СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивационная деятельность учащихся на занятиях ИЗО и ДПИ в детской школе искусств как главный фактор эффективности образовательного процесса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении курса ИЗО и ДПИ необходима взаимосвязь многих фактов для развития творческой личности. В результате качество знаний увеличивается, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными. При изучении курса ИЗО и ДПИ необходима взаимосвязь многих фактов для развития творческой личности. В результате качество знаний увеличивается, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.

Просмотр содержимого документа
«Мотивационная деятельность учащихся на занятиях ИЗО и ДПИ в детской школе искусств как главный фактор эффективности образовательного процесса»



«Мотивационная деятельность учащихся на занятиях ИЗО и ДПИ в детской школе искусств как главный фактор эффективности образовательного процесса»


Одна из главных задач современного образования - повышение качества обучения, воспитания учащихся, создание доступной среды для удовлетворения потребностей каждого ребенка, поэтому преподаватель ДШИ ставит перед собой основную цель - создание благоприятных условий, направленных на саморазвитие, самореализацию, самоорганизацию учащихся, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.

 Учащиеся должны уметь:

 - ставить цель и добиваться ее;

 - общаться;

- адаптироваться к ситуации;

 - ориентироваться в мире;

 - самостоятельно добывать и применять знания;

 - заботится о других и о своем здоровье.

При изучении курса ИЗО и ДПИ необходима взаимосвязь многих фактов для развития творческой личности. В результате качество знаний увеличивается, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.

Как повысить интерес к уроку ИЗО и ДПИ? Как найти подход к каждому ученику? На уроках ИЗО и ДПИ у нас самые благодарные слушатели, но как с их взрослением не потерять искру, горящую в глазах?

Необходимо мотивировать деятельность учащихся.

Что же такое мотивация?

 Мотивация— побуждение к действию и предмет (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности.

Существует несколько видов мотивации.

1. Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

  К внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологиях, наглядных пособиях, новых формах работы с учащимися, например, формы Н. Е. Щурковой, доктора педагогических наук:

- «Презентация мира».

- «Пять минут с искусством»

- «Калейдоскоп».

- «Разговор с портретом».

- «В гостях у муз»

2. Внутренняя мотивация— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Меня радует, что достаточно многим учащимся доставляет сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства.

На уроке ИЗО и ДПИ необходимо развить мотивацию, которая важна для конкретного ребенка. При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие - чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью. В этом нам помогут информационно – коммуникативные технологии, исследовательская, проектная деятельность. Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются на различную тематику по выбору учащиеся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

Хороший результат дают модульное обучение, использование новых форм Н. Е. Щурковой, доктора педагогических наук:

«Волшебный стул».

«Цветик – семицветик».

«Три желания».

«Чему уловляется мир?»

Очень важно, чтобы на уроках ИЗО и ДПИ звучали ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. В этом нам помогут факторы мотивации:

 1. Оттенки чувств.

Учить детей отстаивать свою точку зрения и общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного, например форм Н. Е. Щурковой «Разговор с портретом» поможет нам в этом. Задача ученика – проанализировать репродукцию через диалог с «портретом». Затронуть эмоциональное состояние помогут и музыкальные произведения. Большее воздействие на детей произведет классическая музыка, фрагменты из видеофильмов развивают зрительное воображение, что в большей степени помогает понять тему урока. Рисовать, проводить анализ можно  под музыку.

 2. Интерес.

  Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении. Помогут нам в этом игровые технологии. Обучение через игру позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех в творческий процесс. Сегодня актуальны коллективные и групповые формы работы, метод открытий, дифференцированный подход к каждому ученику.   

 3. Успех.

  Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества, поэтому целесообразно строить индивидуальную траекторию для каждого учащегося.   

 4. Новизна. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала, творческий подход учителя к каждому этапу занятия, смена деятельности, системно – деятельностный подход, модульное обучение, решение проблемы на уроке.

  Используя разные формы, методы обучения, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Работа на интерактивной доске очень помогает разнообразить зрительное воображение учащихся. Проведение тестовых заданий при подведении итогов позволяет детям наглядно закрепить новую тему, и оценки, выставленные компьютером, объективны.

 5. Комфорт.

  Комфорт несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью и ведет к индивидуальному росту каждого учащегося. Атмосфера радости и желание ученика прийти на следующий урок во многом зависят от преподавателя

6. Компетентность учителя.

 Компете́нтность - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

 Огромная роль в мотивации принадлежит учителю. Всё зависит от его умения говорить, умения создать теплую атмосферу и творческий климат на уроке. Умение найти к каждому свой подход, уважать мнение ученика и быть готовым к мнениям, которые разнятся с личным восприятием. Преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием. Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Верить в творческий успех детей и быть заинтересованным в конечном результате. Многие работы своих учащихся я отправляю областные, Всероссийские, Международные конкурсы, Интернет - конкурсы. Грамоты, дипломы, сертификаты на работы учащихся стимулирует творческое совершенствование.

 7. Связь с жизнью.

Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире, поэтому большое внимание уделяется вопросу формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, знания преподавателя о мотивации, видах мотивации учащихся помогут решить главную задачу современного образования в повышении качества обучения, воспитания учащихся и из пассивного слушателя ученик «превратится» в самостоятельную, критически мыслящую личность.