность существительных по вопросам «кто?» или «что?». В трудных случаях необходимо прибегать к помощи грамматического показателя одушевленности и неодушевленности - форме В. п. множественного числа. Если у существительных во множественном числе форма В. п. совпадает с формой Р. П. , то это существительное одушевленное, а если во множественном числе форма В. п. совпадает с формой И. п., то это существительное неодушевленное.
Прием «Удивляй!» - самый универсальный прием, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечения к теме урока. Формирует умение анализировать, выделять и подводить к противоречиям. Даже хорошо известные факты становятся загадкой. Например, тема «Падеж имен существительных». В английском языке падежей нет, в дагестанском их более 50, а в русском языке – 6. Интересная информация может применяться при изучении темы «Словообразование».
На уроках по развитию речи, когда ребята создают свои тексты, необходима мотивационная установка и определенная речевая задача. Поэтому на урок в 5 Б классе по теме «Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»» я попросила детей принести в класс свои любимые игрушки. Урок получился эмоционально-познавательным.
В этом классе есть и свой литературный альманах – рукописный журнал, куда дети помещают свое творчество.
Вот пример сочинения «Снежинка – слезинка».
Снежинка – это будущая слезинка. Кругом белым-бело от снега, земля укуталась снежным покрывалом, будто невеста.
Идет снег, кружатся, порхают снежинки. Каждая со своим характером, со своей судьбой.
Сколько красоты в каждой снежинке! Снег сверкает на солнце, хочется выйти на улицу и поваляться в нем. Какая красота! Все блестит, точно серебро.
Подставишь ладонь, упадет на нее снежинка и тут же растает, это уже не снежинка, а слезинка.
Включение в учебный процесс нестандартных заданий, проведение ролевых игр, уроков-путешествий, обращение к лингвистическим сказкам, опорным схемам, таблицам благотворно влияет на отношение ребят к русскому языку.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, мотивирующими. Поэтому использую на уроках следующие приемы: инсценирование, «оратор», «автор», «суд». В 5 классе по рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник» прошел урок-суд через инсценирование. Причем, эта форма урока была предложена самими детьми. На уроке велся диалог, приводились аргументы, строились монологические высказывания, воспитывалось чувство справедливости и сострадания.
На уроках литературы привлекаю большой иллюстрированный материал с использованием аудио- и видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте являются актуальными на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических (техника реализации учебного процесса).
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов развития мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к русскому языку и литературе.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова
Апалькова Н. А.