Просмотр содержимого документа
«Мотивация учения - основное условие успешного обучения в условиях реализации ФГОС.»
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Подготовила:
Старовойтова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы.
Не хочу учиться …
- Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.Высокая мотивация обучения
- У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки .
- У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
- Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки .
2. Хорошая школьная мотивация
- Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень
мотивации является
средней нормой.
3.Положительное отношение к школе
- Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью . Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.
- Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .
- Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
- Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради.
- Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.
4.Низкая школьная мотивация .
- Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
- Эти дети посещают школу неохотно
- Предпочитают пропускать занятия.
- На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
- Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
- Находятся в серьезной адаптации к школе.
5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении :
- Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении :
- Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и
- Они не справляются с учебной деятельностью.
- Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
- Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо.
- Ученики могут проявлять агрессию.
- Отказываться выполнять задания.
- Следовать тем или иным нормам и
правилам.
- Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
- Часто у подобных школьников
- отмечаются нервно - психические
- нарушения.
Есть и другие, но менее эффективные
- Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
- Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.
Причины спада школьной мотивации:
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности
4. Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все.
Взаимоотношения между учащимися должны приниматься во внимание педагогом для обеспечения плодотворности учебного процесса.
Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого.
Способы влияния педагога на мотивацию достижения на уроке
- Ориентация учеников на самооценку деятельности.
- Учёт разного уровня развития мотива достижения.
- Создание ситуации выбора
- Воспитание ответственности за удачи и промахи.
- Обучение рефлексии
Что снижает мотивацию ребенка?
- Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
- Влияние плохого психологического климата в школе
- Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
- Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
- Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
- Кто считает себя глупым, таким и будет
- Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
- Переизбыток медийной информации вредит ребенку
- Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Пути повышения мотивации
1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые, учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;
3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений;
4) использование на уроках ИКТ;
5)использование личностной индивидуализации.
«Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своих мечтаний!»
Элеонора Рузвельт